08.03.2015г.




Так плохо не было еще никогда


О состоянии экономики Украины невозможно говорить без валидола. Так плохо не было еще никогда. Ну, может только во время гражданской войны в прошлом веке. Но тех, кто это помнит, в живых уже почти не осталось. В начале 90-х ситуация была лучше. Тогда просто рубль отпустили в свободное плаванье, но не было такой разрухи. И не было войны. О чем можно говорить, если производство в Украине только за январь этого года рухнуло на 21%. Если за четыре года правления Януковича и Азарова денежная эмиссия составила 140 миллиардов гривен, а за один 2014 год — более 200 миллиардов гривен. Удивительно, что обвал гривны случился не осенью, а только теперь. И никакая Гонтарева в этом не виновата. Наоборот. Так долго держалась. Сегодня возьмите самых гениальных экономистов — поставьте их во главе правительства и Нацбанка, и они ничего не сделают. Потому, что поздно что-либо делать.


Не так давно приезжал на Украину Сорос. Вначале он говорил, что Украине нужно 40 миллиардов долларов вот прямо сейчас. Когда приехал, познакомился с ситуацией ближе — вердикт был однозначен. Пациент мертв. Труп закоченел. Реанимация бесполезна. После отреагировал и МВФ. Международный валютный фонд обещает предоставить Украине финансовую помощь, но только тогда, когда обстановка в стране станет стабильной. Такое заявление сделала директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард. Сейчас денег давать не будут. Лагард, в частности, подчеркнула, что во время определения финансовой помощи весной 2014 года МВФ исходил из того, что конфликт на Донбассе завершится до начала зимы. Но эти ожидания не оправдались.


Киев фактически проиграл войну народному ополчению. Проиграл бывшим шахтерам и трактористам. Проиграл собственному народу — пора капитулировать, а не перемирие заключать. И называть вещи своими именами. Кстати в Донецке сделали именно то, что требовал майдан. Отняли все у олигархов и национализировали, и коррупцию победили. А в Киеве олигархи обогащаются — коррупция процветает.

Так неужели наш народ настолько туп и глуп, что готов и дальше за коррупцию и олигархов кровь проливать? И оправдывать это все кознями России, которая якобы на кого-то там покушается. И продолжать верить тем же олигархам и коррупционерам, что это не они, а Россия виновата. Киевской власти давно пора паковать чемоданы и бежать из этой страны, а то не ровен час прямо на майдане и повесят. И прекратить, наконец, эту национальную спесь, которая ведет Украину к гибели. И псевдопатриотизм. На гражданской войне нет патриотов. Потому как не защищаем отечество, а разрушаем оное. И продолжение войны приведет только к новым жертвам и танкам в Киеве и Львове. Пора остановиться и начать выстраивать добрососедские отношения с Россией.


И если уже МВФ требует в начале стабилизации, а потом только готов кредиты предоставить — значит все совсем плохо. Долги Украины уже превышают размер ВВП. Это значит, что даже если Украина отдаст все, что еще осталось — погасить долги все равно не хватит. Ни о каком спасении экономики речь уже не идет. Украина уже банкрот. И дефолт фактически наступил. Только не оформлен надлежащим образом. И вот это хуже всего. Мы обманываем себя и весь мир. Коли не можем платить по счетам — надо так и сказать. Потому что страшнее дефолта только перманентное преддефолтное состояние.


Дефолт — это не столько проблема Украины, сколько проблема кредиторов. Это им надо думать, что делать, чтобы вернуть хоть что-то из вложенных в Украину денег. Дефолт — это реструктуризация долга. Какие-то долги будут списаны, платежи по другим отложены на некоторый срок, когда Украина сможет реально это оплатить. Дефолт позволит оценить реалии и почувствовать почву под ногами.

Кстати, в России был дефолт в 1998 году. Ничего страшного не случилось. Сняли «киндерсюрприза» и стал премьер-министром Примаков.

Не смог Ельцин через Думу своего человека провести. Ну и хорошо, что не смог. А потом экономика вверх пошла. Так что не стоит бояться неизбежного. Надо один раз пережить и идти вперед. Конечно, ситуация отягощена гражданской войной. И признание дефолта означает такую же смерть хунты, как и военное поражение, поэтому и будет она до последнего цепляться за кредит МВФ, несмотря ни на что.

На этом фоне, с одной стороны, несколько ослабли позиции Яценюка, под которым впервые с момента избрания зашаталось кресло премьера, что сразу сказалось на голосованиях депутатов в Раде. С другой стороны, этой ситуацией пытается воспользоваться Порошенко, который усилил борьбу за влияние на принимаемые правительством решения, и хочет ввести своего человека под Яценюка в должности первого вице-премьера (своего давнего соратника — Игоря Кононенко), чему тот сопротивляется с бешеной силой.

Данный факт не остался незамеченным и самим депутатским корпусом. Так, депутат от БПП Наталья Новак отметила, что «в БПП и в целом в коалиции много людей, недовольных премьером. Как и в „Народном фронте“, наверное, много людей, не довольных президентом. Однако критическая точка кипения еще не достигнута. Все думают: снять премьера — значит, есть риск развала коалиции, а что потом? Ведь у многих есть невосприятие коалиции с некоторыми фракциями, поэтому в нынешней конфигурации парламента альтернативы не видно. Так что вопрос сложный. Но, возможно, он рано или поздно встанет на повестку дня, причем не обязательно из-за недовольства депутатов, а из-за позиции самого премьера, который решит, что не контролирует ситуацию в стране. Хотя, по-моему, он ее уже сейчас не контролирует».


Происходящее говорит о том, что кредит МВФ, если он будет выделен 11 марта, точно также как и военная помощь США в преддверие весеннего наступления хунты, мало что решают в стратегическом плане для киевской хунты. Ситуация уже давно перешла к вопросам сиюминутного выживания, когда речь идет уже не о стратегии, а только о том, как ночь простоять, да день продержаться.


Александр Лузан



ИА REGNUM