Из статьи "Сирийский ящик Пандоры" Александра Кузнецова.

Сирийский ящик Пандоры | anna-news.info


Больше всех от сирийской смуты страдает Ливан. Сирия и Ливан являются настоящими сообщающимися сосудами, настолько тесно переплетены эти страны культурными, политическими и даже родственными отношениями. В девяностые годы благодаря сирийскому вмешательству была окончена кровопролитная ливанская гражданская война. Не всем ливанцам нравилось присутствие в стране сирийских войск. Раздражение часто вызывали и произвол спецслужб, и наплыв сирийских гастарбайтеров. Но в последний год ливанцы убедились, что если тяжкая длань соседа порой вызывала неудобство, то хаос и война в слабой Сирии являются настоящей бедой для Ливана.
В мае в ливанском порту Триполи было арестовано судно «Лютфолла-1», перевозившее оружие для сирийских боевиков. Вслед за арестом местного лидера радикальных суннитских исламистов, во втором по величине городе Ливана начались столкновения между местными суннитами и алавитами. Наэлектризованную толпу удалось успокоить благодаря терпеливому посредничеству со стороны ливанского премьер-министра Наджиба Микати и молодого суннитского политика Фейсала Караме (оба – выходцы из Триполи).
В августе произошло новое обострение обстановки, связанное с захватом боевиками Сирийской свободной армии (ССА) паломников-шиитов, путешествовавших по святым местам Сирии. В ответ влиятельный шиитский клан аль-Микдат объявил, что будет захватывать в заложники не только боевиков ССА, но и граждан стран Персидского Залива, отдыхающих в Бейруте.
Однако наиболее резонансный акт нарастающего внутриливанского противостояния произошел 19 октября, когда в христианском квартале столицы Ашрафие в результате взрыва, унесшего жизни 17 человек, погиб руководитель одной из ливанских спецслужб Внутренних сил безопасности генерал Виссам аль-Хасан. Генерал аль-Хасан был одним из наиболее загадочных людей в ливанских силовых структурах. Суннит по вероисповеданию, он был одним из наиболее приближенных людей к клану Харири. В частности, на протяжении многих лет он возглавлял личную охрану премьер-министра Рафика Харири. Его роль в роковых февральских событиях 2005 года, приведших к гибели Харири до сих пор остается непроясненной. Как известно, в день теракта, унесшего жизнь ливанского бизнесмена и политика, и приведшего к выводу сирийских войск из Ливана, Виссама аль-Хасана не было рядом с шефом. Сам генерал позже объяснял это тем, что именно в то утро он должен был…сдавать экзамен для защиты докторской диссертации. Комиссия ливанских спецслужб признала это объяснение неудовлетворительным, что в дальнейшем не помешало аль-Хасану активно сотрудничать с Международным спецтрибуналом по Ливану. Генерал аль-Хасан настойчиво искал в теракте сирийский след, способствовал обвинению «Хезболлы» и иранских спецслужб в причастности к убийству Харири. Вроде бы логично было бы обвинить сирийцев в убийстве ливанского силовика. Это и не преминули сделать антисирийские силы в Ливане, заявившие, что теракт был местью Асада за гибель высокопоставленных сирийских генералов 18 июля сего года. Через несколько дней после взрыва силы антисирийской коалиции «14 марта» устроили митинг в центре Бейрута, на котором причудливо соседствовали эмблемы партии Саада Харири «аль-Мустакбаль», черные флаги «Аль-Каеды» и значки правохристианской партии Самира Джаджа. Впрочем, митинг не привел к желаемым результатам. Противникам Дамаска не удалось вывести на улицы сотни тысяч людей, как это было в 2005 году. Отставка правительства тоже не состоялась.
Внимательный анализ, однако, показывает, что в деле аль-Хасана может присутствовать не только сирийский след. Во-первых, внимание сирийских спецслужб сейчас отвлекает гражданская война. В данных условиях у них не хватает ни сил, ни средств, чтобы хозяйничать в Ливане. Во-вторых, Виссам аль-Хасан фигура не того масштаба, чтобы компенсировать потерю силовиков из «ближнего круга» Асада. В-третьих, устраивать бойню в христианском квартале сирийцам сейчас было бы опрометчиво. Ведь большая часть маронитов в нынешнем противостоянии стоит на стороне Асада. Кроме того, террористы, скорее всего, располагали своими людьми среди подчиненных аль-Хасана. Взрыв был осуществлен в день возвращения генерала из Германии, о чем знали только люди из его ближайшего окружения. Немногие знали и о существовании конспиративной квартиры в квартале Ашрафие, которой пользовался генерал. Более вероятен западный след в убийстве аль-Хасана. Его гибель была выгодна силам, пытающимся дискредитировать и свалить правительство Микати. Наджиб Микати занимает во внутрисирийском конфликте взвешенную и конструктивную позицию, пытается сохранить стабильность в Ливане и не допустить его превращение в антисирийский плацдарм. Нельзя полностью отметать и участие Моссада в покушении. Генерал аль-Хасан, будучи профессиональным контрразведчиком, сумел разоблачить несколько десятков израильских агентов в Ливане, парализовав деятельность Моссада в стране. Кроме того, израильтянам выгодно отвлечь внимание «Хезболлы» от израильской границы конфликтом с ливанскими суннитами. Так или иначе, убийство генерала Хасана было использовано противниками Сирии для дискредитации нынешнего правительства и разжигания суннитско-шиитского противостояния.