06.10.2014







В ситуации разбирался спецкор «КП» Дмитрий Стешин



1. Географическое положение


Как рассказали корреспондентам «КП» командиры-разведчики министерства обороны ДНР, аэропорт занимает исключительно выгодное географическое положение. Он находится на плоском плато, которое нависает над Донецком и прилегающей местностью. Благодаря этому ближайшая точка, куда может подойти ополчение — так называемая Путиловская развязка, — находится в 1,5 километра от терминалов аэропорта. Мы выехали с разведчиками на эту развязку, с помощью квадрокоптера сделали видеосъемку аэропорта, и спустя десяток минут были замечены, обстреляны снайперами и накрыты залпом из минометов. Автоматические гранатометы били из терминалов, а минометы — с территории в/ч А-1428 156-го зенитно-ракетного полка ПВО Украины. Эта часть примыкает к взлетному полю и буквально нашпигована капонирами, бункерами, тоннелями и укрытиями, в том числе и противоатомными. На территории части размещается артиллерия, которая в последние месяцы обстреливала Донецк и подавляла всю активность ополчения в окрестностях аэропорта. Так же артиллерия обеспечивала «коридор снабжения» группировки, сидящей в аэропорту, — перерезать снабжение ополченцы так и не смогли. Блокпосты, которые выставлялись ночью, утром уничтожались артогнем. И подавить артиллерию средствами контрбатарейной борьбы у ополченцев тоже не получилось. В СССР военные объекты строить умели и бетона не жалели.
Кликните для увеличения.
Фото: Алексей СТЕФАНОВ
2. Сюрпризы
До сих пор неизвестно точно, какие подземные объекты находятся на территории аэропорта — в открытых источниках этих данных никогда не было. По мнению командования ДНР, общая протяженность подземных коммуникаций под аэропортом — не менее 64 километров. Тоннели связывают воинскую часть А-1402 на улице Стратонавтов, старый терминал аэропорта и часть ПВО в Авдеевке. Кроме того, под взлетно-посадочной полосой аэродрома проложены тоннели ливневой канализации — до 2 метров в диаметре. Еще одним неприятным сюрпризом для наступающих оказалась диспетчерская башня, связанная подземными коммуникациями с терминалами. С башни велась корректировка огня батарей в поселках Авдеевка, Опытное, Пески. Поэтому первое, что сделали ополченцы во время последнего штурма аэропорта, — подавили любую активность на этом объекте. Башню расстреливали несколько суток, и только после этого удалось занять прилегающие к аэропорту объекты и зайти в сами терминалы — украинские артиллеристы просто «ослепли».
Донецкий аэропорт, 4 октября 2014 года. Фото: REUTERS
3. Угроза с неба и политика
Первый раз аэропорт пытались взять еще в апреле, мирно, с помощью безоружного восставшего народа, путем переговоров. На следующий день переговорщики были арестованы на улицах Донецка сотрудниками СБУ. Второй штурм 26 мая был кровавым. Ополчение потеряло около 40 бойцов. По военной науке, чем больше штурмов отразил объект, тем сложнее его взять впоследствии. Славянск подтвердил эту аксиому. Несколько месяцев аэропорт был никому не нужен — хватало забот на других фронтах. Командование ополчения заявляло, что он не имеет стратегического значения — взлетка разбита артиллерией, обороняющиеся заперты в терминалах и не имеют сил для штурма города. Но аэропортом все-таки пришлось заняться — по политическим мотивам. В середине сентября участниками трехсторонней контактной группы был подписан меморандум о реализации минского протокола. Среди пунктов, предусмотренных документом, есть условие — отвод крупнокалиберной артиллерии на расстояние не менее 15 км с каждой стороны. То есть украинским войскам уже неизбежно придется оставить уютные капониры и бункеры в воинской части в Авдеевке. И обстрелы жилых кварталов Донецка наконец-то прекратятся.
С апреля и по сей день аэропорт почти все время в дыму. Снимок сделан 3 октября. Фото: REUTERS




КП