05.10.2023г.



Джон любил порядок и не любил сюрпризов. 20 с лишним лет его утро начиналось с кружки кофе и чтения электронных сообщений, пришедших за ночь. 20 лет назад, когда Джон начинал работать над моделированием поля боя и применением ИИ, сообщения состояли в основном из результатов различных вычислительных задач. Загрузка данных в модели, проверка моделей. Абстрактно. Красиво. Предсказуемо. И независимо от поведения подопытных свинок (https://t.me/nolito_now/453).


Джон подавил ностальгический вздох. Двадцать лет назад и... сегодня... Сегодня имейл вызывает тягостные предчувствия – в папке Inbox перманентный бардак: анализы разведки, сообщения с поля боя, ответы на заявки о проведении новых экспериментов, и напоследок – все более требовательные запросы "главного клиента", обитающего в пятиугольном здании на берегу Потомака. В начале лета клиент занервничал. К середине он начал паниковать. А сейчас, за две недели до начала осенней распутицы, клиент уже откровенно бился в истерике, спрашивая по несколько раз в день, почему прогнозы и модели категорически не совпадают с действительностью.


Джон задумался, отвечать "клиенту" или нет. Ответ он уже знал. Джон мысленно выругался – месяц назад ему дали интерна. Стажёра. Стажёров Джон ненавидел – они добавляли хаос в его упорядоченный мирок, а особого проку от них не было. В начале он пробовал их учить, но в своем большинстве они оказались необучаемыми. Лет десять назад он бросил это неблагодарное занятие и стал поручать стажёрам нерешаемые задачи. Слухи о "Джоне из Ада" постепенно расползлись по конторе и в результате поток иссяк. Но кто-то где-то почему-то об этом забыл и ему в это ужасное лето всучили нового стажёра – тихого очкарика, сына индийских иммигрантов.


Мысленно садистски ухмыляясь от уха до уха, Джон дал индийцу задачу: "Определить причины, почему не работают наши тактические модели". И гад пришел с решением. Причем пришел прямо на следующий день: "У вас реакция русских – почти константа. Она – переменная. Они учатся и быстро. Модель должна иметь обратную связь". Обучаемые русские? Изменение тактики на местах исходя из боевого опыта? Это еще что такое? С какого бодуна? Ересь. Чистой воды ересь. Медленное изменение тактики после того, как ее проанализировали, смоделировали и одобрили на всех уровнях – это Джон еще мог понять. Но изменения в рамках недель и даже дней?! Джон раз за разом заставлял стажёра проверять и перепроверять свои расчеты, но результат каждый раз был один и тот же.


Джон задумался. Если он пошлет эти результаты "клиенту", то его назначат виновным. Модели ведь его, и они очевидно неправильные. Джон в очередной раз написал стажёру: "Перепроверь моделирование, рассмотрев возможность существования других переменных".


Покончив с имейлом, Джон перешел к мессенджеру. Там его ждали сообщения от британского коллеги Джонсона. Лайми в очередной раз просил пересчитать модель для его цели. Джонсон был одержим идеей высадок. Моделирование раз за разом показывало вероятность успеха где-то около нуля, но Джонсона это не останавливало. Он продолжал пытаться найти "выигрышную стратегию" высадки, теряя людей, лодки и гидроциклы.


Впрочем, зачем начинать с Пентагона? Дипломную работу стажёра можно сначала испробовать на Джонсоне. Интересно, как он отреагирует на идею, что русские обучаются "на лету" и что у его экспериментов нет никаких шансов на успех? Джон прицепил стажерские решения к сообщению, представил изумление на наглой роже Оксфордского образца и, мысленно хохоча от удовольствия, нажал SEND.


Telegram (https://t.me/nolito_now/453)
Нолито!
Про свинок (по-английски «подопытное животное» - Guinea Pig (морская свинка)