07.09.2018г.
В 1918 году немцы и австрийцы были первыми иностранцами на Украине. Они её не только признали и установили с ней дипотношения, но даже отправили на Украину стотысячную армию, для того, чтобы местная государственность, уже тогда неспособная держаться без иностранных денег, иностранных советников и иностранных штыков, не рухнула в одночасье
Прошло сто лет и к лидеру агонизирующего режима коллапсирующего государства вновь едет в гости австриец. Федеральный канцлер Австрии Себастьян Курц ожидается в Киеве 4 сентября. При этом Порошенко заверил своих дипломатов и прессу, что в начале ноября, то есть через два месяца, его проведает ещё и федеральный канцлер Германии.
Не знаю, как Пётр Алексеевич не боится такого совпадения. Получается прям, как с династией Романовых, которая вышла из Ипатьевского монастыря, а ушла через Ипатьевский дом. Видимо всё же рассчитывает, что два визита европейских политиков за одну осень, можно будет продать не столько даже электорату, сколько олигархату, как прорыв дипломатической изоляции и обретение европейской поддержки. Поскольку США своего кандидата в президенты Украины не выдвинули, то позиция европейского кандидата также довольно востребована в Киеве.
Но вот получит ли Порошенко те информационные дивиденды на которые рассчитывает?
Цель визита канцлера Австрии Себастьяна Курца прозрачна и понятна. С 1-го июля Австрия председательствует в ЕС, а Украина представляет из себя общеевропейскую проблему. Причём в данном случае речь идёт не о проблеме гастарбайтеров и не о «Северном потоке — 2», которые раскалывают Западную и Восточную Европу. Есть проблема общая для Западной и Восточной Европы — антироссийские санкции. Они действуют совсем не так, как было задумано Вашингтоном, уже четыре года нанося Европе многомиллиардный ущерб.
В ЕС давно хотели бы избавиться от санкций, тем более хотят сейчас, когда Вашингтон начал торговую войну с Евросоюзом, а Россия (как и предупреждали) оказалась единственным естественным союзником. Себастьян Курц и идя к власти, и придя к власти позиционировал себя как сторонник скорейшего выхода ЕС из режима антироссийских санкций. Однако они связаны с так называемой поддержкой Европой Украины. Следовательно для выхода из санкционного режима необходимо либо убедить Киев снять претензии к России (тогда исчезнет причина санкций), либо убедить европейцев, что Украина абсолютно недоговороспособна, а следовательно сама виновата в сложившейся ситуации (значит санкции в её поддержку бессмысленны).
В любом варианте решения проблемы необходимо вначале переговорить с Порошенко. По итогам беседы можно будет понять, какой линии следовать, заодно и аргументами можно разжиться. Кстати, абсолютно уверен, что когда Владимир Путин находился с визитом в Австрии и встречался с Себастьяном Курцем, то Украина так или иначе поминалась в ходе бесед. Почти не сомневаюсь, что российский президент посоветовал австрийскому канцлеру встретиться с Порошенко и лично убедиться в его неадекватности.
В общем, Курц приедет, сформулирует по итогам переговоров позицию, которую займёт Австрия в отношении Украины во время своего председательства в ЕС и уедет. С вероятностью 100% впечатления его будут негативны, но публично он это не скажет, протокол будет соблюдён. Результаты визита Украина ощутит позже.
У Меркель ситуация более сложная. За ней поддержка февральского путча 2014 года, нормандский формат, минский процесс, план Штайнмайера, инициативы о вводе миротворцев ООН и «Северный поток — 2». И Меркель понимает, что из всего этого толк будет только от «Северного потока», всё остальное нежизнеспособно. Но и «Северный поток» Украина пытается блокировать, выдвигая к ФРГ требование выстраивать свою внешнюю и экономическую политику, исходя не из собственных интересов, а из интересов Киева.
Канцлеру Германии необходимо снимать себя с крючка. Надо завершать работу нормандского формата, поскольку Украина никакие договорённости, достигнутые в его рамках не желает выполнять. Надо отказываться от темы миротворцев, поскольку она уже перестала интересовать даже французов — партнёров Берлина по украинской проблеме. Надо уходить от конкретных обязательств по обеспечению газового транзита через украинскую ГТС, поскольку они всё равно не могут быть выполнены. Надо, наконец, выходить из украинского проекта и сбрасывать с себя ответственность за 2014 год.
Но всё это желательно сделать так, чтобы транзитный газ шёл через украинскую ГТС всю зиму 2018/2019 годов, пока не заработает «Северный поток — 2» и проблема стабильного обеспечения Европы не будет решена.
Для этого надо попытаться в последний раз заставить Порошенко занять более конструктивную позицию в переговорах по урегулированию в Донбассе, пообещать ему поддержку в переговорах с «Газпромом» по контракту на транзит в 2019 году (всё равно «Газпром» не допустит к этим переговорам посредника, так что обещать можно что угодно) и попытаться добиться от него отказа от силовых акций против оппозиции и дестабилизации ситуации в стране до весны 2019 года. Кроме того, надо выполнить данное Путину обещание о давлении на Порошенко, с целью принуждения его к выполнению минских соглашений.
Программа у Меркель тяжёлая и неблагодарная. Достичь прогресса хотя бы по одному пункту практически невозможно. Поэтому не исключено, что так как до начала ноября ещё есть время передумать, федеральный канцлер под каким-нибудь формальным предлогом свой визит отложит или перенесёт, с расчётом на то, что потом просто будет не с кем встречаться.
Ну а Порошенко, как всегда радостно, глупо и неэффективно попытается отработать информационную повестку в стиле: европейские лидеры прибывают на поклон к президенту Украины. Впрочем, это ему не поможет. Он, как Валтасар, уже «взвешен на весах и найден очень лёгким».
Ростислав Ищенко