15.04.2016г.





Сегодня утром появилось сообщение, что в Киеве, в Раде зарегистрирован проект постановления о назначении Владимира Гройсмана премьер-министром Украины. Как и положено, проект внесён президентом Петром Порошенко. Однако, согласно Конституции, Порошенко может внести на утверждение парламента лишь кандидатуру согласованную и предложенную ему новой коалицией. Формализация же коалиции происходит путём подписания всеми входящими в неё депутатами коалиционного соглашения.


Следовательно, если на Украине не решили в очередной раз грубо нарушить Конституцию страны, действия Порошенко означают, что споры о портфелях благополучно закончены, коалиция создана и отставка Яценюка с последующим назначением Гройсмана являются исключительно техническим вопросом. Если это так, то необходимые голосования парламент может провести за тридцать минут. Впрочем, может и несколько часов помучаться, если кто-то из загнанных в коалицию депутатов считает, что его недостаточно мотивировали и в нужный момент «потеряется» в кулуарах Рады, намекая таким образом на необходимость доплатить.

В любом случае настойчивость Порошенко не оставляет традиционно трусливому Яценюку пространства для манёвра. Весь период противостояния с президентом его сопротивление давлению порошенковцев было пассивным. Яценюк просто выигрывал время, постепенно сдавая позицию за позицией. Сейчас отступать дальше некуда, но и ресурсов для перехода к активному сопротивлению у него не осталось. Надо уходить. Так или иначе, а вопрос смены премьера, который даже после его заявления о добровольной отставке мог решаться ещё пару месяцев и даже не решиться вовсе, сегодня является проблемой нескольких часов, максимум дней.

В свою очередь, отставка Яценюка означает, что Порошенко берёт под контроль всю исполнительную вертикаль и будет усиливать свои позиции в парламенте и в Кабмине. Даже те депутаты и министры, которые сегодня считаются лояльными Яценюку, постепенно начнут перебегать на сторону держателей конкретного материального ресурса. Это не значит, что Порошенко будет легко работать с Радой, но составленному из Народного фронта и Блока Петра Порошенко большинству не нужна досрочная перезагрузка законодательного органа. На любых выборах объявившие себя оппозицией Тимошенко («Батьковщина»), Садовой («Самопомощь») и Ляшко («Радикальная партия») резко усилят свои позиции именно за счёт фракций новой коалиции. Кличко (УДАР), коллаборационистский «Оппозиционный блок» и Тягнибок («Свобода») также постараются оторвать для себя кусок побольше. Таким образом, есть основания считать, что как минимум на первых порах законодательный орган (в лице незаинтересованного в досрочных выборах коалиционного большинства) поостережётся вступать в жёсткую конфронтацию с президентом и лояльным ему премьером.

Порошенко получает относительную свободу рук во внутренней, внешней и экономической политике. Не только он привёл своего младшего винницкого партнёра Гройсмана на премьерский пост, но и Гройсман начинает подтягивать своих младших партнёров на правительственные должности. Если после переворота на смену правительству Азарова и «донецким» пришли Яценюк, грузины и ещё пара-тройка иностранцев, то теперь на смену яценюковскому правительству «варягов» идёт правительство винницкой мафии.

Президент уже продекларировал своё видение программы нового правительства. Можно с уверенностью сказать, что по смыслу она будет стопроцентно совпадать с порошенковскими тезисами о необходимости продолжения ориентированной на МВФ «политики реформ», обеспечения процессов «европейской интеграции» и вступления Украины в НАТО. Утопичность программы постараются скрыть за большим объёмом словесного мусора, превратив три вышеприведенных тезиса в пухлый том рассуждений на тему темпов и сроков пути в «светлое будущее».

Всё это означает, что кроме фамилий конкретных министров, премьера, главы парламента на Украине ничего не изменится и страна продолжит движение к катастрофе с нарастающим ускорением.

В то же время Порошенко, установивший формальный контроль над всей исполнительной властью и значительно усиливший своё влияние на власть законодательную, больше не сможет канализировать народное недовольство исключительно в адрес правительства и премьера. Яценюка ему навязали США, но Гройсмана он привёл лично. Теперь все провалы правительства – провалы лично Порошенко. Его и без того скукожившийся рейтинг моментально устремится к нулевой отметке. Резкое же падение рейтинга президента, правительства и коалиции приведут к активизации тимошенковско-ляшковской оппозиции с требованием немедленной перезагрузки уже не только парламента, но всей власти.

Эти требования будут опираться на тот неоспоримый факт, что в условиях жесточайшего внутреннего и внешнего кризиса власть, не пользующаяся доверием народа, не имеет права оставаться властью, поскольку её возможности воздействия на ситуацию с целью добиться позитивных изменений нулевые. Если оппозиции удастся скоординировать свои действия с традиционно недовольными Порошенко нацистами из бывших добровольческих, а ныне нацгвардейских и армейских батальонов и полков, а также опереться на поддержку хотя бы части региональных элит, давно мечтающих как о фактическом, так и о формально-юридическом перераспределении полномочий в свою пользу, то вся заботливо выстроенная Порошенко властная конструкция повиснет в воздухе, а альтернативой добровольному уходу в формате согласия на досрочные парламентские и президентские выборы станет силовой переворот.

Единственный способ консолидировать силовой ресурс вокруг команды президента – начать боевые действия. Наиболее подходящее для этого место – Донбасс. Запад всё равно не даёт ни денег, ни безвизового режима. В последние месяцы не только Париж с Берлином, но и Вашингтон демонстрируют усталость от Киева и раздражение неспособностью украинской политической элиты хоть как-то стабилизировать ситуацию и добиться эффективной работы государственного аппарата. Политическая поддержка киевской власти Западом тает как снег весной и нет никаких оснований считать, что ситуация изменится.

В результате заинтересованность Киева в хотя бы формальном, для демонстрации своего «конструктива» Западу, «соблюдении» минских договорённостей исчезает. Расчёт на внешнеполитические дивиденды от Минска не оправдался. С точки зрения внутренней политики он становится непосильным бременем. Единственный сдерживающий момент – опасение, что в случае официального отказа от соблюдения перемирия Запад может окончательно перейти на сторону России. Однако внутриполитическая реакция на голландский референдум, по результатам которого основные группы поддержки режима внутри страны заклеймили голландцев «евроватниками» и продемонстрировали готовность бороться за «европейские ценности» с самим ЕС, не оставляет Порошенко особого выбора. Украина уже практически готова «защищать Европу» не только от России, но и от самой Европы.

Исходя из вышеизложенного, можно с высокой долей уверенности предположить, что после непродолжительного периода внутренней кадровой чехарды, неизбежной после утверждения нового правительства, которое постарается заменить яценюковские кадры на всех более-менее значимых ресурсных позициях, Киев возобновит попытки дипломатического выхода из минского процесса, настаивая на «новом формате» и предлагая «свой взгляд» на механизм соблюдения договорённостей. После того, как эти усилия закономерно не приведут к желаемому результату, ставка будет перенесена на военные провокации – всё более грубые и открытые. Естественно, такие провокации будут сопровождаться усилением информационной войны как против России, которую традиционно будут обвинять в агрессии, так и против «внутреннего врага».

Репрессии против оппонентов режима внутри страны, подаваемые как «борьба с пророссийской пятой колонной», будут иметь цели:


  1. Консолидации сторонников режима путём сосредоточения их внимания на опасности «повторения Донбасса» в других регионах Новороссии;
  2. Ослабления антифашистского сопротивления при помощи неизбирательных массовых репрессий, распространяющихся не только на активное подполье, но и на «мыслепреступников», оппонирующих режиму в СМИ;
  3. Создания международного информационного фона, объясняющего и оправдывающего срыв Минска и перекладывающего вину на Россию и народные республики.

Общая геополитическая и внутренняя ситуация не благоприятствует полноценному достижению всех указанных целей и закреплению успеха на долговременной основе. Однако на коротком временном промежутке Киев может рассчитывать на относительный, временный эффект, которым он попытается воспользоваться. Поэтому наиболее опасный, с точки зрения возобновления полномасштабных боевых действий, период должен наступить где-то в районе третьего-четвёртого месяца после назначения нового правительства. К этому моменту оно как раз успеет исчерпать тот минимальный кредит доверия, который сможет получить за счёт критики предшественников. К этому моменту Киев успеет исчерпать все свои попытки восстановить свой имидж в глазах западных партнёров. К этому же моменту пика достигнет пропаганда войны и будет получен максимальный эффект от политики репрессий.

С этой точки зрения критическими оказываются месяцы с конца июня по август включительно. Дальше возможности режима по консолидации антироссийских сил и остатки его международного и внутриполитического авторитета должны перейти в режим обвального падения.

Впрочем, если экономическая катастрофа и непосредственно связанные с ней автономистские тенденции региональных элит будут развиваться более высокими темпами, чем можно предположить сегодня, то и склонность режима к военной авантюре, как последнему средству микширования внутренних противоречий, будет нарастать более высокими темпами.

В любом случае, лето обещает быть горячим.

Ростислав Ищенко для АК