05.08.2023г.

Исторические напёрстки





Прошло больше недели с момента военного переворота в небольшой, одной из самых беднейших стран Африки — Нигере. Обычно такие «мелочи» не попадают в мировые газеты даже на последние полосы и уж тем более телеканалы не тратят на какую-то «замятню у туземцев» более устного сообщения диктора аккурат перед прогнозом погоды.

А тут какая-то нездоровая ажиотация случилась: США и Франция с пеной у рта «гневно осуждают переворот», свергнутому президенту Мохамеду Базуму выделили первые полосы все транспарентные СМИ для обращения, региональная организация Экономическое сообщество стран Западной Африки (ЭКОВАС) грозит вторжением, Париж дал срок вернуть статус-кво государственности до завтрашнего полудня (а то что?). Правда, потом Елисейский Дворец опроверг «безответственные высказывания некоторых чиновников» и сообщил: французской военной интервенции не будет.

Мали и Буркина-Фасо, ближайшие соседи Нигера и те ещё любители военных переворотов предупредили ЭКОВАС, что выйдут из состава этой богадельни и будут считать агрессию против Нигера объявлением войны конкретно им. Гвинея покрутила головой, что-то подсчитала в уме и напомнила о Великой Африканской войне и неизбежной гуманитарной катастрофе, которая далеко выйдет за границы суб-региона Сахеля.

Полностью согласен, когда африканские страны начинают собираться в стаю повоевать, дело заканчивается реками крови. Великая Африканская в Конго начала XXI века (мясорубка двадцати «диких» армейских корпусов под эгидой Анголы, Намибии, Чада, Зимбабве, Руанды, Бурунди и др.) унесла жизни более пяти миллионов жизней, по сей день не закончена, разложила Африку радикальным террором. А если в авантюре собралась поучаствовать Нигерия (региональный гигант с четвертьмиллионной армией) — то можно будет говорить не о гуманитарной катастрофе, а более страшных последствия.

Ситуацию правильно понимают другие региональные игроки, именно поэтому в Москву примчался на встречу с Сергеем Шойгу его визави, начальник штаба Национальной народной армии Алжира Саид Шанегриха. Официальный пресс-релиз итогов закрытой беседы отдаёт полной профанацией «о дальнейшем плодотворном военно-техническом сотрудничестве», более понятную причину визита изложило проправительственное алжирское издание «Intel Kirby»:

«Алжир не будет сидеть сложа руки, пока происходит вторжение в соседнюю страну, сегодняшний Нигер является дружественной для нас страной».



Парализованный гигант.


Для начала о Нигерии, громче всех бряцающей оружием, вчера сообщившей о приведении в полную боевую готовность всей армии «из-за ситуации в Нигере». Информация непроверенная, из мутных источников «Wall Street Journal» со ссылкой «на неназванного офицера нигерийских вооружённых сил». Но не суть, Нигерию вполне могут затолкать в конфликт самые разные силы. На бумаге Вооружённые силы Нигерии имеют 143 тысячи человек, 100 тысяч человек — в сухопутных войсках.

Распределены по восьми дивизиям (пехотные, механизированные, смешанные и одна танковая), также есть одна Бригада Оперативного назначения, Рейнджерский батальон и несколько групп спецназа ротного штата. Это одна сторона медали, имеется и другая. В каждой из 36-ти провинций Нигерии сформированы военизированные подразделения «антитеррора», существуют племенные парамилитарные ополчения, силы самообороны и чёрт знает ещё что. Знающие люди сообщают, что с оружием в руках находятся не менее 220-240 тысяч человек, но уровень их управляемости, оснащённости и подготовки крайне низок.





Нигерия живёт за счёт экспорта нефти, 90% бюджета формируют именно эти доходы. Каждый нефтеносный штат-провинция находится в глухой оппозиции к центральному правительству, забравшему в 1999-м году из их бюджетов «нефтяные деньги». На этой почве сильны повстанческие движения, пользующиеся большой популярностью в народе и требующие (с 1960-х годов) изгнать из дельты реки Нигер все западные компании и особенно британскую «Shell». Либо перезаключить контракты с Китаем, ведущим себя более прилично. Но сильны и настроения другого толка, общие антиколониальные настроения всё больше дрейфуют в суверенитет, распределения доходов в пользу ресурсных территорий.

С 2005-го года несколько племён и этнических группировок смогли уладить свои «повстанческие противоречия» и создали сетевую и весьма влиятельную подпольную организацию «Движение за освобождение Дельты Нигера (MEND)», являющуюся для федеральной властей едва ли не второй проблемой после террористов «Боко Харам*» (*запрещена в РФ), поскольку обладает огромными запасами оружия, контролирует рынки контрабанды и нелегальной переработки нефти, способна выставить несколько тысяч отъявленных бандитов, терроризирующих как добывающие компании, так и целые провинции.

Боевики MEND великолепно экипированы, вооружены, имеют флотилии скоростных моторных лодок, сотни внедорожников, десятки кустарных броневиков. Отметились успешными атаками на военные аэродромы, гражданские аэропорты, нефтяные терминалы, нефтепроводы, колонны бензовозов под охраной военных. Стоит последним начать вялые «антитеррористические мероприятия» — боевики «Движения за освобождение Дельты Нигера» устраивают показательные акции устрашения (обстрел казарм, похищение семей военнослужащих).

По сути, MEND является гигантской ОПГ, действующей вне общепринятых в Африке правил «умиротворения этнической преступности», когда добывающие и перерабатывающие компании Запада и Китая просто покупают племенные вооружённые группировки и включают их в контуры систем безопасности под видом «охранников».

«Освобожденцы» дельты Нигера на такие дешёвые соглашения не идут, им важно приобрести политический вес, поэтому они настаивают на экстерриториальности своих этнических районов проживания, требуют справедливой «природной ренты». На деле… просто ставят «на счётчик» нефтяные компании, сначала демонстрируя им свои боевые возможности.





Освобожденцы дельты НигераА они немалые, когда британцы начали артачиться и торговаться, боевики MEND просто атаковали на быстроходных катерах плавучий терминал Бонга, расположенный… в сотне километров от берегов, тем самым дав понять: достанем везде, заставим платить любого. В ответ федеральные власти решили повоевать, подняли по боевой тревоге всю армию, сколотили кое-как Оперативную группу Войск численностью в тридцать тысяч штыков, устроили в джунглях классическую КТО. С летающими вертолётами, рычащими танками, оцеплениями, прочёсываниями, тактическими десантами в труднодоступные деревни, комендантским часом и так далее. Умылись позором.

Боевики MEND растворились в «зелёнке», набили пару сотен правительственных солдат и военная операция сама собой свернулась. После нескольких подобных стычек в четырёх провинциях Нигерии (всегда с разгромным счётом для федеральных войск) — стороны достигли каких-то тайных договорённостей.

Движение за освобождение Дельты Нигера» объявило об одностороннем прекращении повстанческой деятельности, что в ответ предложила Абуджа (столица страны, если кто не знает) — неизвестно. Злые языки (большей частью британские) утверждают: MEND своего добилось, «природная рента» от нефтяной отрасли согласована на конкретные суммы конкретным этническим анклавам и лидерам повстанцев. Версия правдоподобная, поскольку помимо «освобожденцев» Нигерия с 2009-го столкнулась с более страшной бедой, её земли объявили территорией джихада радикалы «Боко Харам*».



Армия бессильна.


Есть на Ближнем Востоке определение — «нефтяное проклятие», откуда и почему появилось… объяснять не нужно, СССР на излёте собственного существования сполна испытал на себе все его явные признаки. Но коль речь о Нигерии, то злые чары или нефтяные флюиды гарантированного и ненатужного заработка сегодня могут эту страну уничтожить на корню. Как только все запасы «чёрного золота» были скрупулёзно оценены (в начале 80-х), тут-то Нигерия покатилась в пропасть. Под названием «структурная перестройка экономики» под чутким руководством британцев.

Сельское хозяйство было истреблено за неполное десятилетие, из экспортёра какао, пальмового масла, арахиса, риса и каучука — Нигерия стала чистым импортёром продовольствия, того же риса. Начатая в 70-х индустриализация при непосредственной поддержке СССР тоже была свёрнута, новоявленные «нефтяные элиты» сообщили: всё купим!

Ага, купили. Отгружая нефть без всякого контроля, страна стала… крупнейшим импортёром продуктов её переработки. Комплексное закрытие целых отраслей, кратное удорожание жизни — привели к массовой безработице, нищете, социальным, этническим и религиозным кризисам.

Поэтому появление ещё в конце 90-х исламистских радикальных организаций было логичным, почва для межрелигиозной розни давно подготовлена. Нигерия наполовину христианская страна, наполовину мусульманская, а опыт использовать ислам в качестве оружия накоплен богатейший. Если речь идёт о впавших в нищету государствах при поддержке могущественных спонсоров из акватории Персидского Залива.

«Боко Харам»* была создана в 2002-м году известным исламским активистом и проповедником Мухаммедом Юсуфом на северо-востоке Нигерии. С арабского название звучит: «Общество приверженцев распространения учения пророка и джихада», на местном языке хауса (чадский язык) — «западное образование — грех». Оно, как нетрудно догадаться… исходит от носителей христианских религиозных взглядов.





Идеи исламского халифата прекрасно легли на безработицу, нищету, социальное неравенство, огромный разрыв благосостояния между провинциями (север-юг), страшную коррупцию государственного и силового аппарата Нигерии. Восстание радикалы подняли в провинции (штате) Борно 26-го июля 2009-го года и провозгласили создание Исламского государства Северной Нигерии.

Центральное правительство объявило «тотальную войну» терроризму, подняло по тревоге всю армию и двинуло в мятежный регион семь дивизий. В ходе боёв было уничтожено около восьми сотен боевиков, их лидер Мухаммед Юсуф погиб «при попытке к бегству», через четыре месяца восстание было подавлено, сухопутные силы Нигерии потеряли убитыми и ранеными более полутора тысяч солдат, а «Боко Харам»* растворилась в подполье и соседних мусульманских странах.

Большую часть активных боевиков приютила под своим крылом террористическая организация «Аль-Каида исламского Магриба» в Чаде, уже активно осваивавшая регион Сахеля. Алжирское крыло этой экстремисткой структуры организовало переброску оружия и снаряжения через Сахару, боевики целыми подразделениями отправлялись в тренировочные лагеря Пакистана, страны Персидского Залива. Финансирование «Боко Харам»* взяли на себя влиятельные исламистские группы Саудовской Аравии и Великобритании.

В конце 2010-го «Боко Харам»* возвращается в Нигерию десятками террористических актов, счёт жертв исчисляется каждый месяц сотнями, а потом и тысячами. Боевики проводят прекрасно спланированные нападения на государственные учреждения, воинские части, полицейские участки и управления, в 2013-м захватывают и полностью уничтожают базу ВВС Нигерии в городе Майдугури вместе с самолётами, охраной и персоналом. Потом атакуют военно-тренировочный лагерь в городе Бама, убивают и казнят сотни военных вместе с членами семей комсостава.





Армия Нигерии парализована ужасом, индивидуальный террор против военнослужащих, их родных является частью большого плана «Боко Харам*», равно как и внедрение своей агентуры в структуры военного командования и даже спецслужб. Денег на подкуп нигерийских солдат террористы тоже не жалеют, за переход в свои ряды (без оружия) они платят тысячу долларов, с оружием в руках — две, в составе подразделения или с боевой техникой — пять. Огромные деньги для нищей страны, и как нетрудно догадаться… свою армию они создают быстро из подготовленных, обученных, отлично экипированных боевиков.

В январе 2015-го, проведя несколько молниеносных военных операций против мест расположения остатков нигерийских ВС в провинциях Борно, Йобе и Адамава (площадь, сравнимая с территорией Бельгии, если что) — «Боко Харам»* присягает на верность ИГИЛ* и объявляет о создании Западноафриканской Провинции Исламского Государства.

Нигерийская Армия разгромлена, испытывает острейшие проблемы с боеприпасами и техникой, лояльностью личного состава. Сказалась коррупционная сущность «нефтяного государства», желавшего иметь современные (как у Запада) вооружённые силы со сложной структурой «по стандартам НАТО», но неспособного наладить материальную часть, регламентные работы на должном уровне и обучение личного состава.

А переизбыток иностранных поставщиков техники, вооружений и оборудования (Австрия, Бразилия, Франция, Германия, Италия, Швеция, Швейцария, Румыния, Турция, Украина, США, Великобритания и т.д.) с богатым советским техническим прошлым в частях постоянной готовности — парализовали всю логистику. Нигерийская армия была вынуждена поддерживать более сотни систем вооружения из 14 стран-производителей, завозить 250 типов боеприпасов семидесяти различных категорий. Кошмар и ужас для любого снабженца.



Рейнджеры

Пришедший к власти в мае 2015-го года президент Мохаммаду Бухари был предельно честен, когда заявил: деградация Вооружённых Сил Нигерии достигла самого дна, в борьбе с «Боко Харам»* нигерийские войска проигрывают. В результате некоторых коррупционных уголовных дел выяснилось, что военные бюджеты разворованы на десятки миллиардов долларов, точная сумма так и не установлена по сей день. Не меньшее воровство царило в боевых частях, командиры всех уровней торговали амуницией, оружием, снаряжением, ГСМ и даже запускали руки в денежное довольствие солдат-контрактников.

По итогам правительственного расследования в конце 2015-го года из армии уволили подавляющее число высшего комсостава, начиная от полковников, бригадных генералов, генерал-майоров. А военное сотрудничество с США по подготовке спецподразделений антитеррора было немедленно свёрнуто, как только появилась информация (инспирированная китайцами) об инфильтрации в батальоны рейнджеров боевиков «Боко Харам»* через инструкторов янки.

В Вашингтоне промолчали, а после скандала в Конгрессе с трёхкратным непризнанием Администрацией Обамы этой людобойской структуры террористической, янки прикрутили свои шашни с боевиками. Даже сколотили против Западноафриканской Провинции Исламского Государства военно-политическую коалицию из Камеруна, Нигера и Чада, подбросили парализованной армии Нигерии денег, боекомплекта и техники, обеспечили логистику по проведению антитеррористической операции. Правительству с трудом удалось восстановить контроль над утраченными провинциями, «Боко Харам»* загнать в непролазные леса у озера Чад и малолюдные земли у границ Нигера.



Выводы.


А теперь главное, что нужно знать о Нигерии. Страна существует искусственно в своих границах, мусульманский нищий Север (аккурат рядом с Нигером) поражён сверху донизу радикализмом и экстремизмом, от городских и племенных элит — до последнего безработного или крестьянина, категорически не желающего выращивать скот или пахать поле (всё равно «реквизируют» борцы с террором или террористы).

Нигерийская Армия, при всей своей внушительной численности, распределена по 30 провинциям из 36, наибольшая плотность воинских частей приходится по условной границе Север-Юг, охраняя нефтеносные и богатые штаты христиан-южан от нашествия «дикарей-северян» с извращённой моделью ислама в головах.



Боевики «Боко Харам»*

Мусульмане Северной Нигерии (особенно правящие элиты) давно бы провозгласили независимость с опорой на Нигер, Мали, Буркина-Фасо и даже получили бы поддержку исламистских организаций Алжира. Но превращаться в своих соседей им не хочется, пока есть возможность тянуть из столицы миллионы долларов на «борьбу с нищетой и терроризмом». Абудже сегодняшний статус-кво тоже на руку, постоянная угроза с Севера цементирует южные штаты, сплачивает христиан, безропотно сносящих любые лишения и «закручивание гаек» ради спокойствия в своих городах и деревнях.

Любое резкое движение воинских частей в сторону границы Нигера хрупкое перемирие нарушит, Север вновь восстанет, «Боко Харам»* никуда не исчезла, банально став инструментом для выколачивания огромных субсидий из «богатеньких Буратин» южных штатов и центрального правительства. Террористическую деятельность поддерживает на приемлемо-тревожном уровне, не перегибая палку и не ввергая северные штаты в хаос и анархию. Это такой бизнес по-африкански, вымогательство на крови и торговля иллюзорной безопасностью.

И последний фактор, который остановит агрессию любых союзов стран, находящихся южнее региона Сахеля в адрес Нигера, если они не желают быть уничтоженными лавиной радикального этноцида. Долгие годы в странах Тропической Африки зреет пересмотр государственных границ, линейкой расчерченных колонизаторами (все ведь обращали внимание на эту странность ещё в школе на уроках географии?) без учёта конфессиональной и этнической близости/неприятия живущих там народов.

Так вот, условный Север — это арабизированные мусульмане, тяготеющие к Магрибу, Египту, странам Ближнего Востока. А исключительно негритянский (христианский и языческий) Юг является для них если уж не законной добычей, то препятствием для создания собственных государственных образований.





Самый простой пример — гражданская резня в Мали, Чаде, Нигере, Нигерии, Судане… проходит именно по конфессионально-этническому принципу, это война между условными арабами-мусульманами и негроидным нилотским населением коренной Африки, исповедующем Христа и языческие культы. Судан эту проблему решил кровавым разделением на два государства. На очереди туареги Мали и народ канури, из недр которого выросла «Боко Харам»*. Они в Нигерии всего лишь 5% населения составляют, а остальные где? Правильный ответ — в соседних Чаде, Нигере и Камеруне, частью — в Алжире и Ливии.

Стоит «христианам и идолопоклонникам» Юга шаг ступить в сторону Нигера — начнётся великая резня в Сахеле, Великая Африканская война в Конго покажется детским садом. В стороне от которой не останутся мусульманские страны Магриба, самый боеспособный Алжир — в первых рядах. А уж как стучит копытом бес-басурманин с берегов Босфора, вольготно расположившийся в растерзанной Ливии и только ждущий повода обеспечить «покровительство всем мусульманам мира», — это вообще отдельная история. Обратите внимание на вчерашнее заявление султана Эрдогана по Нигеру:

«Франция делает это не впервые, в мировой истории известно то, что они делали в Алжире, Руанде и Мали. Африканцы это хорошо знают. Теперь же поставки золота и урана во Францию из Нигера полностью приостановлены. Это воздаяние им за годы жестокости в отношении этих стран».

Выбор стороны очевиден, рост национального самосознания (подкреплённого всеми формами радикального ислама) в бывших французских факториях, помноженный на антиколониальную риторику — гремучая смесь, способная взорвать регион Сахеля пострашнее конголезкой Великой Резни. Как там ситуация будет развиваться — не берусь даже прогнозировать, хочется надеяться на лучшее. На способность дипломатии стран Магриба, Китая, России, Турции, стран Персидского Залива и Египта собрать (наконец-то) региональную конференцию по Северной Африке и Сахелю, выработать новые правила общежития.

Без французов, американцев, англичан, бельгийцев и прочих «белых господ». Заложивших под Чёрный континент бомбу замедленного действия своей линейкой, расчертившей по живому сотни народов


https://telegra.ph/Velikaya-Afrikans...za-Niger-08-05