21.05.2023г.

Исторические напёрстки




Не держится у наших заклятых партнёров вода в организме, как ни стараются. Опостылевший за полгода танец с бубном вокруг передачи Киеву боевой авиации из стран НАТО ожидаемо закончился заявлением советника президента США по нацбезопасности Джейка Салливана:

«Сейчас мы перешли к обсуждению темы укрепления украинских ВВС в рамках нашей приверженности самообороны Украины, в предстоящие месяцы мы будем работать с нашими союзниками, чтобы определить, где будут переданы самолёты, сколько и кто их передаст».

Опять… врёт, как сивый мерин. Вопрос был положительно решён ещё летом прошлого года, как десятки украинских пилотов разъехались по нескольким странам Альянса для обучения, предположительно на истребителях F-16, самом массовом боевом самолёте НАТО. Добротном, относительно дешёвом, прекрасно себя зарекомендовавшем долгие годы несения боевого дежурства и участия во всех войнах натовцев.

Да, морально и технически он устарел, именно поэтому все западные страны или их союзники в очередь стоят за новой машиной — американскими истребителями F-35. Этих «вундер-вафель» ожидать до дня прямого столкновения с Альянсом не стоит, пока будут F-16AM/ВM.

Если раньше янки раздумывали над «красными линиями», то последние тупиковые события на Украине их подтолкнули к более решительным действиям, хотя Вашингтон старательно маскируется. Мол, не мы даём истребители, а только идём на встречу горячо желающим помочь пану гетьману европейцам. Если что, с ними разбирайтесь. Хорошо, наши пилоты уже копытом стучат, аж гул стоит. Поскольку именно для борьбы с «шестнадцатыми» их готовили долгие годы, нет большего азарта, чем показать Западу тщетность их усилий. Хорошей охоты мужикам…



Справка.


Для тех, кто не любит много технической информации, всё же сообщу краткие характеристики F-16. Это многофункциональный истребитель четвёртого поколения, опасен тем, что под него разработано огромное количество разнообразного вооружения, от современных высокоточных ракет нескольких классов и типов — до планирующих авиабомб. Есть и шестиствольная 20-мм пушка даже, сегодня вряд ли уместная на истребителях, но никто от такого вооружения не отказывается, особенно когда есть возможность пострелять боеприпасами с обеднённым ураном.

Начиная с 1974-го года выпущено почти пять тысяч истребителей разных модификаций, производство и модернизации проводятся по сей день довольно массово. Боеготовыми (без учёта ВВС США и Турции, стран Персидского Залива) в странах НАТО считаются более пятисот машин, на консервации хранятся около трёх сотен, «шестнадцатые» имеют в Европе самую развитую логистику и материально-техническую базу, через кабину истребителя и службы его обслуживание прошли десятки тысяч специалистов, которых можно нанять для нужд ВСУ.





Без всякого чувства превосходства готов сообщить: истребитель F-16 считается лучшим среди аналогичных однодвигательных самолётов, очень надёжен, прекрасно держится на крыле, имеет отличное для боевой авиации соотношение тяги к весу.


  • Дальность полёта — четыре тысячи км;
  • максимальная высота полёта — восемнадцать километров;
  • боевой радиус полёта — до тысячи восьмисот км;
  • экипаж — один человек;
  • максимальная скорость — две тысячи км/ч.




Воздушный бой.


Немного забытого и сегодня почти невозможного – столкновение в прямом воздушном бою наших соколов и наёмников НАТО (почему наёмников — объясню ниже). Итак, как действуют F-16 в классической модели воздушного боя по «стандартам НАТО»? Во-первых, летают большими группами, численность может быть разной, наиболее эффективно действуют «крылья» из 16-18 машин, разбитые на четыре тактических эшелона атаки.

Первый — группа (обычно пара самолётов) разведки и демонстрации, их задача понять будущее поле боя, оценить насыщенность средств ПВО, привлечь внимание истребителей противника, зафиксировать излучение бортовых РЛС противника. Разведчики обычно осуществляют имитацию атаки, по чужим самолётам залпом запускают ракеты средней дальности (или противорадиолокационные, если речь идёт о прорыве эшелонированной ПВО). Сразу разворачиваются и дают по тапкам в позиционный район своей противовоздушной обороны.

Обычно такие эволюции приводят к расстройству боевого порядка противника в воздухе, из него могут «выпасть» пары или одиночные самолёты, совершающие манёвр уклонения от ракет. На них-то и нацеливается вторая группа, ударная. Обычно работающая двумя парами, заходящими с разных высот. Если противник опытный и принимает бой — из-за спин ударной группы выныривают самолёты «резервного звена» (чаще всего — разведчики и провокаторы первой группы).





А выход из боя или бегство обеспечивают пары «группы прикрытия», обычно действующие с малых высот в тактике «ударил-удрал». По наземным целям «крыло» работает примерно так же: дразним, выявляем РЛС, атакуем двумя-тремя эшелонами с комплексным применением разных типов ракет, бежим.

Представить сегодня классический воздушный бой «самолёт на самолёт» практически невозможно, истребители НАТО и ВКС России оснащены прекрасными бортовыми радиоэлектронными комплексами, умеют взаимодействовать с различными наземными и воздушными средствами дальнего обнаружения и управления, вооружены вредными ракетами большой дальности «воздух-воздух», сами машины летают на сверхзвуке, а кое-кто уже обзавёлся малозаметностью. Но прямые столкновения возможны, особенно в случае засад, и бои будут происходить на очень коротких дистанциях.

Здесь «шестнадцатые» проиграют вчистую, поскольку даже в последних модификациях истребитель покажет лётные и боевые характеристики наших старых МиГ-29. Если по его душу вылетят Су-30 или Су-35 (с поворотными соплами для самых изысканных и эффективных противоракетных манёвров)… натовскому пилоту лучше сразу катапультироваться, шансов у него нет. Ни убежать, ни уклониться. F-16 заметная цель, боевые развороты совершает по огромным радиусам, от луча БРЛС и ракет ему не избавиться, как русским пилотам.





Способным буквально останавливаться в воздухе, сваливаться камнем «на крыло», скользить на двигателях и показывать ещё немало трюков, гарантированно избавляющих от луча вражеского радара, по которому наводятся ракеты. То есть, вектор скорости наших истребителей целиком и полностью оставляет поле боя за ВКС. По всем показателям разгона, торможения, разворота по горизонтали/вертикали, наши Су-шки мгновенно захватят инициативу даже против численно превосходящего «крыла» F-16, удержат её и выступят в роли атакующего почти весь бой.

Повозиться придётся нашим парням, если «шестнадцатые» прибудут с ракетами РВВ-АЕ, AIM-120 или MBDA Meteor, которые не требуют радиолокационной «подсветки» цели до момента её поражения, практически работающих по принципу «выстрелил и забыл». Есть боеприпасы, на которые даже средства активной РЭБ не действуют, даже наоборот — именно на источник помех и осуществляют наведение. Опасно? Конечно, но тут на первое место выйдет не технология, а человеческий фактор и качество обслуживания машин.



Проблемы с F-16.


Начну с последнего, главная проблема всех одноместных современных боевых машин — идеально работающие системы истребителя, которые настраиваются очень высококлассными специалистами. Чтобы F-16 разместить на Украине, натовским логистам и рекрутерам придётся провести глобальную операцию по разнесению аэродромной инфраструктуры, обеспечить сетецентрическое поле управления и командования «крыльями». Это не только ВПП, которые находятся под прицелом наших высокоточных ракет круглые сутки (их можно заместить участками автострад), важнее другое…

Нужно создать идеально работающую диспетчерскую службу, инфраструктуру РЛС контроля за полётами, летающими и стационарными радарами дальнего обнаружения наших самолётов и активности систем ПВО, разместить десятки современных станции сопровождения целей. А возле каждого истребителя посадить технико-эксплуатационную часть, с очень квалифицированными спецами по регламентным работам, обслуживанию, настройке всех систем, перевооружению, мелкому ремонту. Десятки тонн сложнейшего и баснословно дорогого оборудования, уязвимого, если не захватил господство в воздухе.




Если до сего дня мы не выбили все системы ПВО Украины по причине их размещения в жилой застройке (не наш метод, хм), то для прикрытия временных аэродромов с «шестнадцатыми» натовским стратегам придётся их оттуда выводить, размещать фактически в чистом поле неподалёку от импровизированных военно-воздушных центров обслуживания драгоценных «литаков» пана гетьмана. Даже в глубоком тылу продолжать молиться, как бы не прилетели ракеты Х-101 русских бомбардировщиков Ту-95МС и Ту-160 с четырьмя тысячами вёрст дальности.

Второй принципиальный момент — классность лётчиков. Рассказы, что опытных пилотов бывшей советской авиации можно переучить на F-16 за полгода-год, а то и за квартал — полная чушь. Тут уместно сказать кратко: это другое. Настолько отличное от навыков пилотирования, которые получили украинские лётчики в военном училище и за годы службы, что на освоение и уверенное применение американских истребителей у них уйдут годы. Опыт «взлёт-посадка» наработается быстро, почти мгновенно, но долгие месяцы уйдут на борьбу с рефлексами другого типа техники.

В бой против русских ВКС можно выпустить только пилотов первого класса, обученных не просто летать, а выполнять сложные боевые задачи в любое время суток, при любой погоде. Минимум с восемью сотнями часов налёта, никак не меньше. По сложным программам поэтапной подготовки, как личной, так в составе подразделения. Таких пилотов в Повитряных Силах практически нет, большинство пилотов имеют (на бывшей советской технике) 400-500 часов налёта, а многих уж и нет в помине, израсходовались. Кого сажать за штурвалы, ограниченно годных, прошедших ускоренный курс? За это время из них можно лишь вытравить прежнюю науку, профессионалов подготовить невозможно.






Если уж на МиГ-29 не удалось притормозить наши ВКС, даже с ракетами высокоточными научиться бороться… какие «шестнадцатые», прости господи? С абсолютно чуждым прицельно-навигационным комплексом для эффективного воздушного боя. Нет, за штурвалами будут сидеть наёмники, обслуживаться будут в Польше/Румынии, а украинские пилоты станут набираться боевого опыта, летая на «воздушных платформах» для запуска тех же британских «Storm Shadow» вне зоны нашей ПВО и радиуса действия истребительной авиации. А лишь потом начнут учиться делать засады, сотрудничая с воздушными и наземными средствами обнаружения.


Подведём итог.


Появление «шестнадцатых» ожидаю в самом скором времени, версию о «нескольких месяцах» считаю полной дезинформацией. Единственное, что может притормозить появление этих истребителей, — донесение нашим военно-политическим руководством до заклятых партнёров простой истины: если базироваться будут за пределами Украины, то станут законной целью прям там же. Но верится в такое чудо с трудом, скорее всего услышим привычное «будут уничтожаться в зоне досягаемости сил СВО». Что ж… хорошей охоты.

А она будет развёрнута вне всякого сомнения, с заранее известным результатом. Если верить (а ему можно верить) авторитетному в определённых кругах итальянскому изданию о боевой авиации «The Aviationist», то время F-16 давно прошло. Самые последние модификации истребителя на учениях ВВС США «Red Flag 17-01» 2017-го года бросили против четырёх машин пятого поколения F-35, разгром двух «крыльев» закончился в одном случае со счётом «15:1», во втором — «18:0». Несмотря на новейшие бортовые РЛС и пилотов-асов с тысячами часов налёта и несколькими войнами за плечами.

Итак, истребители F-16 уже поступили, можно не сомневаться. Вопрос — чьи и каких моделей: самые распространённые «Block 50/52» или же современные «Вlock 70/72» (очень сомневаюсь, правда, такая антиреклама янки не нужна)? Не думаю, что машины будут польскими, ВВС ясновельможных уже раздето до полного неприличия, а обещанные американские F-35 через два года начнут лишь поступать. Скорее всего, увидим норвежские, на четыре десятка F-16 там второй год ищут покупателей, они модернизированы, в хорошем состоянии.

Либо любые другие «с бору по сосенке», любимом способе вооружения пана гетьмана. Даже французские «Миражи» в комплекте можем увидеть, Макрон похвалился, что украинских пилотов десятками начал обучать. В любом случае, радоваться будем потом, пока придётся браться за вычисления и стараться понять — где и как F-16 будут применены. Системы наших ПВО настолько злы в зоне боевого соприкосновения, что ожидать их на севере и западе Донбасса поостерегусь. Даже с полной линейкой высокоточных и дальнобойных боеприпасов. Выщелкаем, как Повитряные Силы до этого.

Придётся плясать от печки, системы управления «крыльями» или даже звеньями и парами F-16. Они поднимаются в воздух только при наличии за их соплами самолётов дальней радиолокационной разведки типа АВАКС, без этих «коров с горбом» натовские пилоты летать не умеют, очень боятся воздушных засад. Именно поэтому на машины ДРЛО базирования в Польше надежды нет, слишком велико расстояние до Днепра, а уж тем более — восточнее его.





Это простая математика: АВАКС с их бесценными офицерами и дорогущим оборудованием на территорию «незалежной» не залетят, они немедленно станут законной добычей наших ВКС, такие риски для США недопустимы. Если будут ползать по «ленточке» украино-польской границы, то толку от них чуть: до Киева полтыщи вёрст, а до Харькова — вся тысяча. РЛС наблюдателя и командного пункта «видит» воздушные цели до 650 км на средних и больших высотах, на малых же… всего около трёхсот. Именно поэтому даже против «туземцев» их держат за спинами истребительной и ударной авиации на таком удалении, снабдив звеном «охранников».

Мы в зоне боевых действий на средних (тем более больших) высотах не летаем, лишь в одном месте АВАКС может быть полезен для F-16, называется оно — Херсонская область, стратегический, самый южный и лакомый участок фронта до самого Перекопа. Подняв всю машинерию с аэродромов Румынии, есть шанс организовать классическую воздушную наступательную операцию, постараться или прикрыть «контрнаступ» ВСУ, либо начать кошмарить наши пути снабжения из Крыма. Цель понятна, силы и средства врага тоже, нашим парням — удачи и больше звезд на борту. Доклад окончен, честь имею.

https://telegra.ph/V-ozhidanii-vozdushnyh-boyov-05-21