Из статьи "Сирийский ящик Пандоры" Александра Кузнецова

Сирийский ящик Пандоры | anna-news.info

Неспокойно и в Иордании, которая еще недавно считалась едва ли не самым стабильным государством Арабского Востока. Необходимо отметить, что король Иордании Абдалла с самого начала занял взвешенную оппозицию относительно сирийских событий. Он, конечно, осуждал Асада за репрессии и периодически призывал его уйти в отставку, но дальше этого дело не шло. Так Иордания решительно сопротивлялась присоединению к экономическим санкциям против Сирии. По словам премьер-министра королевства Аун аль-Хасауна, это нанесло бы сильный удар по иорданской экономике, поскольку Дамаск является главным экономическим партнером Аммана. Возможный разрыв с Сирией мог иметь самые катастрофические последствия для банков Аммана, Ирбида и Акабы, связанных совместными инвестиционными проектами с сирийскими компаниями и получающими четверть прибылей от операций с Сирией. Король сопротивлялся и попыткам наладить поставки оружия сирийским боевикам, понимая, что половина вооружений окажется в руках местных исламистов.
Тем не менее, сирийские события уже отозвались эхом в Иордании. В начале октября по стране прошли демонстрации, организованные местным движением «Братьев-мусульман» с требованием превратить Иорданию в конституционную монархию (в настоящее время парламент страны наделен только совещательными функциями). При этом к «Братьям-мусульманам» присоединились даже левая и либеральная оппозиция, включая крупнейшую оппозиционную партию «Нахда». Интересно, что до сих пор Иордания рассматривалась в качестве последнего островка стабильности в регионе. Местные короли пытались скорее договариваться с несогласными, чем подавлять их брутальными репрессиями, так что Иордания приобрела имидж «народной монархии». Политическую активность местных «Братьев-мусульман», по мнению индийского аналитика М.Бхадракумара, подхлестнули приход к власти их единомышленников в Египте и воинственность их коллег в Сирии.
Сирийская смута вызвала к жизни немало дремавших до сих пор чудовищ. Возрождение старых территориальных споров, конфликты между различными общинами, еще недавно мирно уживавшимися между собой, потоки беженцев, радикализация исламистов – вот далеко не полный перечень бед, хлынувших из сирийского «ящика Пандоры». Большинство наблюдателей прогнозируют, что самое худшее еще впереди. Противостояние суннитов и шиитов может привести к большой войне на Ближнем Востоке, к такому хаосу, каким не сможет управлять даже дядя Сэм с его большой дубинкой.
Александр Кузнецов