11.12.2023г.

Исторические напёрстки




Дисклеймер: даю письменное подтверждение, что не выступаю наймитом кино-продакшена, агентом ИРИ (Институт развития Интернета) или Правительства Татарстана. У последнего к вышедшему сериалу «Слово пацана. Кровь на асфальте» отношение сложилось особое, в разделе «запретить эту похабень!» обретающееся.

Неделю мучился и вяло отбивался от знакомых, настоятельно просивших данный кино-шедевр глянуть хоть одним глазком и публично высказаться. Хорошо. Глянул вчера. Именно одним. Три серии одолел, дальше продолжать не намерен. Без внятного объяснения причин, просто «не зашло». Вкусовщина кирзового сапога, так бывает. Но сказать есть что.

Кинокритик из автора... как из Надежды Бабкиной – олимпийская чемпионка по художественной на бревне, если честно. С давних лет фанат документалистики и военно-исторических фильмов. Из отечественных художественных сериалов, просмотренных от корки до корки – «17 мгновений весны» и «Ликвидация», список западного продукта примерно такой же длинны: «Карточный домик» да «Игры престолов» (вполглаза на перемотке, если начистоту). Чтобы не интриговать – ностальгии по концу 1980-х не испытал от просмотра «Слова пацана», хотя несколько кристально правдивых сцен и так называемых «пасхалок» подметил, респект сценаристам – порадовали.





Освежили воспоминания. Гардероб того времени улыбнул, тонкости взаимоотношений разных возрастов и полов, антураж советских квартир и дворов, общественный транспорт и т.д. За то твёрдая «пятёрка», как и за подбор актёров – убедительные образы, смутно узнаваемые. Именно смутно, поскольку в своём отрочестве «уличные банды» мимо прошли, школа олимпийского резерва, интернат, да дедова казачья нагайка и навек усвоенный урок на предмет уличных массовых драк: за что именно кровь на асфальт или сырую землю свою и чужую должно настоящему мужику проливать.

Теперь о так называемой «пропаганде уличного насилия», о которой с пеной у рта лаются морализаторы и запретители на казённом коште, находя в сериале растлевающий или побуждающий к насилию фактор. Господам думным боярам да дьякам, городничим иже с ними хочу напомнить – песня старая, ещё со времён сериала «Бригада» (не смотрел, сразу говорю) заезженная. Когда дело не в романтическом флёре криминалитета, а общей недалёкости чиновников-охранителей, путающих причины и следствия по несколько раз на дню.

Подросток, если оставлен без круглосуточного контроля общества и родителей – не сериалы смотрит, он свои дикие порядки устанавливает, либо становится подверженным стороннему влиянию. Персонажей, которые тоже время перед телевизором крайне мало проводят. А устраивать пиар-перфомансы с воплями «запретить!» – расписываться в идеологической, законодательной и административной импотенции государева человека, абсолютно бесполезного в практических методах «воспитания подрастающего поколения», способного предложить разве что кнут на конюшне, стерильное информационное поле и пять часов партсъезда каждый вечер. Проходили. В сериале – результат.





А современный агрессивный подросток не «Словом пацана» воспитан, а компьютерной игрой GTA, если кто из казённых людей не в курсе. Там такой треш и угар на уровне когнитивной диверсии или специальной военно-психологической операции – туши лампады, иконостас «спасите нас» и беги куда глаза глядят.

А сериал ни плохой, ни хороший – он вообще про другое. Во-первых... про редкий случай «вирусного маркетинга». Когда специально не подстроишь, денег не заплатишь и не объяснишь вспышку почти иррационального интереса аудитории к медийному продукту.

Такое случается на стыке «культур», общепринятой, богатой, подверженной манипуляциям «продакшена» – и протестной. Популярность «Крови на асфальте» именно из этой серии, сериал ведь большей частью смотрят не добрые советские люди, для которых каждая сцена – воспоминания о реальных или почти реальных событиях.

«Вирусность распространения» теле-продукта обеспечивают поколения, с советской улицей не сталкивавшиеся, правда ведь? Так что молодёжь цепляет в сериале... туманные рассказы родителей, опасная героика «лихих девяностых» или что другое?

Отвечу – другое. Именно поэтому сериал и не «зацепил». И не мог, поскольку Ваш покорный слуга жил в правильном советском мире, где люди очень много работали, умели со вкусом по-простецки отдохнуть и не раздражались на идеологию. Относились к ней нейтрально, как... к воде в кране или снегу на Новый год. А была и другая действительность, где так называемые «советские ценности» встречали почти озлобленное отношение. Справедливое отчасти, поскольку не имели с реальностью общего. Подросток, приходящий во взрослую жизнь или на пороге оной, такое чувствовал небывало остро. «Перемен требуют наши сердца» – вот и весь лозунг того стихийного подсознательного движения. С крайними формами уличного беспредела.

Именно тогда расцвели «лагерный фольклор» и тюремная романтика, как форма социальной неопределённости – появились в почти каждом городе подвалы-качалки и формы самоорганизации дворовой шпаны, до которой больше не могли достучаться учителя, комсомольские вожаки, ветераны в блеске боевых орденов, мумии с экранов телевизоров. Сердца требовали перемен, вот на какое-то время отдушина и открылась в уличной суб-культуре. Где хоть «слово пацана» свято держалось, раз вокруг стало много лжи.

Именно на этом подсознательном и начала строиться новая идеология «девяностых», общество развалилось на миллионы ячеек, скрепы коллективизма советского общества в один день рассыпались ржавчиной, а экономика устремилась в крутое пике. «Слово пацана» для своих стало бизнес-моделью, его давали друг другу «братки» и бывшие комсомольские вожаки, руководители страны и столоначальники, начав на всех уровнях делить власть, собственность или крышевать её. Вылезшая из каких-то помоек «культурка» самозабвенно снимала бесконечные «бригады» или «ментов», из каждого магнитофона хрипели шансонье, а на «Голубых Огоньках» начали появляться настоящие голубые. Круг замкнулся, но люди ждали не таких перемен.





Они оказались сами заключены в многосерийную «криминальную драму», часто теряя моральные ориентиры, становясь из профессора консерватории трамвайным хамом. А мерилом народного успеха становились те самые, персонажи из «Крови пацана», бывшие чушпаны. Волею обстоятельств ставшие «мотальщиками», а потом выжившие и напялившие красные пиджаки с золотым крестом на всё пузо. Сохраняя вокруг колорит своего становления в уличных группировках, дерущихся «за своё». Свою улицу, двор, микрорайон, гаражный кооператив, рынок, город, область, отрасль... страну.

Это просто стихия, редкое социальное явление на стыке эпох в неспокойные времена. Российская Империя в 1917-м переживала такое, потом было мучительное похмелье 1920-х с разгулом небывалого бытового озлобления, бандитизма и уличной преступности. Даже после Великой Победы на короткий миг вспыхнуло, да многоопытный товарищ Сталин так прикрутил гайки, что даже ветераны-орденоносцы с желанием «перемен в сердцах» притихли. Чертыхнулись, прошипели «ну его к бису», отстроили страну за кратчайшие сроки. Чтобы на склоне жизни опять увидеть поиск справедливости на улицах, то в кровавых уличных драках, то в раздутой лагерной романтике.

В которой нет очарования, но присутствует правда жизни. Трагедия, раскручивающаяся по спирали и вбирающая в свою воронку новые жертвы. Подсознательно протестующие против официальной лжи, реформ, обрушения человеческой жизни и быта. Россия полтора десятка лет выкарабкивалась из того болота, вот почему сериал популярен. Для переживших – любопытством заглянуть в своё прошлое, для непричастных – чувством заглянувшего в замочную скважину. Дабы понять смысл назиданий своих «предков» о каких-то непонятных «лихих девяностых». Выросших из «уличных восьмидесятых».

«Вирус» популярности среди молодёжи тоже объясним, поскольку показывает неизвестную нашему времени странную сплочённость больших коллективов. Примитивную, под чутким контролем отвратительных персонажей-уголовников, манящих и непонятных. Явление вообще-то мировое, Америка уже пережила свою «Кровь пацана», создав уголовную романтику чернокожих банд Гарлема. Сегодня это многомиллиардная индустрия: стиль одежды и образ жизни, музыка, сериалы, голливудские блокбастеры, манера поведения и даже собственный язык. С вишенкой на тортике – уродливым «Black Lives Matter», ставшим инструментом внутренней репрессивной политики.





Миф. Вот в чём секрет популярности подобных продуктов. Простой ответ на сложные вопросы. Если тебя якобы угнетает полицейская и репрессивная государственная система, нет «свободы самовыражения», а деньги находится в неправильных руках – всегда вскипает муть примитивной самоорганизации, как средства неосознанного протеста, неформального общения и даже самовыживания. И чем навязчивее политика правящих групп, тем привлекательнее Робин Гуды. Особенно из своего двора.

«Ведущие непримиримую войну», что для неокрепшего ума является сработавшим запалом в гранате. Не случайно же лидерами советских уличных банд часто становились ветераны-афганцы, приносящие гарь Кандагара и Герата с порой извращёнными «понятиями» боевого братства в заснеженные сибирские города, пригороды Москвы, рабочие посёлки...



Выводы.

Уверен, в комментариях мнения аудитории разойдутся по разным непримиримым полюсам. Кто-то в данном откровенно средненьком по художественной ценности сериале увидит «вражий поклёп на советское прошлое», а кто-то узнает свой город и даже себя. Правы будут все, поскольку правда всегда где-то посерёдке обретается. С формальным отношением советской школы к воспитанию, разгулом тюремной романтики, общей усталости от заплесневелой сусловской говорильни, начавшимися сложностями в советской экономике – всё тут правда. Как и с формами стихийного молодёжного протеста: от подпольных рок-клубов, мечт о сладком Западе, до диких уличных стай «Слова пацана». Где есть место всему, даже нежной романтике и простым человеческим чувствам, которые не придумаешь.

Отвечу Читателю «Арсению К.», вымучившего автора вопросом всю прошлую неделю: посоветуете сериал к просмотру молодым людям или категорически нет? Ответ – с возрастным ограничением «18+» посоветую. Только с обязательным пояснением. Смотрите и знайте, что случается, когда общество смертельно заболевает, лишившись традиций прошлого социального или идеологического коллективизма. Когда Советский Союз подхватил ту холеру – пусть историки спорят, но уличные банды «районов» разрастались прямо пропорционально деградации общественной ткани, лично подтверждаю.





Вспоминайте, любера против металлистов.Запрещать или пропагандировать «Кровь на асфальте» нет смысла, там нет романтики или правильного жизненного курса для молодых людей. Но не найдётся (в трёх просмотренных сериях) вражеского умысла очернить советское прошлое, подтолкнуть неокрепшие умы к деструктивному поведению. Обычная «таблетка памяти», ничего больше. Таким лекарством был легендарный «Брат-1/2», напомнивший ошалевшим «россиянам» о Родине и правильном к ней отношении. Наверное, столь же горькой микстурой была «Бригада». О настоящей дружбе взрослых ответственных за себя мужчин, если правильно услышал критические и восторженные рецензии на сериал.

Так что... если спросят «смотреть/не смотреть» пацанское слово окровавленное – обязательно посоветую первое. Без завышенных ожиданий об игре актёров, режиссуре, построении кадра, тем более – спецэффектов. Обычный и привычный (увы) продукт, неожиданно ставший «вирусным». Без глубокомысленных рассуждений о «задетых струнах души».

«Слов пацана» в самых разных обличьях у нас в телевизоре навалом. Как и попыток переснять «Особенности национальной охоты». Либо криминал, либо примитивный ржачЪ получается, правда – вот и вся российская киноиндустрия. Так что больше беспокоюсь не о победном шествии очередного «пацанского сериала», а о полном отсутствии нормального кино. Чтобы обвиняемые в «недосмотре за детьми» родители могли показать своим чадам что-то иное, чем затёртые до дыр советские картины и мультфильмы. Наснимаете талантливого продукта, господа запретители... тогда и запрещайте что угодно. Dixi.


https://telegra.ph/Slovo-pacana-nostalgii-net-a-vot-voprosov-12-11