17.11.2015г.




Вчера эффект разорвавшейся бомбы стало заявление российского президента о готовности реструктуризировать пресловутый долг Украины перед Россией в 3 млрд. долларов.

Как обычно и бывает с Владимиром Путиным, нужно принимать во внимание каждое слово, сказанное им:

———
Чтобы не ставить Украину в сложное положение, мы сделали, на мой взгляд, неожиданное предложение нашим партнерам. Мы не просто согласились на реструктуризацию украинского долга, а мы предложили лучшие условия, чем нас просил Международный валютный фонд. Нас просили перенести платеж на следующий год, я сказал, что мы готовы на более глубокую реструктуризацию

Готовы в этом году не получать никаких денег, а в следующем году получить миллиард — в 2016, в 2017 — еще миллиард, и в 2018 — еще один миллиард

Поскольку наши партнеры уверены, что кредитоспособность украинского государства будет расти, то у нас нет оснований сомневаться в том, что мы получим даже 3 миллиарда долларов в следующем году, а если это так, то нет никаких опасений у наших партнеров выставить наши гарантии по этому кредиту

Мы попросили таких гарантий либо от правительства США, либо ЕС, либо от одного из солидных международных финансовых институтов. Причем, мы надеемся, что этот вопрос будет решен до начала декабря текущего года, определенного графиком работы МВФ
———

=> http://ria.ru/economy/20151116/1322152353.html

Итак, в какой ситуации находится в данный момент Украина в отношении этого 3-миллиардного долга?

Первое. Это не просто государственный долг Украины перед Россией. Это долг в еврооблигациях, и он защищен крайне строгим британским законодательством. Никаких вариантов «не отдать без серьезных последствий» тут нет и быть не может.

Второе. У Украины действительно нет денег на выплату 3 млрд. до конца 2015 года. Просто физически нет, и взять их неоткуда.

Третье. Хотя отказ от выплаты долга гарантирует дефолт Украины, она в данный момент находится в ситуации, когда это не станет для нее катастрофой. Как известно, МВФ уже заявил о своей готовности и дальше кредитовать Украину, даже вопреки собственным строгим правилам.

=> http://www.rbc.ru/economics/29/10/2015/5631b08a9a7947..

Четвертое. Россия действительно нуждается в разрядке напряженности между нами и Западом, и различные жесты доброй воли тут могут быть полезны.

Таким образом, сохраняя жесткую позицию по Украине, Россия бы просто безвозвратно потеряла 3 млрд. долларов, и взамен не получила бы никаких политических выгод. Ну, кроме морального удовлетворения «Мы таки сделали это».

Однако в Кремле находятся куда более рациональные и изощренно мыслящие люди, которые придумали план, который трудно назвать иначе, нежели иезуитский.

Итак, снова по пунктам.

Первое. Предложив реструктуризацию, причем действительно на очень хороших условиях, Россия продемонстрировала свою добрую волю и готовность содействовать Украине, несмотря на то, что Кремль обвиняют во всех грехах в отношении нее.

Второе. Россия создала ситуацию, при которой у нее действительно появляется шанс вернуть себе свои деньги. Пусть это и займет три года, но сейчас-то перспектив возврата вообще никаких.

Третье. Россия поставила Запад в крайне сложное положение, причем с самым невинным видом и формально руководствуясь наилучшими побуждениями. Отказ Запада от предложения будет выглядеть лицемерным и слабым решением – особенно в глазах всего остального мира, который пристально наблюдает за геополитическим противоборством последних двух лет. А согласие обеспечивает погашение долга перед Россией. И нам, в общем, все равно, будет при этом Запад платить за Украину или принудит ее находить ежегодно по миллиарду для России.

Четвертое. Предложение России несет в себе еще одну крайне неприятную ловушку – оно ставит под угрозу уже заключенное соглашение о реструктуризации долгов Украины с частными кредиторами. Все дело в невинной фразе российского президента «мы предложили лучшие условия, чем нас просил Международный валютный фонд». Достигнутая договоренность с частными кредиторами предусматривает, что Украине не могут быть предоставлены лучшие условия реструктуризации другими кредиторами.

=> http://www.bloomberg.com/news/articles/2015-11-16/put..

И это еще одна сложная коллизия, которую придется решать Западу, если он согласится на предложение Москвы.

Причем все это в режиме жесткого цейтнота, поскольку для принятия Западом решения и оформления его остается немногим больше месяца.

Но есть и еще один маленький кусочек пазла, объясняющий, почему Россия согласна именно на трехгодичную отсрочку выплаты долга. Потому что еще три года Украина будет нужна и нам, и Европе в качестве транзитера газа, а значит так или иначе эти годы она будет получать поддержку Запада.

А в 2019 году будет пущен «Северный поток -2», и, как неоднократно заявляло руководство Газпрома, нужда в газотранспортной системе Украины (и в ней самой) просто исчезнет. Для всех.

Ну, а если же Запад все-таки отклонит столь… щедрое предложение России, то никто не сможет обвинить нас в том, что мы не пытались помочь.

Ирина Алкснис
Аналити(ч)к(а) ВП