14.04.2023г.


Исторические напёрстки https://telegra.ph/Tri-nepriyatnosti...operacii-04-14



Будем разгребать завалы, наобещал с три короба, да все благие намерения текучка политическая сжирает. Непорядок. Данной статьёй отвечу на вопрос Читателя «Александра М.»: какие западные поставки систем вооружения и техники нужно считать наиболее опасными сегодня. Сложный вопрос, любое оружие смертельно, даже «броневичок Ильича» (двухбашенный пулемётный «Остин») может дел натворить при грамотном его использовании. Но есть особо выдающиеся «игрушки», угрозу они представляют не для сил СВО больше. Но, по порядку.
Гром грянул?

Сначала не о Западе и его подарках. Восьмого апреля сего года напрягся, как только появилась информация о… ракетной атаке на Феодосию, наш глубокий тыл. В течение дня данные были противоречивые, но по осколкам удалось выяснить: нашими зенитчиками комплекса С-400 «Триумф» сбита баллистическая ракета украинского оперативно-тактического комплекса (ОТРК) «Гром-2». Летела в направлении космической станция слежения, многие бывавшие в Крыму помнят громадины белых шарообразных антенн циклопических размеров, размещённые на вершинах подле курорта.

Стартовала ракета с полигона Алибей под Одессой, поднялась на 15 километров и направилась в сторону Феодосии, в апогее оставив за собой минимум два эшелона крымской ПВО и расположение 27-й смешанной авиационной дивизии ВКС РФ. Многие наши «турбо-патриоты» подняли вороний грай, мол… что за безобразие, весь полуостров беззащитен, 450 километров над ним безнаказанно что-то летает. Ладно, оставим невежд в покое, поскольку баллистические ракеты сбивают только на последнем отрезке маршрута, когда вычислители точно дают траекторию.
Но дело в другом, ОТРК «Гром-2» является попыткой украинского ВПК создать полный аналог нашего комплекса «Искандер», чьи ракеты (как признают даже заклятые партнёры) невозможно сбить всеми современными системами ПВО/ПРО. Боеприпас на последних этапах маршрута начинает «рыскать» по высоте, то проваливаясь на несколько десятков метров вниз, то взмывая вверх. Уверенно захватить в прицел такие эволюции можно, но невероятно сложно, и всегда останется коэффициент неизвестности поведения ракеты.
Так вот, с 2018-го года в Малороссии КБ «Южное» старалось найти интересантов для производства «Гром-2», уболтав на предприятие саудитов (конструкторско-производственное бюро KACST). На полигоне Алибей были проведены несколько экспериментальных пусков, но главное условие контракта (приёмные государственные стрельбы на территории заказчика) так и не было выполнено, Харьковское конструкторское бюро по машиностроению им. Морозова никак не могло определиться с самоходной платформой «Гром-2».

Саудиты требовали для тягача уникальную колёсную платформу с колёсной формулой 10х10, но слишком большое количество модулей и агрегатов от КрАЗа их не устраивало. А потом начались проблемы с самими ракетами, как дело дошло до сотрудничества с предприятиями-смежниками, которые были обязаны обеспечить «неуловимость» боеприпаса, коррекцию курса и управляемости полёта по инерциальной и спутниковой навигации.
«Гром-2» категорически не желал повторять противозенитные эволюции «Искандера», ракету решили перепроектировать заново, отставив в сторону советские инженерно-технические наработки. Сразу замахнувшись на стартовую массу боеприпаса в три тонны (боевая часть — полтонны) и дальность полёта в 550 километров. Саудиты закупили множество узлов и агрегатов западного производства, а гироскопов — так вообще на серийное производство. Но «Гром» отказывался греметь, то вибрационная стойкость была недостаточной, то проблемы с ракетным топливом начались. Проект либо свернули, либо… засекретили.
По открытым источникам получается так, что готовность платформы-тягача к полевым испытаниям составляет 90%, самих ракет — 80%. Заложено было несколько десятков комплексов, что с их проблемами топливной химии, навигации и связи — неизвестно. Глупо верить, что после наших ударов по «Южмашу» и ряду харьковских производственным площадках тамошних КБ… проект забудут. Уверен, к доработке «Гром-2» в столь высокой степени готовности уже давно подключились западные спецы.
Тем более, самые последние данные от саудитов (2018-й год) нам сообщают, что до финальной стадии испытаний требуется всего-то 450 миллионов долларов и ОТРК «Гром-2» можно выкатывать на заводские и государственные испытания. Так что опасность №1 для поля боя (и особенно гражданской инфраструктуры России) вижу в появлении именно этих ракет. Если с пятисоткилометровыми по дальности боеприпасами возиться умники могут ещё долго, то со вторым типом ракет, с заявленными тремя сотнями — куда проще разобраться.
Лис у ворот.

Он же бронетранспортёр (БТР) «Stryker» Армии США. Более корректный перевод названия — «нападающий», пришёл из футбольного жаргона. Такие прозвища имеют особые игроки-джокеры, способные из-за спин более медлительных товарищей по команде неожиданно выскочить, завладеть мячом, технично обвести защитников и точно пробить в цель. Американцы зовут их «лисом у ворот» (Fox in the Box), военная концепция применения БТР «Stryker» полностью прозвищу соответствует.

Мало того, распространена на оперативно-тактические соединения бригадного комплекта «лёгкой пехоты» США. Что машины прибывают в Малороссию — уже факт, седьмого апреля в Сети появились ролики, где «Страйкеры» с минными тралами LWMR осваивают «захисники» воинства пана гетьмана. По нанесённым опознавательным меткам понятно, что прибыли они из Южной Кореи, янки разоружают свою гордость, элитную «страйкер-бригаду» из состава второй пехотной дивизии ВС США.
Опять-таки, по открытым источникам нам известно, что ВСУ получит два с половиной бригадных комплектов БТР «Stryker» для десантно-штурмовых частей (один поставлен, полтора — на 2024-й год). Свежесформированная 82-я ДШБ уже раскатывает на семи десятках этих машин, проходя слаживание, теперь появились ещё двадцать с минными тралами, что указывает на выбранную тактику применения таких соединений в новых реалиях позиционной войны. Янки с таким ещё не сталкивались, кстати.
Итак, БТР «Stryker» был замечен Пентагоном на совместных учениях с канадскими ВС в середине 90-х прошлого века, настолько понравился американским воякам, что под бронетранспортёр LAV III (модернизация швейцарского БТР Piranha III с колёсной формулой 8x8) была написана концепция ведения боевых действий — Brigade Combat Team.

Дедушка лиса Piranha IIА когда в 1999-м прошла реформа всех вооружённых сил США — ещё раз модернизированные канадские БТР получили название «Stryker», мало того, были созданы новые тактические подразделения в виде «модульных бригад» быстрого реагирования. Их задача состоит либо в активной обороне без привязки к основным силам, либо в разящих атакующих действиях на большую глубину за линию фронта.
Так был заполнен тактический вакуум между «жестяными» пехотными бригадами на БМП «Бредли» и неповоротливыми танковыми на «Абрамсах», которые боевую работу способны вести с огромным хвостом наливняков/машин в режиме «час едем — час обслуживаемся».
Если брать только «бумажные» показатели, БТР Stryker неплохо защищён, особенно когда получил к стальной броне высокой твёрдости немецкую модульно-композитную «Mexas». В лоб этого юркого лиса не способны пробить 30-миллиметровые снаряды большинства автоматических пушек в мире (основное оружие БТР и БМП), а борта не прошьют пулемёты калибра 14,5-мм. После Второй Иракской «Stryker» получил дополнительную защиту днища от поражения экипажа минами.
Главная задача подразделений на 17-тонных БТР «Stryker»: с максимальной скоростью быть переброшенными на любой театр боевых действий военно-транспортной авиацией США, мгновенно развернуться и вступить в бой. Экипаж из двух человек и девять десантников в утробе «лиса» способны перемещаться по дорогам с твёрдым покрытием со скоростью 100 км/ч на расстояние в полтысячи километров. На грунтовках и в чистом полюшке показатели ниже советских БТР-80, но соль машины в другом.
Вооружение особого внимания не заслуживает, поставляемые пану гетьману версии M1296 «Stryker Dragoon» оснащены 30-миллиметровой автоматической пушкой (с хроническим дефицитом боекомплекта, кстати), более опасными являются машины с новейшей 105-миллиметровой, из них американцы сносили целые городские кварталы в Ираке и деревни в Афганистане. Против русских танков в лоб они бесполезны, но манёвренность и малозаметность «Stryker» позволяет использовать его тактически гибко. Если экипаж не трусоват.

Орудийный лисПоймай лиса!

Что становится понятно, особенно в свете прибывших машин с противоминными тралами? Что специальных сапёрных разграждений Киев не получил, хотя очень надеялся на бундесвер. Но сама концепция «страйкер-бригады» не подразумевает такой «мелочи» в штатном расписании, поскольку инженерные машины предпочитают строить на танковом шасси, максимальную скорость они выдают 40-50 км/ч, а «лисы» рвутся вперёд вдвое быстрее, поэтому из бригадного комплекта в 90 машин приходится выделять двадцать на разминирования проходов.
Это является демаскирующим признаком, едва противник замечает «инженерные БТР»… можно начинать готовиться к приёму дорогих гостей. Определять с точностью до ста метров участок «прокола» обороны, начинать строить тактики противодействия. Да и вообще, появление «Stryker» на каком-то участке означает — именно здесь направление главного удара с претензией пройти сквозь боевые порядки и вырваться на оперативный простор. Штурмовать «укрепы» машины не способны, они являются либо второй линией атаки после танкового лобового удара, либо «нежданчиком» для слабо эшелонированных линий обороны.
Так, например, хвалёных лисов поймали за шиворот повстанцы мятежного города Баакуба в 2007-м году, когда янки начали «Большую войну» по усмирению полыхающей гражданской резни в Ираке. Инженерные БТР с тралами просто накрыли 120-мм миномётами во время разминирования полосы обеспечения, пять единиц вывели из строя. А в городских боях было потеряно ещё пять машин, хотя они не занимались штурмовыми действиями, а ползали в районе окраин, прикрывая коридоры для снабжения и обеспечения рейнджеров.
После того эпизода в Баакубе потери «Stryker» в боях засекретили (видно, было что скрывать), они не опубликованы по сей день. Был ещё один эпизод, когда два «страйкер-батальона» янки нарвались на патрульные отряды повстанческой шиитской «Армии Махди». Погоды стояли на редкость плохие (в Ираке это действительно редкость), авиационную поддержку лисы не получили, а слабое знание цифровых средств управления боем не позволило организовать артиллерийское прикрытие. Батальоны были рассеяны… персами-басмачами на пикапах и чередой засад с обычными советскими РПГ-7. Двенадцать машин сожжено.

Воинство пана гетьмана не получит даже той, иракской комплектации «Stryker», с БТР будет снят главный секрет бригад «лёгкой пехоты» Армии США: датчики слежения/определения «свой-чужой» и цифровые GPS-планшеты управления боем «Blue Force Tracking». Ещё минус один козырь, «страйкер-бригады» хороши лишь в «цифровом облаке» полного понимания ситуации на поле боя, когда маркируются дружественные силы, оперативно помечаются вражеские, что в полной мере позволяет использовать манёвр, обходить опасные участки обороны и танки.
Ещё одно неизвестное пока обстоятельство: из кого будут комплектовать экипажи, полный курс обучения военных Таиланда, получивших пару лет назад бригадный комплект модификации М1126 Infantry Carrier Vehicle (миномётно-пулемётная версия)… занял год, хотя они не были рекрутами от сохи, а вполне обученными пользователями восьмиколёсных китайских БТР VN-1. Главная загвоздка в применении «Stryker» крылась в нюансах взаимодействия излишне шустрых и капризных машин с прочими типами техники, тактических перестроениях.
Тайцы высказали громкое «фи» по итогу, американские БТР плохо подошли для влажного климата Индокитая, вязли на просёлках, а когда зарядили муссонные дожди на Королевских манёврах-2021 сухопутных сил… «лисы» не смогли выполнить боевые задачи по легенде учений. Без поддержки танков (тоже завязли в грязюке) и ударных вертолётов (нелётная погода) они не смогли выйти на рубежи атаки.

Привычная боевая связкаТо есть, перед нами в Малороссии окажется неплохой образчик боевой машины перевозки и поддержки пехоты, но без полноценного прикрытия с воздуха, цифровизации каждой машины, и большого танкового дяди, за спину которого можно американским лисам спрятаться в случае чего — «Stryker» попадает в межеумочное положение на поле боя. Он разрабатывался (как и концепция применения) для региональных конфликтов, когда бравым янки противостоит «туземец» с устаревшими системами вооружений, отвратительной связью/управлением.
В Малороссии же идёт конфликт высокой интенсивности, на поле боя присутствует лучшая Армия в мире с высочайшим насыщением боевых порядков средствами РЭБ, наземной артиллерии, бронированными машинами, современными танками и противотанковыми комплексами. Появилось достаточное количество ударных дронов, полной тайной для натовских стратегов является авиационная компонента Спецоперации.
«Stryker» может сколь угодно быстро кататься по автобанам, но стоит съехать на просёлок — он теряет все преимущества, проигрывает любой гусеничной БМП в манёвре и возможностях. А плотное минирование полос обороны скорость «страйкер-бригады» снижает в разы, 20 инженерных машин — это несерьёзно, если не сказать… смешно.
Но в список опасных поставок «Stryker» поставлю, поскольку видится более рациональное использование этих БТР. Не думаю, что на них будут ходить в лихие кавалерийские атаки по Уставам янки с полным господством в воздухе и цифровизацией боевой обстановки. Лисы завезены для оборонительных боёв, купировать прорывы штурмовых частей (без танковой поддержки) и для городского боя, где можно максимально быстро перемещаться между секторами обороны и оказывать существенную огневую поддержку. Либо... но об этом позже.
Хрусталь с пушкой.

Так добрались и до очередной «фундервафли» режима пана гетьмана, по-французски «чудо-оружие» должно звучать «arme miracle», наверное. Поскольку речь о странном недоразумении компании «Рено» под названием колёсный танк «AMX-10RC», на деле же обычный тяжёлый бронеавтомобиль. Получивший во время «Бури в пустыне» прозвище «хрустальная (пардон, дамы) дура». Кто сегодня из наших экспертов только не поглумился над этими подарками месье Макрона, но мы люди серьёзные, вопрос… как их применят. И где.

Первая проблема состоит в том, что против подобного типа техники советские и российские солдаты ещё не воевали, аппарат очень специфический, выбивается из стройного ряда понятной боевой техники по компоновке, вооружению, тактикам применения. Подвохов французы туда заложили немало. И долгими десятилетиями откатали свои уникальные лёгкие «бронекавалерийские полки» до идеала, преодолев скепсис коллег по НАТО, уже не оскорбляющих AMX-10RC срамными эпитетами. Как уразумели, что значит грамотное применение мощного вооружения на колёсной базе. Пусть без брони и десантного отсека, но машина легка, мобильна и смертоносна в умелых руках.
Имеем: перед нами не танк, аббревиатура RC (Roues Canon) означает «пушка на колёсах». Но, для натовской «лёгкой пехоты» или французских «бронекавалерийских полков» AMX-10RC является серьёзным увеличением огневой мощи, мобильное 105-мм орудие в атакующих порядках — это дар небес, не чета беременным улиткам-САУ или буксируемой артиллерии. Задача «танка на колёсах»: противотанковые засады, прорыв не эшелонированных линий обороны, усиление разведгрупп, борьба с «опорниками» и пехотой на бронемашинах.
По всем эпизодам боевого применения AMX-10RC вопросов нет (как и полного описания от профессионалов), на Ближнем Востоке и Африке колёсный «хрусталь с пушкой» показал себя хорошо, но есть нюанс — противник был уровня «слабо вооружённый повстанец», либо деморализованный и отступающий новобранец регулярной армии. Серьёзных «заруб» с применением француза не зафиксировано, от танков Саддама в Кувейте AMX-10RC сбегали, заманивая их в засады. Не всегда удачно, досталось французам тоже немало, но больше от артиллерии.
А короткая войнушка 2014-го на границе Камеруна и Нигерии против бармалеев «Боко Харам» (запрещена в РФ) потенциал машины не раскрыла, камерунцы очень берегли импортную технику, отправляли в рейды под плотным прикрытием вертолётов и мотопехоты. Но многочисленные учения НАТО показали: последние модернизации под литерой AMX-10RCR (которые получит Киев) полностью соответствуют сложным задачам «активной разведки превосходящих сил противника», машины лучше защищены (на уровне наших БМП-3), получили более совершенные системы управления огнём.

Попадать под огонь солидной ДРГ (с «крупняком» на пикапе) французу категорически вредно, у него противопульная броня, пулемёт превратит «хрусталь с пушкой» в дуршлаг, если поймает бортовую проекцию. Со лбом дела чуть лучше, башня и корпус имеют 10 мм стальных листов повышенной прочности и твёрдости, способны сдержать 23-мм бронебойные снаряды. Такая модернизация лишила колёсный танк любимой «фишечки» французских «бронекавалерийских» вояк — способность форсировать водные преграды без подготовки и ходить на водомётах, машину утяжелили до 17 тонн.
О других слабых местах, они касаются основного вооружения теперь уже малороссийских AMX-10RCR. Прицелы так себе, ничего выдающегося: лазерный дальномер, баллистический вычислитель, стандартные датчики положения башни/корпуса, погоды за бортом. Командир наблюдает за происходящим через панораму, наводчик — через оптику и тепловизор. Ладно, это нормально для большинства танков и боевых машин пехоты, но вот отсутствие стабилизаторов орудия — проблема. Как и уникальная линейка снарядов, не совпадающих ни с одним натовским 105-мм.
В качестве вспомогательного вооружения установлены два пулемёта: спарка 7,62-мм и командирский над-башенный 12,7-мм. То есть, «колёсный танк», словно во времена Второй мировой, может вести огонь только с остановки, примитивные стабилизаторы орудия не гарантируют даже 50% поражения целей на малом ходу. В графу «живучесть на поле боя» рисуем жирный ноль. И поддержку пехоты в наступлении-рывке невозможно осуществить без хорошего стабилизированного ведения огня. Так в чём секрет?

Дело в том, французский «бронекавалерийский полк» имеет интересную тактику, он не сколько пробивает линию обороны, а просачивается в сделанный спецназами «прокол». Чтобы устремиться в глубокие тылы на максимальной скорости, устроить погром линий коммуникаций. Но если колонну грузовиков сопровождает даже один древний Т-62 без динамической защиты — AMX-10RCR немедленно даст дёру, если нет возможности стрелять в борт/корму. Как и близко не подойдёт на дистанцию выстрела любого противотанкового ручного гранатомёта.
Последовательно исключаем: лобовые атаки, поддержку атакующей пехоты, сопровождение союзной бронетехники на марше. Само собой, уличные бои и штурмы опорных пунктов, где обязательно найдётся дальнобойный переносной ПТРК. Борьба с БМП и БТР всех типов — на высоте и без шансов для атакуемых, с русскими танками AMX-10RCR способен справиться лишь из фланговой засады. Остаётся… что?
Подвижность (по твёрдому покрытию — 85 км/ч, по бездорожью — 50 км/ч) и уникальная подвеска, позволяющая уверенно ползать по заболоченным поймам рек и ручьёв. И способность разворачиваться «по-танковому», на одном месте, подставляя непробиваемый для крупнокалиберных пулемётов и ряда автоматических пушек лоб. Ах да, есть в подвеске француза гидропневматическая масло-азотная система, позволяющая изменять положение корпуса, поднимать его вверх, опускать вниз, для засад на пересечённой местности — величайшее преимущество.

Гляди, чего могу!Так в чём вижу опасность появления сорока единиц AMX-10RC/RCR в Малороссии, вроде куча минусов при небольшом числе преимуществ крайне специфического характера. Блажится, на их основе будут сформированы обладающие повышенной огневой мощью ДРГ, заточенные не на бои в зоне СВО, а там, где эшелонированной обороны с максимальным насыщением боевых порядков тяжёлым вооружением не просматривается. И разведка поставлена хуже, чем на передке.
Границы Курской, Белгородской, Брянской областей. Тут мало ударных беспилотников, для которых «хрусталь с пушкой» лакомая цель, нет плотной обороны, а в глубине — механизированных резервов. Другого применения этим машинам нет. Как и БТР «Stryker». Наши командиры это должны чётко себе представлять, не для боёв в Новороссии поставки, а для глубоких тыловых рейдов с возможно слабым сопротивлением. Накинем дальнобойные ракетные комплексы «Гром-2» и ещё крепче задумаемся, займёмся боевым планированием. Лучше перебдеть, имхо.