Как-то довелось провести оценку знаний по физике одного французского школьника из русской семьи. Парню почти 15 лет, отец достаточно обеспечен и прилагает максимум усилий, чтобы дать детям хорошее образование. Его сын, назовём его Александром, отлично учится в одной из лучших школ миллионного города Лиона.

Что же обнаружилось в ходе собеседования? Как во Франции обучают детей физике?

Тема последних уроков - электролиты. Посмотрел учебник: красивые картинки, ничего не скажешь! Пробирки с разноцветными жидкостями, розетки в разных ракурсах. Схем практически нет - одни фотографии.

И что-то, несмотря на красоту оформления, обеспокоило. Догадался не сразу, ибо предположить подобное было просто немыслимо: в тексте нет формул! Глянул на обложку - „Учебник физики и химии”. 130 страниц. Картинки, картинки, исторические экскурсы, фотографии...

(Для справки: оказывается, во Франции на обучение физике и химии отводится 1,5 часа в неделю. Если учитель не заболеет, потому что замещать некем.)

Есть даже лабораторные работы. Например, предлагают подсоединить дрель к оси маломощного моторчика и включить в цепь лампочку. Которая, конечно, должна загореться. Как это прекрасно - познавать мир! Только никто детям не объясняет, а почему лампочка загорается...

Ладно, вернёмся к электролитам. Объясняю, что с повышением температуры электролита увеличивается средняя кинетическая энергия молекул, что приводит к...

- А что такое кинетическая энергия?
Услышав такое, надо признаться, был несколько озадачен.
- Разве вам в школе не объясняли, что это такое?
Знаю, что Саша - один из лучших учеников в классе. И не в курсе, что есть кинетическая энергия??!
- А что такое потенциальная энергия, знаешь?
- Нет, нам об этом ничего никогда не говорили.
- Хорошо. А что такое энергия, можешь пояснить?
- Ну, это...
Молчание. Начинаю объяснять на пальцах. Мол, энергия тела - это его способность совершать работу. Энергия может быть разной природы: потенциальная, кинетическая, тепловая и т.д.

Проводим мысленный эксперимент. Вставляем между половицами гвоздь, сбрасываем с уровня стола мышку от компьютера. Предполагаем, что гвоздь углубится на миллиметр. Затем с того же стола сбрасываем чугунную гирю. Анализируем результат, приходим к выводу, что потенциальная энергия зависит от массы.

Потом увеличиваем расстояние, догадываемся, что существует и зависимость от высоты.
Пишу формулу: E = mgh.
- А что такое „g”?
- Ускорение свободного падения. Вы его какой буквой обозначаете?
- ...
- Что такое ускорение - вам объясняли?
- Нет.

Сильно, не правда ли? Это - самое настоящее, без прикрас и идеологических лозунгов европейское качество. Или „как обучают детей в передовой стране ядра капитализма - просвещённой Франции”.

То, что лично я испытал когнитивный шок - значит ничего не сказать. Это просто что-то немыслимое, невообразимое.

Уже прощаясь, спросил, в надежде хоть на какой-то положительный ответ. Задал вопрос по изучаемой парнем теме: какова связь между силой тока и напряжением. Тишина. Полная постмодернистская мракобесная тишина.

Вы всё ещё мечтаете о евростандартах, вы, любители евродемократии и прав евроличности??!



Мракобесие по европейским стандартам или Какой физике обучают французских детей - К чему стадам дары свободы...