27.05.2018г.



Вчера вечером в Третьяковской галерее было совершено нападение на картину Ильи Репина «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года», всем очень хорошо известную, как «Иван Грозный убивает своего сына». Произошло это уже под закрытие музея, кроме того, сегодня российское МВД распространило видео, на котором сам напавший рассказывает о своём поступке, да и событие это, как нам кажется, с далеко идущими последствиями и очень важное. Поэтому вот «новость дня» по этому поводу.


Нет, это всё явно не из разряда на заборе написать какую-нибудь пакость. Нападения на картины случаются не часто, но тем не менее периодически случаются. Нападают на них люди, которых на Руси называли юродивыми. Это больные люди, однозначно, в том смысле, что они находятся за пределами установленной нормы. И именно это их положение и состояние приводит к их гиперчувствительности в тех областях, которые закрыты для нормального человеческого восприятия. Можно образно сказать, что это люди без кожи, и некоторые раздражители, которые мы вообще не замечаем, толкают этих людей хоть на что-то, чтобы эти раздражители убрать. Обычный бред, конечно, никто не отменяет, но как говорил Сальвадор Дали, «в бреде, который я несу, всегда течёт тонкий ручеёк истины». Главное, уметь его обнаружить.


15 мая 1985 года другой сумасшедший облил кислотой картину Рембрандта «Даная», находящуюся в коллекции Эрмитажа. Эти люди явно не от хорошей жизни совершают такие поступки, их явно что-то мучает, что находит своё отражение в этих картинах. А что такое картина? Это же не просто предок фотографии. Это очень плотно упакованная информация, прямо-таки сгусток, который является материальным воплощением некоторой системы образов, сложившихся в человеческой культуре, и движущих развитием общества в русле определённых сценариев.


Тут, конечно, очень много того, что принято называть мистикой и конспирологией, но до трудов Фрейда никто тоже бессознательные области психики всерьёз не воспринимал. Надеюсь, что у наших читателей хватит ума признать, что мир устроен несколько сложнее, чем мы можем себе представить. И есть изрядное количество фактов, которые не вписываются в ныне существующую научную парадигму, а пока их не наберётся столько, чтобы создать новую парадигму, все эти факты для «серьёзных людей» остаются как бы невидимыми. Тут можно много исторических примеров привести, но я сейчас не об этом.


Вернёмся к картинам. Миф о Данае, родившей Персея от Зевса, пролившегося на неё золотым дождём (в хорошем смысле этих слов), и отправленной вместе с сыном на волю волн в засмолённой бочке (потому что отцу Данаи было пророчество, что он умрёт от рук собственного внука), хорошо известен русским читателям по сказке Пушкина о царе Салтане и царевне Лебеди. Пушкин только изменил концовку (что он сделал и с другими мифами, способными воздействовать на коллективное бессознательное, например, с историей о Белоснежке), и в русском варианте внук не убивает деда, а приглашает в свой новый сказочный мир. Мы пока многого не понимаем, но можем предположить связь этого мифа с развитием и нашей, русской, цивилизации. По крайней мере, тот факт, что нападение на картину Рембрандта практически совпало с началом Перестройки, закончившейся, как известно разрушением Советского Союза, игнорировать мы не хотим. На такие вещи, я убеждён, нужно внимание обращать. Вот только трактовать их бывает не всегда просто.


С картиной про Ивана Грозного всё несколько понятнее (как кажется). Эта картина — по сути своей материальное воплощение всех русофобских мифов, которые фабрикуются на Западе вот уже пять веков, если не больше. Все желающие могут поковырять собственно дело о кончине Иоанна Иоанновича, здесь скажем кратко: миф о том, что убил своего сына, придумал итальянец Поссевино, написавший «Исторические сочинения о России». Ключевое слово — сочинения. Потом эту версию подхватил известный западник Карамзин, у которого долгое время была фактически монополия на историю нашего государства.


Но тут даже важно не столько то, убивал ли Грозный своего сына или нет (на самом деле — нет), сколько то, какой имидж ему создали западные имиджмейкеры, а наши прогрессивные либерально настроенные деятели культуры и медиа (даже Лев Толстой!) с радостью подхватили. Принцип «если ругают на Западе, значит, всё правильно делаем» работал уже тогда, работает и сейчас. Кого на Западе считают русскими исчадиями ада? Правильно: Грозного, Сталина и Путина. Причём, похоже, что Путин переплюнул своих предшественников в этой «адскости» много раз. А может, просто в те времена у медиа не было столько власти, сколько сейчас. Александра Григорьевича нашего тоже какое-то время назад были готовы с золой смешать, но теперь как-то поутихли, из чего можно сделать неутешительные выводы о его нынешней работе по сохранению истинного суверенитета Беларуси. Потому что российских деятелей ненавидят именно за чёткое следование этой линии (только по отношению к Руси-СССР-России), хоть и прикрываются всякими репрессиями и коррупцией.


Обратите внимание, как похож этот воронежский бедняга на Грозного на картине. Послушайте, что он говорит. Он говорит, что приехал из Воронежа «посмотреть на неё». То есть, она уже давно не давала ему покоя, он приехал специально к ней. Зачем-то в буфете выпил водки, хотя обычно её не пьёт. Хотя может, и соврал, не это важно. Важно то, что потом его «накрыло». Я считаю, что накрыло его именно то «облако» (спасибо информационным технологиям — теперь у этого слова появился один очень важный смысл), которое в своё время накрывало и Репина: по его собственному признанию, он работал «заворожённый», «что-то гнало» его к этой картине. Да, конечно, это вот эта вся кровища, которая уже очень хорошо чувствовалась в конце XIX века — одним из стимулов к написанию картины послужило покушение на Александра II — но это и что-то, находящееся над ней. Что-то, что движет колесо истории.


Очень показательный момент, что на эту картину уже покушались. Юродивый иконописец Абрам Балашов нанёс ужасные раны этой картине 16 января 1913 года, в преддверии Первой мировой, после которой отношение к России изменилось очень серьёзно и надолго. Первая мировая XXI века, по мнению многих, уже идёт. И отношение к России-СССР-Руси тоже меняется. Но, похоже, скоро нас ждёт довольно крутой поворот.


Глеб Деев
http://https://4esnok.by/mneniya/ubiz...