29.01.2023г.

Исторические напёрстки

Добрался-таки, развёрнутый ответ на вопрос Читателя «Льва Ш.» сегодня в рубрике «Чтиво выходного дня». Дано: «а можно сравнить нашу и западную боевую технику в условиях Арктики?». Можно и должно, поскольку после новороссийского погрома страны НАТО целенаправленно сконцентрируются не на южных рубежах России или восточных, а начнут устраивать эскалации именно в арктических широтах.

Почему? Так в Доктрине-2022 нацбезопасности США прописано. А саммит Альянса в Мадриде прошлого года расширил программный документ «Арктика для НАТО», не сообщив, правда: сколько миллиардов долларов будет выделено на вооружение и программы подготовки специальных арктических войск для «миролюбивой организации» NORDEFCO («Сотрудничество североевропейских стран в области обороны»).



Брось, какая война!


Многие убеждены, что прыжки и ужимки вокруг Арктики американцев и НАТО — сплошное прожектёрство, попытка на ровном месте создать мнимую угрозу. К сожалению, вопрос этой северной полярной области Земли, где стыкуются шельфы континентов Евразии и Северной Америки, а также находятся Северный Ледовитый океан с островами, прилегающие части Атлантического и Тихого океана… можно назвать одним словом — «будущее человечества», ни больше, ни меньше.




В 2009-м году журнал «Science» подбил бухгалтерский отчёт, который мгновенно перевернул многие представления о пустынных безмолвных просторах льдов и тундры. Здесь залегает 83 миллиардов баррелей нефти (около 10 миллиардов тонн), а сколько ещё неразведано — загадка. Объёмы природного газа — 1550 триллионов кубометров. Что особенно заинтересовало Уолл-Стрит, так русские запасы хрома и марганца, вермикулита, флогопита, угля, никеля, сурьмы, кобальта, олова, вольфрама, ртути, апатита, платиновых металлов и золота.

Кто после 2050-го будет всем богатством владеть — будет править миром, определять модель экономики и нормы потребления минимум на двух третях планеты. А по мнению наших закавыченных партнёров, ну очень много принадлежит России, особенно газа. Как собираются завладеть у ядерной супердержавы? Есть мыслишки у «мозговых центров» Пентагона, не раз озвучивались. Первый сценарий — конвенциональная война без применения ядерного оружия (до которой уже рукой подать, вообще-то).

Второй: расчёт на госпереворот в России, устранение высшего военно-политического руководства России, революции и потрясения. Пока каша будет расхлёбываться, только не зевай, захватывай несколько десятков ключевых точек на 23 тысячах километров арктической границы РФ. Населения там менее двух с половиной миллионов, а занимают они 21,6% всей территории России. Неплохой бонус, пятая часть России, да с несметными сокровищами подо льдами и в земле.

Плюс, самые короткие воздушные маршруты из Северной Америки в Евразию. Давно известно: вероятный обмен ракетными ударами между США и Россией должен проходить через пространство арктической зоны и ближний космос именно в той части планеты. Речь не только о ядерном оружии, возможность нанесения неядерных ударов крылатыми ракетами по Москве и целям стратегического характера. Их можно осуществить из арктических норвежских вод, скорость подлёта до Садового Кольца — 15 минут. Как доведут до ума гиперзвук, и того меньше.

Риторика американцев самого высшего уровня не оставляет сомнений: права России на арктический шельф, богатый залежами полезных ископаемых и Северный морской Путь — будут оспорены. В ООН или инициативном порядке «содружеством стран Арктики».



Пентагон провёл несколько учений в пределах Полярного круга, принял программу переподготовки Корпуса морской пехоты и войск союзников по НАТО, готовя их к боям в условиях Крайнего Севера. Создана новая и полнокровная воздушно-десантная дивизия, базирующаяся на Аляске. Можно дальше перечислять, чем конкретно заняты Великобритания, Канада, Норвегия, Швеция и Дания. Готовятся, причём споро.



Баланс сил.


На суше... пока в нашу пользу, Россия успела создать сеть арктических военных баз, но оптимизм излучать не стоит, в случае полномасштабного конфликта их будет крайне недостаточно. Как и сил Флота и ВКС, здесь ведь и развернётся первый этап битвы за Арктику, придётся на далёкий ТВД перебрасывать подкрепления речным, сухопутным или (если повезёт) воздушным путями. Не буду вторгаться в сферы, где понимаю мало, но умные люди уверены: без применения ядерного оружия силами Северного флота отстоять русскую Арктику крайне сложно.

Даже несмотря на отсутствие у ВМС США и НАТО ледового класса боевых кораблей и тем более — тяжёлых ледоколов. Погоды ныне стоят такие, что в летнюю навигацию наши противники способны закупорить Севморпуть группировками: «Северная Атлантика», «Баренцево море» и «Аляска». Ладно, с такой задачей янкесы справятся, перевес во Флоте там солидный, но… завоевания всегда закрепляются пехотой, которую как-то нужно на арктический ТВД доставить, снабжать, поддерживать огневыми средствами.

Просторы Заполярья таковы, там не только Корпус морской пехоты США потеряется и вымерзнет, словно мамонт, все войска НАТО до последнего обозного сгинут. Нужна техника, очень много техники. Во-первых — для выживания и перемещения людей и грузов. Специфичной, грузоподъёмной, способной работать в экстремальных условиях. Сразу сообщу, страны НАТО не могут похвастаться серийными моделями арктических вездеходов, но штучное производство организовано.

Не скажу, имеют ли заказы две частные фирмы «Arktos Developments» (Канада) и «Tyler Rentals/Amphib Alaska» (Кетчикан, штат Аляска), но ими изготовлена основная арктическая машина для транспортировки людей и грузов: двухзвенный вездеход-амфибия «Arktos». Испытания проходили у берегов Канады, в ледяных торосах подле Аляски и даже… на Каспийском море. А береговая охрана США поручила доработать машины для длительной эксплуатации в арктических широтах. С 2018-го года данные о военных испытаниях из открытых источников исчезают.


Но база понятна, основным транспортным средством будут именно «Арктосы», способные перевозить свыше 20 тонн груза или 50 тяжеловооруженных солдат по труднодоступным пересечённым местностям Арктики. Есть вопросы к их дизельным двигателям, конечно, но знающие люди бают: вездеходы во время короткого лета Заполярья смогут выживать прекрасно, как и справляться с трудными ландшафтами Кольского полуострова, основной цели стран НАТО.

Что именно будет обеспечивать непосредственную огневую поддержку «арктическим десантам» — неизвестно, несколько экспериментов с типовой техникой (БМП «Бредли» и «Страйкер») признаны провальными, равно как и применение ударных вертолётов. Не умеют пока натовцы справляться с экстремальными минусовыми температурами, а Норвегия обладает слишком малым количеством единиц «арктических» танков «Leopard 2А4» и 155-мм САУ Archer (кхе-кхе… колёсных).




Можно утверждать смело, с 2015-го года норвежские вооружённые силы поставили задачу создать крупное соединение, оснащённое модернизированными БМП «CV90» на базе механизированной бригады «Nord». На учениях НАТО в 2024-м мы увидим полную линейку специальной техники от концерна «BAE Systems». Там будут бронированные разведывательные, многоцелевые (самоходный миномёт/машина МТО), командно-штабные, инженерные и, конечно, — боевые машины пехоты «CV90» в связке с танками.



Сомневаюсь, что фантазийный (пока) Арктический корпус НАТО численностью в 60 тысяч душ способен на глубокие рейды в глубину русского Заполярья, его нечем перебрасывать, если вдруг станет лёд. Транспортные вертолёты и конвертопланы, как обещают? Короткое плечо слишком, а организация «воздушного моста» в таких широтах попросту невозможна по погодным показателям. Да и не уйдёт такой десант далеко, разве что закрепится на небольших плацдармах побережья на удалении от Норвегии или Аляски, принимая воздушные «посылки снабжения».



«Тёплый» приём


…ожидает смельчаков НАТО, если речь пойдёт о десантных операциях, неважно — морских или воздушных. Наша оборона Арктики имеет ключевой опорный пункт, от которого веером расходится вся арктическая оборона: остров Котельный в центре Севморпути. Там развёрнуты береговые ракетные комплексы «Бастион», в их интересах работают эскадрильи морской авиации. Точно такой же «опорник» существует в Мурманской области. Если грамотно взаимодействовать с подводными лодками Северного флота — ни одно корабельное соединение НАТО не проберётся в наши арктические воды.




А береговые ракетные комплексы «Бал» надёжно с 2020-го года контролируют ключевые проливные зоны, военно-морские базы, береговые объекты и ключевую инфраструктуру побережья. Знающие люди бают, что пара дюжин десантноопасных направлений тоже прикрыты «Балами» и «Бастионами». Их надёжно защищают от воздушных угроз ЗРК С-400 «Триумф» и усовершенствованные «Панцирь-С1», модификации «Тор-М2» (на шасси двухзвенного гусеничного тягача).





Русская Арктика ускоренно покрывается сетью радиолокационных постов и пунктов наведения истребительной авиации с полным циклом обеспечения в ключевых узлах обороны: побережье Карского моря, Земля Франца-Иосифа, Норильск, Тикси, Чокурдах, Черский, Кигелях, Таймылыр и т.д. Из проблем, с какими сталкиваемся, — отсутствие в нужном количестве серийных комплексов, способных вести оперативную разведку ледовых полей, мониторинг дрейфа айсбергов и метеорологической обстановки.

Если брать сухопутный ТВД Арктики, то скелетом наших мотострелковых бригад являются крайне неприятные для сил вражеского десанта танки Т-80БВМ, идеально модернизированные под реалии Крайнего Севера.




Во-первых, они потребляют лёгкий керосин, что куда удобнее дизеля. Газотурбинные двигатели (при наличии пусковых установок) можно завести за две-три минуты в самые лютые морозы. Машины получили специальные обновлённые генераторы и стартеры, систему управления огнём «Сосна-У» (тепловизор, лазерный дальномер, автомат сопровождения цели), комплексы управляемого вооружения «Рефлекс», отправляющие сверхзвуковые ракеты «по лучу».

На сегодня точными данными о численности «арктических восьмидесяток» не располагаю, по планам 2020-го года должно быть более сотни. С учётом того, что у НАТО всего пара дюжин норвежских «Леопардов» самых ранних модификаций А4 — превосходство тотальное. Как и в сопровождении «брони» «арктической пехотой» на боевых багги «Чаборз М-3».



Их некоторые модификации по сей день являются тайной, но на учениях 2018-го было на что посмотреть, когда производилась высадка на Землю Франса-Иосифа. Водитель, стрелок с 7,62-мм пулемётом, командир. А если требуется занять оборону, расчёт снимает закреплённый на кронштейнах 30-мм автоматический гранатомёт, страшное в условиях Арктики оружие, поскольку любое (даже малое осколочное) ранение оборачивается скорой смертью в морозе.

Основной «лошадкой» по перевозке личного состава и грузов являются двухзвенные вездеходы на гусеничном ходу ДТ-10ПМ «Витязь», уже поставленные на вооружение мотострелковой Арктической бригады и бригады морской пехоты Северного флота. Опять же, по слухам, уже два года идёт опытная войсковая эксплуатация танков Т-14 «Армата» в арктическом исполнении. Спутниковую связь (на ходу, без дополнительного развёртывания) обеспечивают станции «Лощина-ГУС» на базе бронеавтомобиля «Тигр-СпН».


ДТ-10ПМ «Витязь»



Выводы.

Собственные соображения пока не сформировал окончательно, насколько «граница на замке» в Арктике, не специалист в некоторых аспектах взаимодействия ВМФ и ВКС России, выполняющих в тех широтах ну очень специфическую работу. Поэтому выводы пусть делают наши заклятые партнёры, эксперты британского издания «Роял Нави», регулярно размещающие интересные статьи о предстоящем «блицкриге» НАТО в районе Севморпути и Крайнего Севера.

Итак, наглы разделяют всю русскую Арктику на четыре сектора обороны с пока (внимание!) недостаточным прикрытием сухопутными частями, но избыточной инфраструктурой. Вплоть до безлюдных модульных блок-постов, перекрывающих любые проходимые направления и условные «дороги» вблизи наших промышленных и военных объектов, особенно плотно нашпигованы ими арктические острова.




На оперативном направлении «Запад» оборону держит Северный Флот с опорой на собственные базы и военный «объект» острова Земля Александры (северо-запад архипелага Земля Франца Иосифа). Оперативное направление «Восток» имеет опорными центрами — базы на Новосибирских островах и Чукотке (базы ВВО и ТФ), при поддержке сил Тихоокеанского Флота.

Англичане подробно разбирают наши учения во время летней навигации по организации снабжения Арктики по Великим рекам Сибири и Севморпути с использованием портов полуострова Таймыр, а далее — всесезонной переброской грузов и войск по воздуху силами военно-транспортной авиации. Какие районы будут прикрываться аэромобильными и хорошо вооружёнными группами «арктической пехоты» при поддержке танков — супостат гадает. А избыточная оборонительная инфраструктура (пока безлюдная) наводит их на нехорошие мысли о готовых планах по отражению десантов.

Горячо дискутируется тема «малой ядерной войны по договорённости». Мол, Москва вежливо предупредит, что агрессию будет отражать тактическим ядерным оружием, запустит стаи «Буревестников», «Цирконов», «Кинжалов» в соответствующем исполнении и перебьёт, как полярных куропаток, все отряды натовских АПЛ, авианосные группы и тактические из эсминцев. А десанты, отрезанные от снабжения, любезно предоставит морозам, голодным белым медведям и песцам.

Так что… пока лучшие военные умы бьются над подбором ключика к Русской Арктике. И просвета в той страшной пурге что-то не видно.

https://telegra.ph/Ochen-ochen-holodnaya-vojna-01-29