14.04.2013 15:35 Даша Гасанова






После устранения от власти бессменного президента Египта 1981-2011 годов Х. Мубарака прошло два года. В отличие от соседей страна избежала принудительно-штыковой инъекции демократии по рецептам западных «докторов». Египет не бомбили ради свободы и не душили экономическими санкциями во имя народовластия. Египетских оппозиционеров не обучали в иноземных лагерях и не засылали обратно с террористическими миссиями. Смена власти в стране пирамид произошла быстро и почти бескровно. Ее удалось легализовать проведением президентских выборов – летом 2012 года на высший исполнительный пост был избран лидер фундаменталисткой партии «Братья-мусульмане» М. Мурси.
Который раз в человеческой истории революция свершилась силами одних общественных сил, а воспользовались ею совершенно иные структуры. Средний класс, творческая интеллигенция, жители крупнейших мегаполисов (Каира и Александрии) стали главными инициаторами и исполнителями революционных преобразований. С электоральной победой М. Мурси руководство над этими «преобразованиями» перешло к радикальной партии экстремисткого толка. Что только подстегнуло «ниспровергателей» режима Мубарака к новому витку демонстраций, митингов и уличных беспорядков – теперь уже против победивших на выборах исламистов. Одна из крупнейших стран Ближнего Востока сполна наслаждается плодами «арабской весны». Вот только горечи в этих плодах куда больше, чем витаминов.
Пафос от краха «диктатуры» Мубарака давно поблек на фоне лавинообразно нарастающих проблем во внутренней и внешней политике Египта. За два прошедших года улучшений в Египте не сможет отыскать самый лояльный к новым властям исследователь. Экономика погружается в стагнацию все глубже. Социальные программы урезаны, хотя и при Мубараке особой щедростью не отличались. Туризм кое-как держится на плаву, да и то во многом из-за отчаянных российских туристов – граждане всех прочих стран относятся к рискам зарубежных поездок куда более осмотрительно. Инфраструктура в Египте не то, что не строится – ремонт зданий, дорог или мостов оказывается непосильно дорог дефицитному бюджету. Образование, здравоохранение и науку лихорадит от наступающего примата религиозных исламских догм над светскими ценностями. Единственным предприятием египетской экономики, продолжающим бесперебойно работать, остается Суэцкий канал – сооружение времен британского колониального владычества. Золотовалютных запасов государства (по официальному признанию властей в марте 2013) достаточно на приобретение трехмесячного запаса продовольствия. Перспектива расшаркиваний перед МВФ с заискивающей просьбой «Дайте кредит, ну пожа-ааалуйста», становится для египетских властей насущной необходимостью. Для 90-миллионного населения еще недавно самодостаточной (!) сельскохозяйственной страны такой кредит станет краткосрочным подспорьем для современников и долгосрочным ярмом для потомков.
Оказывается, что промышленный рост, культурная среда, гражданская терпимость и социальная защищенность не возникают сами по себе. Оказывается, что эти «само собой разумеющиеся вещи» не функционируют в автономном режиме. Оказывается, что развитие страны невозможно по методу С. С Горбункова – замечательного героя «Бриллиантовой руки», который говорит продавщице: «Мне то же самое, только с перламутровыми пуговицами». Перламутровые пуговицы политических потрясений разрывают в клочья всю страну…
В Египте такая апокалипсическая картина вовсе не является фигурой речи или недобросовестным искажением фактов. Раскол в египетском обществе нарастает куда более стремительно, чем стагнация в экономике или рост государственного долга. Трехсторонние столкновения между футбольными фанатами и полицией прошлого года (десятки убитых и 14 осужденных на смертную казнь) – ужасный, инцидент, жуткое опровержение крылатой фразы «О, спорт – ты мир!». Драки с человеческими жертвами при разгоне митингов на столичном Тахрире – трагедия для сотен египетских семей. В апреле 2013 года маятник внутриегипетского насилия вышел на траекторию межконфессиональных столкновений. Это может иметь такие последствия, что все кровавые диктаторы Востока покажутся добрыми сказочниками и эталонами гуманизма.
В каирском пригороде Эль-Хусус отмечены многочисленные уличные столкновения, погибло пять человек. В официальных СМИ причинами беспорядков называются некие «межобщинные противоречия». Хотя любой очевидец готов объяснить и предметно доказать, что в египетском Эль-Хусусе прошли христианские погромы. Истребление людей по признаку вероисповедания. Геноцид населения, антикрестовый поход, убийства на средневековой почве религиозной нетерпимости – суть не в терминологии, а в ужасающих перспективах гражданской катастрофы.
С момента «воцарения» М. Мурси и концентрации власти в руках радикальных исламистов положение египетских христиан-коптов менялось от плохого к худшему. Следует отметить, что еще до бойни в Эль-Хусусе жертвами уличной преступности стало более 50 египтян христианского вероисповедания. Только при разгоне манифестации коптов в Каире 11.10.2011 года (через восемь месяцев после отставки «диктатора» Мубарака) было убито двадцать пять демонстрантов. Со своими протестующими единоверцами египетские стражи порядка деликатнее и осторожнее на порядок. С коптами местные копы не церемонятся и этот «радикальный месседж» хорошо усвоен воинственными исламистами. Межрелигиозные столкновения в Египте выплеснулись в столичные пригороды, где есть хоть какая-то власть, общественное мнение и деятельность СМИ. О погромах в провинциях мир может и не узнать.
Между тем египетские христиане – вовсе не забитая прослойка населения. Численность коптов составляет от 7 до 8 миллионов человек. Они являются коренными жителями Египта в гораздо большей степени, чем мусульмане любого толка. Египетские копты живут в крупных городах и сельской местности. У них свыше 400 общин, сотни храмов, сельхозкооперативов, фабрик, магазинов и мастерских. Экономически христианское население Египта вполне успешно – как минимум, возвышается над средним уровнем «достатка по стране». Оно не претендует на власть, но требует учета своего мнения в вопросах внутренней политики. Имеются данные о наличии подпольного огнестрельного оружия не только у исламских экстремистов, но и в коптских поселках и кварталах.
Эти люди не побегут – самые состоятельные числом в сотню тысяч человек уже уехали, остальным эмигрировать не на что и некуда. Эти люди не будут покорно подставлять шеи под топоры радикальных мясников. Без вековой готовности бороться копты элементарно бы не выжили на сотнях общин-островков посреди мусульманского моря. Эти люди будут сражаться, умирать и убивать – если у них не будет другого выбора. А ничто так не раздражает религиозного фанатика в раздираемой кризисом стране, как успешный иноверец. Пусть даже и соотечественник.
Будущее Египта решается не на кредитных переговорах с МВФ и не в дискуссиях о путях эволюции «арабской весны». Не на международных саммитах с участием президента Мурси, не в пока еще нейтральном ГенШтабе египетской армии и даже не на вечно бурлящей недовольством столичной площади Тахрир. Будущее Египта зависит от способностей властей предотвратить религиозную войну в собственной стране. От их готовности покарать палачей одной с ними веры. От умения стать «братом» не только мусульманам, но всем согражданам.
В декабре 2011 года, через полтора месяца после похорон 25 расстрелянных египетскими карателями коптов, в твиттере ожесточенного «друга» России, американского сенатора Д. Маккейна появилась некая запись. Она была обращена непосредственно к президенту РФ и гласила «Поздравляю, дорогой Владимир! Арабская весна приближается к вашим окрестностям!» Бывший кандидат в президенты США ошибся. К нашему всеобщему счастью. Сомневающиеся могут посмотреть выпуски новостей из весеннего Египта.

Египет: опасность религиозной войны