07.09.2015г.

Материал на эту тему я писать не собирался. Не стоит она того. Но друзья и коллеги сутки донимают вопросами в социальных сетях, а каждому отдельно ответить невозможно. Поэтому небольшая записка на тему донецких событий.





Итак, что собственно произошло? Депутаты народного совета ДНР под руководством Пушилина и при поддержке силовых структур отправили в отставку Пургина. Ну отправили и отправили. Оппоненты Пургина совершенно правильно замечают, что сам он стал спикером квази парламента в ходе аналогичной акции. Наличие военной составляющей в мероприятии объясняется просто – не только в республиках, но даже к Киеве, если ты не можешь опереться на штыки, то будь хоть трижды в своем праве и скрупулезнейшим образом соблюдай конституцию и законы, ничего не достигнешь, кроме неприятностей (в отдельных случаях несовместимых с жизнью).

Поскольку Пургин, Захарченко и Пушилин проводили общую, санкционированную Кремлем политику, ожидать каких-то существенных изменений в ситуации в ДНР/ЛНР и вокруг них не приходится. Вернее такие изменения, если и возможны, то по инициативе иных сил, но об этом в следующей статье.

Мы не знаем, насколько официальная версия отставки Пургина соответствует действительности. В принципе, может соответствовать – повстанцы и прочие революционеры всегда бывают людьми амбициозными и не совсем адекватными. Так что могла быть и простая толкотня за власть (точнее за перераспределение полномочий), которую Пургин проиграл. Во всяком случае, активное участие в операции Пушилина, который собственного силового ресурса не имеет, свидетельствует о том, что конфликт этот затронул как минимум верхушку ДНР. Об этом косвенно свидетельствует и тот факт, что лица, оказавшие Пургину информационную поддержку, начали явно отрабатывать заказ по информационному обеспечению интересов Пургина в конфликте примерно месяц назад (тогда они, год не видевшие Пургина вдруг прониклись к нему симпатией). И тогда это был конфликт не с Пушилиным, а с Захарченко.

Впрочем, возможно, что на политическое противостояние в Донецке наложились и коммерческие интересы, причем и российских олигархов в том числе. Вот цепочка фактов:

Конфликт резко обострился после поездки Пургина в Питер, где он с кем-то о чем-то договорился. В Питере из всех государственных структур РФ находится только Конституционный суд, но вряд ли Пургин ездил консультироваться с Зорькиным.
В то же время, в Питере уже год идет активное брожение кем-то подзуживаемых активистов, которые постоянно декларируют необходимость «что-то делать» в связи с ситуацией на Украине, в том числе готовиться к постнацисткому обустройству украинской государственности. Несколько раз мне доводилось беседовать на эту тему с питерскими активистами и ни разу они не смогли дать мне ответ на простой вопрос: «В конфликт в Донбассе вовлечено российское государство. С учетом его включенности в контекст глобального противостояния Москвы и Вашингтона, планирование ведется на высшем уровне, а значит чужие здесь не ходят. Вы контактов с государственными структурами не имеете и не ищете. Как Вы собираетесь работать, не координируя свою деятельность с государством и не нанося при этом вред России своими спонтанными действиями?» Вместо четкого ответа я слышал туманные ссылки на каких-то олигархов, которым то ли Кремль мандат выдал, то ли совесть их замучила и они желают поработать на благо Украины.
Публицисты оказавшие Пургину информационную поддержку в подавляющем большинстве находятся в контакте с питерскими активистами.
Всех оппонентов Пургина ненавязчиво обвиняют в том, что они защищают интересы Ахметова.
В СМИ неоднократно попадала информация, что еще на первом этапе антифашистского восстания в Донбассе отдельные российские олигархи, финансировавшие отправку туда первых российских добровольцев, рассматривали войну, как сопутствующее обстоятельство, ставя при этом перед своими людьми задачу отжатия имущества местных донецких олигархов и прежде всего Ахметова, как самого богатого и влиятельного человека в регионе.

Непонятная связь Пургина с Питером, наличие каких-то местных олигархов, озабоченных Донбассом, но прячущихся за ширмой политических активистов (хотя что может быть проще и благороднее, чем публичное заявление о том, что я такой-то помогаю и буду помогать ДНР/ЛНР), мутная, информационная работа, ведущаяся посредством ограниченной группы публицистов, работающих исключительно с целевой аудиторией, все это может быть цепью случайных совпадений, а может свидетельствовать об очередной попытке воспользоваться войной для перераспределения собственности.

Думаю, что поскольку политическая борьба – весьма затратное мероприятие, конфликт внутри донецкой власти, начинавшийся как политический мог быстро приобрести экономический характер. То есть, люди, готовые профинансировать амбиции донецкой элиты поставили перед группами, с которыми они работали, задачу сохранить свое имущество от рейдерского захвата (Ахметов) или отжать чужое, например ахметовское имущество (гипотетические питерские олигархи).

Во всяком случае совершенно непонятное, но настойчивое упоминание Ахметова в контексте минских соглашений публицистами, работающими на Пургина, позволяет предположить, что их главным оппонентом является давно потерявший политическое влияние бывший украинский олигарх, которому тем не менее принадлежат в Донбассе достаточно аппетитные активы. В контексте же развивающегося экономического сотрудничества России и Донбасса привлекательность этих активов повышается.

Кроме того, мы находимся на грани срыва минского процесса. США пытаются дожать европейских союзников и заставить их пойти на очередной виток санкционного противостояния России. Если Минск будет сорван, возможность включения в состав России территории, которая будет освобождена по результатам очередного витка военного противостояния не абсолютна, но велика. Путин давно предупредил Запад, что Минску альтернативы нет. Поменять минский переговорный формат на какой-нибудь иной (больше устраивающий Киев и Вашингтон) не удастся. Можно только поменять плохой мир на хорошую войну. В таком случае Москве терять будет нечего и где она проведет свою западную границу одному Богу известно. Но то, что ДНР/ЛНР достигнут границ областей весьма вероятно. А это значит, что под контролем республик окажутся дополнительные активы того же Ахметова. И имея своего человека во главе республики, можно убедительно попросить частью этих активов поделиться.

Ну а тем, кто все-таки боится, что смена председателя народного совета может повлечь за собой нечто неприятное для Донбасса, советую внимательно присмотреться к информационному полю. Снятие Пургина – едва ли не единственный случай за всю донецкую эпопею, когда паникеры и лоялисты выступили с одних и тех же позиций – пожали плечами и спросили: «А что собственно произошло?»

Ничего не произошло. Пургин проиграл борьбу за власть, за прямой доступ в московские кабинеты, за контроль над поступающими в ДНР ресурсами. Только и всего. Не он первый, не он последний. Сказку о народном государстве, которое он ночами якобы строил в правом нижнем ящике рабочего стола можно оставить не слишком взыскательной аудитории, не слишком профессионально работающих солдат информационного фронта.

Если бы борьбу проиграл Захарченко (помните упорные слухи, что его вот-вот снимут) сейчас бы тоже распространялись панические слухи о том, как этот последний рыцарь Новороссии был устранен коварным Кремлем, которому он полтора года препятствовал отдать Киеву Донбасс, Крым, Кубань, Воронеж.

На деле, в идущем противостоянии сверхдержав судьба России не может зависеть от судьбы Пургина или Пушилина ровно так же, как судьба США не может зависеть от судьбы Порошенко или Яценюка.

Ростислав Ищенко, обозреватель МИА «Россия сегодня»