24.07.2015





Совершенно буднично проходит в Киеве день 24 июля. Политики, как обычно, азартно выясняют, кто у кого дубинку украл. Народ безо всякого интереса наблюдает за этим изрядно надоевшим за два с половиной десятилетия шоу, а средства массовой информации разрываются между попытками найти убедительные доказательства "самообстрелов" ополчения (причем с украинских позиций) и небескорыстным желанием угадать, как разложится политико-олигархический пасьянс в ближайшее время (чтобы вовремя примкнуть к команде будущего победителя).



Флаг над городом


Практически никто (если не считать невнятного поздравления от Кличко) не вспомнил, что до августа 2004 года столица была единственным городом в стране, который в этот день отмечал "День государственного флага". Это уж потом, Кучма под занавес своего правления, не оставивший идею третьего срока и пытавшийся понравиться всем, перенес праздник на 23 августа, когда сине-желтый флаг впервые внесли в зал Верховной Рады депутаты-националисты (тогда они еще называли себя национал-патриотами).
Почему перенесли праздник с июля на август, всем было понятно. Ревнивый Кучма не хотел подтверждать своим указом дату, установленную Киевским городским советом в честь события, произошедшего на год с небольшим раньше, чем националистическая демонстрация в Верховной Раде.
А 24 июля 1990 года националисты-активисты (еще позиционировавшие себя как борцы за перестройку и обновленный Союз) подняли сине-желтый флаг на флагштоке возле здания Киевсовета (ныне Киевгоргосадминистрация — КГГА).
Политики и народ Украины достаточно быстро забыли события 24 июля 1990 года. А зря. События этого дня как будто сконцентрировали в себе всю последующую двадцатипятилетнюю историю Украины.
Начнем с того, что вывешивание флага произошло на майдане. Здесь проходили все последующие государственные перевороты, от потешной "революции на граните" августа 1990 года, в результате которой группа интриганов из ЦК КПУ отправила в отставку тогдашнего председателя Совмина УССР Виталия Масола, до кровавого майдана декабря 2013 — февраля 2014 годов, от которого бежал так и не решившийся его разогнать, последний легитимный президент Украины Виктор Янукович.
Во-вторых, инициативную группу радикальных националистов, пожелавших официально поднять флаг, не имевший на тот момент никакого иного статуса, кроме знамени УПА и Петлюры, поддержало значительное число депутатов Киевсовета.
Мятежные мэры

Характерно, что и все будущие мятежники опирались на скрытую или явную поддержку киевской власти.
Мэр Александр Омельченко в 2004 году предоставил здание КГГА под расселение, питание и обогрев оранжевого майдана.
А мэр Александр Попов, мало того, что был замешан в организацию провокации с разгоном "онижедетей", с которой начался в декабре 2013 года в Киеве кровавый последний майдан Украины, но и озаботился тем, чтобы в первый же день митингующие без проблем захватили здание КГГА, которое долгое время было их единственным опорным пунктом.
А 11 декабря 2013 года, когда первый штурм майдана "Беркутом" практически уже увенчался успехом и оставалось только зачистить КГГА, именно саботаж городских чиновников во главе с Поповым привел к тому, что операция затянулась, у западных дипломатов появилось время для давления на Януковича, и в конце концов "Беркут" был отозван.
В-третьих, 24 июля 1990 года националисты и власть заняли позиции, ставшие для них в будущем традиционными. Националисты врали, что их поддерживает если не весь народ Украины, то уж точно весь Киев. Александр Мосиюк, который тогда проталкивал на заседании Киевсовета решение о поднятии флага в 2012 году "вспомнил" в интервью БиБиСи, что на улице под КГГА якобы стояло 200 тысяч человек.
С учетом того, что тогда в Киеве проживало два с половиной миллиона, чтобы собрать 200 тысяч на Крещатике необходимо было бы, чтобы на улицы вышел каждый десятый-двенадцатый. Более того, ни 200 тысяч, ни 500 тысяч, ни миллион (который заявлялся участниками майдана 2004 года) просто невозможно разместить на Крещатике. Если поставить по одному человеку на квадратный метр улицы (включая урны, скамейки, газоны и деревья), то на всем протяжении улицы (от Европейской, до Бессарабской площади) станут 70-75 тысяч человек.
В 1990 году активисты даже движение возле КГГА не перекрыли, все разместились на тротуаре, и было их не больше 100-150 человек (а может быть, и меньше).
Вольности в обращении с законом

Далее тот же Мосиюк в том же интервью хвастается, что поскольку голосов на легитимное решение не хватало, он решил принять протокольное. Понятно, что альтернативой легитимному решению может быть только нелегитимное.
То есть уже тогда симпатизировавшие националистам депутаты Киевсовета, оставшись в меньшинстве, плюнули на закон и фальсифицировали результаты голосования. И потом националисты будут поступать так же.
В 2004 году Ющенко получил власть в результате нелегитимного третьего тура выборов (при том, что конституция предусматривала совсем иной вариант разрешения возникшей коллизии). В 2007 году тот же Ющенко нелегитимно распустил парламент, а затем столь же нелегитимно уволил нескольких судей Конституционного суда, чтобы последний не мог принять решение о незаконности действий президента.
Мятежники в 2014 году вообще сказали новое слово в конституционной теории и практике, заявив, что их вооруженный переворот законен, поскольку Янукович, чтобы не быть убитым, сбежал из страны.
Верхушка власти плывет по течению

Власть в 1990 году заняла ту же позицию непротивления злу насилием, что занимали все последующие власти Украины, сталкиваясь с все возраставшей наглостью националистов. Несмотря на то, что незаконный флаг незаконно подняла небольшая шайка авантюристов, спустив при этом с флагштока государственный флаг СССР, до распада которого оставалось еще полтора года, власть не прореагировала, сделав вид, что ничего не произошло.

Даже возмущение киевлян, вылившееся в стихийные протесты и даже забастовки, не произвело на тогда еще коммунистическую власть Украины никакого впечатления. Она самоустранилась от борьбы, предпочитая плыть по течению.


В 1990 году власть не обратила внимания на смену знамен на флагштоке у КГГА. В 1991 году обладавшие подавляющим большинством в парламенте и поддержкой 92% избирателей, высказавшихся на референдуме за сохранение СССР, коммунисты помогли националистам принять декларацию независимости Украины.
В 2004 году так же сдал страну майдану Кучма, а в 2014 году — Янукович.
Наглость наци, лживость их сторонников во власти, фальсифицировавших все, что можно (от "протокольных" решений, до результатов выборов); трусость и импотентность руководителей государства, так ни разу и не отдавших силовым структурам приказ навести порядок; постоянная готовность политического истеблишмента идти на уступки маргиналам и нежелание опереться на ясно высказывающий свою волю народ — все это и привело 24 июля к вывешиванию возле Киевсовета не имеющего никакого статуса двухцветного полотнища, которое небольшая группа людей считала своим и государственным флагом. Тогда это был фарс.
Уже через год по тем же причинам случилась драма, когда Украину, вопреки воле ее граждан, с мясом вырвали из единой страны, а двухцветное полотнище действительно стало государственным флагом.
Война всех против всех

Сегодня мы присутствуем при последнем акте трагедии. В 1990 году наци утверждали, что ни один порядочный человек не может слова хорошего сказать ни о Петлюре, ни о Бандере. Сегодня они открыли свое истинное лицо и официально заявляют, что взяли в руки оружие, чтобы убивать русских (имея в виду русскоязычных и русско-культурных граждан Украины, не приемлющих идеи необанедровщины) и строить украинскую Украину.
При помощи лжи и фальсификаций можно захватить власть, но на лжи и фальсификациях нельзя построить ничего прочного, долговременного. Поэтому, чем прочнее прилипала власть к рукам украинских наци, тем хуже становилась ситуация в стране, и в конце концов государство Украина начало рушиться, разваливаться, скатываясь в кровавый морок гражданской войны. И катится оно к войне всех против всех все быстрее.
И уже даже США и ЕС махнули на нее рукой и не пытаются удержать. И в довершение этой вакханалии лжи и насилия наци доработались до того, что руководить ими будут русские, которых отвергла Россия, и грузины, которых отвергла Грузия.

Достойный финал постановки, начавшейся 25 лет назад, поднятием группой маргиналов чуждого населению Украины сине-желтого флага в центре Киева. Теперь уже и флаг этот не в чести. Новые "настоящие" борцы за украинскую Украину предпочитают красно-черный.


24 июля 1990 года в Киеве был жаркий солнечный день, и ни собравшиеся развлечься националисты-активисты, ни депутаты Киевсовета, ни власти Украины, ни граждане, спешившие по своим делам мимо какого-то непонятного митинга, не знали, что у них на глазах мирно и весело начинается гражданская война. А символы этой войны — петлюровский флаг и знамя советской Украины, — еще полтора года висели на соседних флагштоках в центре Киева.

Ростислав Ищенко
,
обозреватель МИА «Россия сегодня»