Фото: Politrussia.com


Летняя кампания в разгаре. Уже прошло более трех месяцев практически непрерывных мелких и средних столкновений, которые позволяют судить о стратегических задачах, которые стоят перед сторонами, и тактических методах их достижения.

Но для начала давайте рассмотрим то, как изменились боевые возможности сторон.
Болезненные потери, понесенные Киевом зимой 2015-го, не прошли даром. Но даже не это стало для хунты основной проблемой во вторую летнюю кампанию. Главным открытием для общественности страны, командования хунты и заказчика войны (США) стало то, что армия уже неспособна вести не только активные наступательные действия, но и стойко обороняться. Стало очевидным, что в обозримом будущем ситуацию исправить невозможно. Скорее, наоборот, внутренние проблемы Украины будут оказывать еще более губительное влияние на моральный дух солдат хунты.

Солдат, пытавшийся бежать от фронта еще до военкомата, был пойман и, недоукомплектованный самым необходимым, брошен под постоянные обстрелы без рабочей техники. Такой солдат воевать не будет. Именно поэтому постоянно приходит информация с «передка» о том, что части хунты после плотного артналета оказываются в 200-500 метрах от своих «опорных пунктов» (часто под прикрытием медучреждений или мирных кварталов), и только нежелание армии ВСН наступать пока оставляет линию фронта неизменной. Бой под Марьинкой 3 июня - наглядный пример «стойкости» частей хунты на переднем крае.


Мобилизационный потенциал Украины пока выдал только 1/10 часть списочного состава. Остальные по тем или иным причинам не были привлечены ни к одной из ШЕСТИ волн мобилизации.
Мобилизация технических парков за полтора года показала полную разруху и неготовность страны к длительной войне. Восстановление ремонтных заводов пока еще не закончено
Хотя здесь есть и относительные успехи. Например, постепенно восстанавливается производство стволов орудий.

Ремонт техники выполняется некачественно (до ТРЕТИ капитально отремонтированной техники не является боеспособной, о чем свидетельствуют рапорты с фронта и учебок) и в недостаточном объеме. Имея только два коротких интенсивных боестолкновения (июль-август 2014-го, январь-февраль 2015-го), армия Киева понесла такие технические потери, которые до сих пор не могут полностью компенсировать предприятия ВПК.

Численный состав основных видов вооружений на начало операции по готовым к бою танкам не увеличился (даже немного уменьшился), по ББМ увеличен незначительно, но в основном за счет импорта старой НАТОвской колесной техники или отечественных бронеавтомобилей, которые непригодны к армейскому бою. Артиллерия получила значительное приращение, особенно тяжелая буксируемая.

Реформы ВСУ и их нынешнее состояние

На протяжении гражданской войны армия хунты претерпела несколько реформ. Первая «реформа» была вынужденная и состояла в формировании нескольких десятков батальонов территориальной обороны. Причины их формирования были следующими:

  • Отсутствие возможности у ВСУ поглотить всех мобилизованных;

Формирование и вещевое обеспечение новых частей легло на плечи территорий их создавших (частично по шкурным мотивам эти расходы на себя взяли политические силы).

  • Отсутствие техники для комплектования полноценных боеспособных частей.

Проблема так и не была решена до конца существования территориальных частей, что вылилось в большие потери личного состава и неустойчивости его во время оборонительных операций августа 2014- февраля 2015.
Киевский режим спешно готовил резервы для разворачивающейся войны и, следует признать, эти резервы осенью 2014 года стали спасительными для разгромленной в летней кампании армии киевского режима.
Второй этап реформы начался осенью 2014 года и состоял в переформировании остатков армии в более-менее боеспособные единицы, приведенные к единообразию. Для этого были доукомплектованы старые кадровые части, а оставшиеся батальоны и новые рекруты пошли на формирование новых частей. Так на Украине появились и давно забытые мотопехотные части.

Мобильные части

Потери, понесенные аэромобильными частями, во время предыдущих кампаний стали причиной того, что именно их вооружение и структура претерпели значительные изменения. Руководство хунты, понимая, что аэромобильными эти части теперь могут быть только по названию, попыталось сохранить хотя бы их мобильность, одновременно повысив их ударные возможности. В конечном итоге эти реформы привели к созданию в составе ВСУ нескольких легких бригад (название аэромобильные за которыми было сохранено), получивших тяжелое вооружение.
По штату эти бригады включают три батальона уменьшенного состава (по сравнению с мотопехотным) – 300-320 чел, танковую роту (по 10 танков Т-80), ТРИ артиллерийских дивизиона (САУ 2С1, Д-30, БМ-21). И части обеспечения.
То есть, легкие бригады подверглись тотальной реорганизации. Возможность десантирования исчезла. Штатный состав артиллерийской группы увеличен втрое. Введена рота танков.
Всего в составе ВСУ на сегодня есть ПЯТЬ аэромобильных бригад:
25-я отдельная аэромобильная бригада — пгт. Гвардейское, Днепропетровская обл.;
79-я отдельная аэромобильная бригада — г. Николаев, Болград;
80-я отдельная аэромобильная бригада — г. Львов, Черновцы;
81-я отдельная аэромобильная бригада — г. Константиновка, Донецкая обл.;
95-я отдельная аэромобильная бригада — г. Житомир.
По сравнению с началом войны в составе ВСУ появилась одна новая бригада - 81-я, созданная на базе 25-й и 95-й бригады и территориальных батальонов.
В составе 79-й и 80-й бригад есть по четвертому отдельному аэромобильному батальону (88 и 87 соответственно).
Существование 90 отдельного батальона по одним данным имеет место быть, по другим он вошел в состав других подразделений.
В состав легких бригад преимущественно передаются новые бронеавтомобили, полученные от стран НАТО или произведенные на Украине: «Саксоны», «Спартаны» переданы аэромобильным бригадам наряду с МЛТБ. Часть бронетехники все еще составляют БТР-80, БТР-70, БМД-1 БМД-,2, БТР-Д. Поставка танков Т-80 в состав мобильных бригад происходит начиная с июля (первая партия 8 шт. ушла в 95-ю бригаду). Каждый месяц передается партия из 7-8 машин. Вторая была партия передана 22 августа в Чугуеве.
1-я бригада морской пехоты. Сформирована в Николаеве. Переброшена в зону боев летом 2015 года.
Состав: три мотопехотных десантных батальона облегченного состава – 300-320 чел (БТР-80, БТР-70, БМ «Хаммер»). Танковая рота (10 танков Т-64), ТРИ артиллерийских дивизиона (САУ 2С1, Д-30, БМ-21 «Град»).
По сути, это еще одна мобильная бригада, но входящая в состав ВМС.
Итого ШЕСТЬ мобильных бригад единого состава с возможностью развернуть седьмую (вместе с 28-м учебным аэромобильным батальоном). Всего в их составе планируется иметь 21 легкий батальон и шесть танковых рот. Итого до 12 000 человек ЛС.

После полной комплектации в состав мобильных сил будет входить: 50 танков Т-80, 10 танков Т-64. По артиллерии комплектация пока до конца непонятна: 4 или 6 орудийных батарей (по моей информации в мобильных бригадах 6 орудийных батарей). В них: САУ 2С1 – 108 шт.; Д-30 – 108 шт.; РСЗО БМ-21 108 шт. До 700 ББМ различных типов. Укомплектованность по штату на сегодня: танки 50%, ББМ порядка 80-90%, артиллерия 80-90%.
Аэромобильные части ВСУ считаются элитой армии. В новой тактике им отводится важная роль, а потому именно их стараются укомплектовать техникой в первую очередь.

Танковые части

Как и до войны, они представлены двумя бригадами:
1-я отдельная танковая бригада 8 АК, пгт. Гончаровское, Черниговская обл.;
17-я отдельная танковая бригада 6 АК, г. Кривой Рог, Днепропетровская обл.
Фактически танковые бригады никак не затронула реформа. Их состав остался неизменным, если не считать номенклатуру боевой техники. Ну, и 17-ю бригаду-таки доукомплектовали до 3-батальонного состава.
Итого шесть танковых батальонов и два мотопехотных батальона, восемь дивизионов артиллерии. По штату 190 танков, до 100 ББМ и по 36 штук САУ 2С1,САУ 2С3, РСЗО БМ-21. И около 4 500 человек личного состава. Получается некомплект, всего 20-30% штатной численности техники.
Наряду с мобильными частями танковые бригады в основном используются как мобильный резерв, и потому несут относительно невысокие потери.

Механизированные бригады

Киевский режим вступал в военные действия, имея ВОСЕМЬ механизированных бригад. На сегодня их численность выросла до ДЕСЯТИ. К кадровым 14 (бывшей 51-ой), 24,28,30,72,92,93,128 в конце 2014 года решили сформировать еще две: 53 и 54 бригады. С момента начала боевых действий состав бригад претерпел некоторые изменения.
Танковый батальон, имевший 40 танков, преобразовали в стандартный 31 танковый батальон. Правда, некомплект и постоянные потери обычно дают 20-25 танков на бригаду.
Артиллерийская группа бригад по штату осталась прежней: 18 РСЗО «Град», 18 САУ 2С3 «Акация», 18 САУ 2С1 «Гвоздика» и 18 противотанковых орудий (но в каждой части по артиллерии бешеный некомплект, на что есть свои причины, о которых будет написано в следующих частях). Комплектация механизированных частей ВСУ, как правило, низкая вследствие того, что они постоянно находятся на передовой и несут основные потери. Укомплектованность по технике 60-70% для этих частей - это хорошо. Для новых 53 и 54 бригад данные о количестве бронетехники отсутствуют, но судя по всему, в этих бригадах большой некомплект.
Итого по штату: 30 механизированных батальонов, 10 танковых батальонов, 40 дивизионов артиллерии. Численность ЛС до 30 000. До 1500 ББМ, 300 танков, 540 артиллерийских орудий, 180 РСЗО. Если принимать во внимание некомплект, то бригады включают 1000 ББМ, 200 танков, 300 орудий (200 САУ), 120 РСЗО. А скорее всего и меньше.

Мотопехотные бригады

Всего намечено создать ЧЕТЫРЕ такие бригады. Пока на фронте проявились ОДНА (57-я). 59-я заняла позиции на крымском направлении. Каждая имеет в своем составе по три мотопехотных батальона (бывшие батальоны территориальной обороны).
Части не имеют в своем составе танков и практически не имеют ББМ. Только пехота на автомобилях и буксируемая артиллерия (артгруппа урезанного состава, скорее всего однодивизионного). Фактически, это резервные части, ждущие технику. Если вдруг удастся достать необходимое количество техники, они быстро превращаются в обычные механизированные. Но это маловероятно.
Фактически к бою готовы шесть мотопехотных батальонов со слабым вооружением.

Артиллерийские бригады
Также подверглись существенной реорганизации. ВСУ начинали войну имея ДВЕ артиллерийские бригады тяжелых гаубиц: 26-я самоходной и 55-я буксируемой артиллерии.
За время боев были развернуты еще ДВЕ бригады ствольной артиллерии: 40-я и 44-я.
44-я была сформирована летом 2014-го на «фондах» расформированной в 2013 году 11-ой артиллерийской бригады, 40-я была сформирована путем деления 55-ой. Таким образом, к началу летней кампании обе бригады могли дать 4 гаубичных дивизиона на фронт, два других планируется сделать боеготовыми к концу летней кампании (скорее всего уже готовы).
43-я бригада, о которой много пишут, как о формируемой, пока себя никак не проявила.
В 26-ой бригаде (тяжелых САУ) фактически на фронте находятся 1-2 батареи САУ 2С19 «Мста-С», одна батарея (неполного состава) САУ 2С5 «Гиацинт-С», две батареи тяжелых гаубиц 2С7 «Пион» (есть данные, что они входят в 44-ю бригаду).
Всего на фронте до 25-30 тяжелых САУ
.
Каждая из трех гаубичных бригад насчитывает по ТРИ гаубичных дивизиона буксируемых орудий 2А65 «Мста-Б» или 2А36 «Гиацинт-Б» и по одному противотанковому дивизиону. Итого девять дивизионов тяжелых буксируемых гаубиц: 162 орудия и три дивизиона ПТО – 54 орудия. Численность ЛС до 3 000 человек.

Отдельные части реактивной артиллерии

До войны состояли из ТРЕХ отдельных полков:
15-ой - три дивизиона по 18 машин (1 – БМ-21 «Град», 2 – БМ-27 «Ураган», 3 – БМ-30 «Смерч»);
27-ой - три дивизиона по 18 машин (1 – БМ-21 «Град», 2,3 – БМ-27 «Ураган»);
107-ой - три дивизиона по 18 машин (1 – БМ-21 «Град», 2 – БМ-27 «Ураган», 3 – БМ-30 «Смерч»).
БМ-21 «Град» - 54 шт.
БМ-27 «Ураган» - 72 шт.
БМ-30 «Смерч» - 36 шт.
После начала боевых действий был сформирован четвертый дивизион (БМ-27 «Ураган» - 18 машин) в Сумах и полк был преобразован в 4 дивизионную бригаду реактивной артиллерии. Численность ЛС всех полков/бригад реактивной атриллерии до 4000 человек.
У реактивной артиллерии хунты есть две проблемы: некомплект РСЗО БМ-21 «Град» (потому батареи содержатся, как правило, в неполном составе) и боеприпасы (потому РСЗО армией хунты применяется чем дальше, тем реже. Особенно больших калибров). Если потери продолжатся, то скоро БМ-21 будут переданы пехотным частям, а все отдельные полки РСЗО будут иметь в своем составе только «тяжелые» машины. Иначе их банально не хватит на всех.
Помимо перечисленных частей, каждый сектор имеет по одному отдельному разведывательному батальону.

Итого в ВСУ есть (и намечено к формированию):

Численность полевой армии, готовой к активным боевым действиям (без учета тыловых частей и частей обеспечения) - до 55 000 человек.
Танки: 16 танковых батальонов и 6 отдельных танковых рот. Суммарная численность танков в них по штату 556 танков. В наличии имеется до 450 единиц, из которых боеспособными являются только 300-350 штук.
Пехота: 21 «легкий» механизированный батальон, 35 механизированных батальона (2 батальона в танковых бригадах и 3 батальона в отдельных артиллерийских бригадах), 6 мотопехотных батальонов. По штату они должны иметь около 2 500 ББМ. В наличие 1500-1700 ББМ. Боеспособных ББМ не более 1200. Из них большое количество легкой колесной техники.

Артиллерия

Тяжелая артиллерия: 9 дивизионов буксируемой и до 5 батарей САУ. Всего до 200 орудий. Из них одновременно боеспособными являются до 150 штук.
Армейская артиллерия: 38 дивизионов гаубиц (из них 26 дивизионов САУ), 18 дивизионов ПТО, 28 дивизионов РСЗО. Итого (по штату): до 700 орудий (до 500 САУ), более 300 ПТО, около 500 РСЗО. Но в артиллерии большой некомплект (особенно в РСЗО), а потому в реальности есть до: 500 орудий (350 САУ), 250 ПТО, до 300 РСЗО. Степень их боеспособности намного выше, чем у бронированной техники (до 80-90%).
Суммарно ВСУ может выставить боеготовыми (если все части будут на фронте, чего пока никогда не было) до 600 гаубиц, 200 ПТО и до 250 РСЗО.

Национальная гвардия

Несколько слов о частях НГ. Хотя именно эти части наиболее распиарены в СМИ, но по боевым возможностям и численности они сильно уступают частям ВСУ. Собственно, и на фронте их стараются не держать (а сейчас вообще убрали). Фактически, на фронте и около него были замечены:

  • 1-я (оперативная) бригада НГ (формировались преимущественно из активистов Майдана);


  • Батальон специального назначения им. Кульчицкого (остатки 1 и 2 резервных батальонов НГ, сформированных из сотен Майдана);


  • Полк «Азов» в составе трех батальонов и танковой роты;


  • Батальон специального назначения «Донбасс».

Фактически, это отдельная армия МВД со своим командованием и своими задачами. 1-я бригада и полк «Азов» вооружены на уровне мобильных бригад ВСУ и практически являются таковыми и по численности (чуть меньше). Батальоны «специального» назначения имеют в своем составе до 300 человек и по сути являются легкими мотопехотными батальонами. Также на блокпостах несут службу сводные роты НГ (из состава внутренних войск). Одновременно их может быть до 3-4 батальонов. По боевому значению они сопоставимы с батальонами теробороны.
Суммарно «армия» МВД в зоне АТО (без патрульных, следователей и МЧС) в боевых подразделениях насчитывает до 6 механизированных батальонов, 6 мотопехотных батальонов, до 2 танковых рот (неполного состава), до 6 дивизионов артиллерии.
Численность: 5 000 человек ЛС, до 20 танков, до 200 ББМ, до 100 орудий.
Погранвойска на Донбассе.

Боевых подразделений тактического значения не создано. Сотрудники ПВУ несут службу на блокпостах и в прифронтовой зоне. Их главная задача, борьба с контрабандой и пресечение попадания на территорию, контролируемую хунтой, «нежелательных» лиц. Потому отдельный подсчет их боевых возможностей не имеет смысла, несмотря на то, что количество ЛС в зоне боев значительно: до нескольких тысяч.

В следующих материалах серии мы рассмотрим "некоторые технические аспекты" армии хунты, состав и возможности армии ВСН, а в финале проведем анализ летней кампании (до сегодня естественно).

Продолжение следует.

Армия киевского режима в летнюю кампанию 2015 года