08.07.2015



Руководители Донецкой и Луганской народных республик (ДНР и ЛНР) официально обратились в Совет Безопасности ООН с просьбой создать международный трибунал по преступлениям украинских силовиков в Донбассе. «Призываем постоянных членов Совбеза — США, Великобританию, Францию, Китай и Россию, а также генсека ООН создать международный трибунал. Готовы со своей стороны предоставить доказательства и необходимую информацию о проведении киевскими силовиками преступлений на территории Донбасса», — заявил в среду глава ЛНР Игорь Плотницкий.


Глава ДНР Александр Захарченко
поддержал это заявление и сообщил, что в республике уже создано несколько комиссий для расследования преступлений украинских военных. «У нас накоплен большой объем доказательств причастности украинских силовиков к массовым убийствам и пыткам мирных граждан. Об этом свидетельствуют десятки захоронений, обнаруженных нами на территории ДНР и ЛНР», — цитирует Захарченко «Российская газета».

В распоряжении ЛНР и ДНР также имеются свидетельства использования украинскими силовиками запрещенных международными конвенциями вооружений, в том числе кассетных зарядов.
По мнению лидеров донбасских республик, ожидать объективного следствия по всем фактам преступлений со стороны Киева бессмысленно. «Вспомните батальон „Торнадо“, боевики которого успели убить не один десяток мирных жителей. Именно поэтому к расследованию всех нарушений международного гуманитарного права и преступлений против человечности на Донбассе должна заниматься уполномоченная мировым сообществом международная организация», — констатировал Захарченко.

Преступления украинских силовиков продолжаются. 7 июля стало известно об очередном убийстве мирного жителя. На территории Донецкой области, контролируемой украинскими силовиками, 5 июля возле села Брусовка находились несколько пьяных украинских солдат. Один из них начал стрелять в воздух из своего автомата. Находившийся рядом местный житель сделал ему замечание, за что и был убит.

Удастся ли привлечь к ответственности не только непосредственных убийц, но и тех, кто отдавал им приказания?
— Развитие темы геноцида населения Донбасса всё равно будет продолжаться, — считает политолог, президент фонда «Основание» Алексей Анпилогов. — Поэтому со стороны ДНР и ЛНР данное обращение в ООН вполне оправданно. Преступления против мирного населения Донбасса продолжаются уже больше года. И пока им не видно конца. Вопрос лишь в международной реакции на них.
Как показывает практика, вынесение окончательных оценок мирового сообщества по таким событиям, крупные международные трибуналы, происходят постфактум. Уже после окончания массовых преступлений против человечности. Так было после Второй мировой войны, после свержения режима Красных кхмеров. Иногда признание геноцида затягивается на десятилетия, как это было в отношении массовой резни армян в начале XX-го века.
Что касается Донбасса, то война, сопровождающаяся преступлениями против мирных жителей, там не закончена. Не ушла и сама её первопричина — стороны не видят возможности сосуществовать в едином государстве.
Кроме того, я предвижу сложность определения геноцида в данном случае, поскольку трудно найти этнические различия между основной массой жителей Луганска, Днепропетровска и, скажем, Белгорода. Ставка со стороны Киева и стоящего за ним Запада будет делаться на то, что не было никакого целенаправленного истребления русского населения Украины, а была агрессия России. Этот тезис мы и без того слышим уже год с лишком.

Тем не менее, сбор информации о преступлениях украинских военных против населения Донбасса надо продолжать. Кроме того, надо фиксировать заявления украинских политиков. В частности, призывы тогдашнего депутата Верховной Рады Украины Ирины Фарион «убивать москальских тварей». Мы помним также, что премьер-министр Украины Арсений Яценюк фактически признал геноцид жителей Донбасса. (15 мая, отвечая на вопрос французского журналиста о том, «когда Киев прекратит геноцид жителей Донбасса», Яценюк ответил, что это случится после того, как «Путин отступит и выполнит свои обязательства по Минскому соглашению" — «СП»).

В дальнейшем именно такие высказывания украинских политиков могут стать основой для их обвинения в международном трибунале. Так же произошло, кстати, и на Нюрнбергском процессе. Те заявления, который делали Гитлер и его подельники, были использованы в качестве доказательств вины фашисткой Германии. Ведь, к примеру, тот же Холокост не был зафиксирован ни в одном документе нацистского Рейха. Однако, антисемитских высказываний фашистских вождей имелось в избытке — и, в итоге, именно они составили часть обвинительного заключения Нюрнберга, касающуюся мотива преступления.

Все предыдущие случаи геноцида, начиная от Холокоста и заканчивая массовым истреблением тутси в Руанде, заканчивались рано или поздно покаянием стороны, осуществлявшей массовый террор. В упомянутой Руанде сегодня детям чуть ли не с детского сада говорят о произошедшей в 1994 году трагедии, и учат тутси и хуту жить вместе.

Украина же фактически продолжает воевать против самой себя. То есть государство воюет против части собственного населения, опираясь на другую его часть. На Украине до 2014 года жило около 8 миллионов этнических русских. По данным независимых исследований, около 75 процентов жителей считали родным именно русский язык.
Поэтому до тех пор, пока Киев не признает фактов геноцида против русского населения не только Донбасса, но и всей Украины, ни о каком мире говорить нельзя. Думаю, что даже Запад, как только он потеряет интерес к Украине, как некоему тарану против России, так же признает, что имел место геноцид русских.

Например, бывший обвинитель Гаагского трибунала Карла дель Понте, сегодня открыто заявляет, что косовские албанцы во время распада Сербии осуществляли геноцид сербского населения Косово. Определение геноцида на самом деле очень многогранно. Даже манипулирование данными переписи населения, чем украинское государство занималось задолго до бандеровского переворота, является фактом скрытого геноцида, согласно определению ООН. Поэтому за всё то, что сейчас делает Украина в отношении собственных граждан, она понесёт не только государственную и юридическую ответственность, но и ответственность моральную.

С моей точки зрения, ДНР и ЛНР правильно сделали, поставив вопрос в такой общечеловеческой плоскости, а не в политической. Поскольку определение геноцида интернационально, аполитично и не привязано к идеологии. Оно аппелирует к базовым ценностям человека — к праву на жизнь и к праву на этническую, языковую, расовую и культурную идентичность. Если эти права нарушены, то никакая «политическая целесообразность» не может быть их оправданием.

«СП»: — Не обернётся ли трибунал против защитников Донбасса? Ведь украинские власти с самого начала пытались поставить всё с ног на голову, когда обвиняли ополченцев в обстрелах собственных городов. Мы помним и то, что трибунал, созданный после войны в Югославии, осуждал, главным образом, одну сторону — сербов.


— Надо понимать, что Гаагский трибунал, строго говоря, никогда не представлял и не представляет сейчас международное сообщество. Он представлял и представляет Запад. И во всех трагедиях и смертях на Украине Запад готов сегодня обвинить именно «донбасских сепаратистов» и Россию. При этом полная абсурдность и бездоказательность этой позиции его пока не смущает. Но Европа уже понемногу меняет свою позицию, которая становится более объективной. Как я уже говорил, США в какой-то момент может показаться невыгодным заступаться за нынешние киевские власти.
Россия сейчас должна всеми законными способами помочь выжить ДНР и ЛНР. Потому что в противном случае бандеровский Киев получит доступ ко всей доказательной базе и «истолкует её» так, как ему выгодно. Я говорю о таких доказательствах, как, например, захоронения погибших, осколки, разрушения домов и зданий и т. д. В случае оккупации Украиной Донбасса будут ликвидированы, либо запуганы все объективные свидетели преступлений.

Когда же дело дойдёт до трибунала, Россия должна настоять, чтобы он проходил не в «гаагском формате», а по подобию Нюрнбергского процесса. Тогда каждую из стран антифашисткой коалиции представлял свой прокурор. Все прокуроры, таким образом, вынуждены были считаться с мнением друг друга.


Подобный трибунал будет руководствоваться не политическими предпочтениями судей, а принципами прав человека.

Между тем, война в Донбассе не затихает. Вот только небольшие выдержки из сообщений «Сводки от полчения Новороссии вКонтакте».
«Сегодня в 11:00 обстреляли поселок Спартак в Ясиноватском районе Донецкой Народной Республики… Горит частный дом по улице Солнечная. Рядом с посёлком Счастье украинская ДРГ в ходе перестрелки была рассеяна и частично ликвидирована.
Сообщение от ополчения ЛНР: «Со стороны посёлка Троицкое из автоматического гранатомета АГС и стрелкового оружия украинскими силовиками было обстреляно село Веселогоровка. Киевские силовики обстреляли из самоходных артиллерийских установок район города Первомайск с направления города Попасная. Вскоре после полуночи обстрелу из танковых орудий и вооружения БМП с направления Станицы Луганской подвергся район памятника князю Игорю. В районе села Луганское произошло боестолкноевение между украинскими военными и бойцами ЛНР. О потерях не сообщается».
Поступают также сообщения о мародёстве украинских солдат в оставленном ополченцами Широкине.
Вот что о происходящем «Свободной прессе» рассказал ополченец с позывным «Цокот».
— Под Белокаменкой, где наши позиции, обстрелы идут почти каждый день. Из миномётов, «стодвадцатых» орудий и т. д. Прячемся в окопах. К счастью потерь немного. В последнее время нам запрещают отвечать. Всего пару раз били из гранотомётов в ответ.

«СП»: — Как ополченцы относятся к тому, что без боя сдали Широкино?


— На самом деле это село давно уже было нейтральной территорией между нами и «украми». Просто отошли от села на километр. Думаю, что в данном случае предательства не было. Просто тактический ход. Но в целом недовольство руководством ДНР среди ополченцев имеет место. Люди некоторые политические заявления, о том, что необходимо вернуться в состав Украины воспринимают как предательство. При этом никто не верит в быстрый мир. Здесь популярно предсказание схиархимандрита Иона (Игнатенко), который ещё в конце 2012 года предсказал, что война на Украине продлится два года.

«СП»: — Как живёт мирное население?


— Пытаются приспособиться к существованию в полувоенных условиях. Я сейчас в увольнительной в Донецке, люди относительно спокойно ходят по улицам. Хотя вечерами на окраинах города продолжают рваться снаряды. В сельской местности люди выживают за счёт натурального хозяйства. Торгуют продуктами на рынке. Ополченцы питаются в основном за счёт гуманитарной помощи.
Ну и, поскольку в материале снова-таки затронут вопрос Широкино, приведу своё мнение о данном вопросе.
Широкино оставили не этим летом — его сдали ещё зимой, во время подписания второго Минска. Как сейчас вынужденно придумывают «хитрые планы» для осенних выборов в Дебальцево, в городе, за который зимой было сполна заплачено жизнями ополченцев и страданиями мирных жителей, но который «внезапно» оказался по Минску вне юрисдикции ЛНР и ДНР.

По военным делам будет отдельный обзор.

alex_anpilogov