15.06.2015г.

На Конте появилась статья Ростислава Ищенко о Стрелкове. Фигура Стрелкова явно неоднозначная и не бесспорная для России. Что же, выложим свой взгляд на эту личность из Донецка. В сентябре, когда стал очевиден успех ополчения, перед народом Донбасса вопросы политического обустройства начинали вставать во всей своей сложности и актуальности. Именно в сентябре и были написаны «Политические хроники ДНР», подводившие итог первого полугодия политической жизни Республики, перед новым этапом своей истории – выборами 2 ноября. Размещаю часть, где о Стрелкове, ещë раз обращаю внимание, что написано в сентябре 2014 года, поправил только стилистику, оставив текст без купюр. Можно было бы добавить эпизод бегства Стрелкова из Донецка, когда решимость и мужество ополченцев, того же «Востока», не позволили захватить город, или эпизод, когда Пургин не стесняясь говорил о Стрелкове, предложившего взорвать девятиэтажку для усиления обороны Донецка. Но не стал вносить изменения – текст того времени и тем интересен.


Политическое пространство Донецкой Народной Республики. Часть 3. «Имперцы»


Известно выражение: «когда говорят пушки, музы молчат». Тоже можно сказать относительно политики. Во время войны, требующей мобилизации всего общества, напряжения сил и сосредоточения ресурсов для эффективной борьбы, политическая деятельность затухает; исключение из этого правила приводит к катастрофам вроде российских революции 1905 г. и 1917 г. Поэтому говорить о политических процессах ДНР в период активной фазы боевых действий особо не приходится. Тем не менее, военное лето прошло в ДНР с политической окраской.

Краски политике летнего периода в ДНР придали три фигуры, стоявшие в тот период у руководства ДНР: Бородай, Стрелков (Гиркин), Антюфеев – премьер-министр, министр обороны, вице-премьер по вопросам госбезопасности.

Люди, приехавшие из Москвы – чужие, никому не известные ранее в Донецке, и как проезжавшие мимо, они оставили после себя слабую память у дончан. Мало кто понял кто они, что собой представляют, их идеи, мысли. Они остаются в нашей памяти как люди, ассоциирующиеся с войной, силовыми акциями, смутой в умах. Более определенной фигурой является Стрелков, и то, потому что за ним тянется определëнный мифологизированный шлейф – мифы необходимы людям и обществу, они выполняют свою роль, как и мифы о Стрелкове, о его славянской эпопее.






В отличие от России на Донбассе за Стрелковым не стоит большая и сильная по своему воздействию мифологема. То, что находится близко, слишком наполнено конкретикой, жизнью, чтобы подвергаться идеализации. Расспросите жителей Славянска о Стрелкове и об отношении к нему, и легендарный ореол начнëт таять. Для большинства жителей Донецка Стрелков тоже далеко не легенда – солдат как солдат, о котором больше говорят, чем о других. Для иных горожан – он человек, вслед за которым в город пришла война и горе, и к нему соответствующее отношение. Для ополченцев, особенно славянских бригад, Стрелков был, есть и будет легендой, и чем дальше от событий, тем сильнее будет становиться флëр легендарности.

Все три фигуры: Стрелков, Бородай, Антюфеев - являлись и продолжают оставаться фактором внутренней российской политической жизни, как и весь политический пул «Новороссия». Идея «Русской весны», возникшая на волне сопротивления юго-востока Украины украинским нацистам и радикальным националистам, привела к огромному подъему патриотизма в России. До сего времени Стрелков не был известен широкой публике на своей родине. Неизвестный офицер благодаря боям за Славянск, героизму ополчения Донбасса и добровольцев из России, неожиданно возникшей идеи создания независимой Новороссии – вдруг стал символ героизма и морального превосходства ополченцев над нацистскими карателями. Данный феномен еще получит свою оценку и будет подвергнут изучению историками. Повторюсь, появление неординарного мифо-феномена Стрелкова проистекает целиком из условий России. Похоже, что кому-то надо было, чтобы во главе борьбы с украинским национализмом и нацизмом, стали именно граждане России, при чем, со специфическими биографиями, как у Стрелкова, Бородая, Антюфеева. К троице еще необходимо добавить горловского командира Безлера, чтобы получить завершенную картину.

Насколько всë это привнесенное и искусственное, и насколько далек от всего произошедшего официальный Кремль видно по тому, что ключевые посты в ДНР возглавили сразу три гражданина России. Действительно, так не бывает. Москве для помощи восставшим на Донбассе необязательно было напрямую ставить во главе восстания своих граждан. Существует отработанная практика посылки советников и консультантов, реально руководящих основными процессами в той или иной стране и эффективно делающих свою работу. Достаточно посмотреть на Киев, флаги США на здании СБУ Украины, чтобы понять эффективность закулисья. У американцев в этом плане богатейший опыт, у советского государства он тоже был, не думаю, что российская система безопасности не сохранила советские наработки. Если руководящие посты в ДНР были целенаправленно и публично заняты сразу несколькими российскими гражданами, значит, это было решение, исходившее от определенных российских политических сил, а не официальных структур России. За чем? Сейчас, осенью, общий абрис политического веса Стрелкова, набранного в боях за Славянск, на Донбассе, начинает приобретать контуры. И уже становятся понятны политические идеи, проводником которых становится Стрелков. Отсюда логический шаг к пониманию тех сил, которые привели Бородая и Стрелкова сначала в Крым, а затем весной на Донбасс. Имена, названия организаций и структур мне лично не известны, и как-то, мало интересны, поскольку всë это относится к политическому пространству России. Для Донбасса всë более очевидным становится, что регион в какой-то момент превратился в площадку для наращивания политического креатива довольно весомых политических сил соседнего государства. И это не только моë мнение, подобные мысли в той или иной форме постепенно получают распространение среди думающих людей в Донецке. «Уход» из Донецка Стрелкова-Бородая, затем Антюфеева, безусловно, был эксперирован вмешательством Москвы, оценившей опасность триумвирата, задумавшего вести свою собственную игру на Украине. Уход в августе Бородая из ДНР был однозначно воспринят в городе многими положительно. Другое дело, что фигура Захарченко в качестве премьер-министра не перестает вызывать множество вопросов, но с учетов предстоящих выборов 2 ноября, он в последнее время приобретает облик технической фигуры перед началом процесса переформатирования ДНР. На его долю выпала болезненная и непопулярная задача по перемирию с Киевом.

Вернëмся к весне 2014 года. Занятие весной Бородаем поста премьер-министра ДНР жителей Донецка удивило, но информационный вакуум в нарождавшейся Республике, не прозрачность процедуры назначений на тот или иной пост в ДНР, сделали приход Бородая к власти мягким. Авторитет России, вброшенные идеи, что русские «своих не бросают», что существует братство Русского мира, о котором наконец-то вспомнили – это позволило встать во главе руля и управлять политическим активом ДНР гражданам России. Тем более, что опять же, был пример Крыма, где сопротивление в Севастополе возглавил Чалый. Не побоюсь констатировать, что в Донбасс извне было привнесено инородное тело, которое, находясь вблизи от жизненно важных органов, задавало все функции организму. Бородай как-то публично называл себя экспертом по кризисному управлению, которому ничего не нужно личного от Донбасса, что-то такое: все для людей, все во блага борьбы. Исходя из этих посылок, проводилась мысль, что в Донецке сложилась кризисная ситуация и он, как патриот, решил помочь Донбассу. Или вот такой образчик суждений:
«Местные, с точки зрения пришлых, не имеют достаточных качеств, которые позволили бы им контролировать ситуацию», — рассуждает «эксперт» Арестович.


А что местные? Местные находились после референдума 11 мая в уверенности, что Россия их не бросит и примет в своë лоно Матери-Родины. Такую фигуру как Бородай, кризис-менеджера, патриота России, друга ужë к тому времени известного Стрелкова актив восстания во многом расценил как первую ласточку продвижения к союзу с Россией. 16 мая его утвердили в должности премьер-министром ДНР, а на следующий день он пиарился в СМИ:
«Мы в самое ближайшее время рассчитываем на установление дипломатических отношений с Россией и надеемся на братскую поддержку со стороны Российской Федерации. Логика гражданской войны не позволяет нам терять ни минуты времени: пока мы тянем, гибнут люди, поэтому мы будем делать это в срочном порядке».


Вполне естественно, что подобные заявления импонировали большинству жителей Республики, политик говорил то, что хотел услышать народ. Как пиарщику и политтехнологу Бородаю была хорошо известна позиция российской власти по Украине и по провозглашенным Республикам, только его мало интересовала действительность, а больше политический проект для внутри российского пользования.

Как-то неожиданно в Донецке появился Стрелков, определенный командующим ДНР. Стрелков, как и Бородай, был в Крыму, но там остался совершенно незамеченным. В Крыму операцию прикрытия обретения независимости крымчанами обеспечивали госструктуры России, и потому там всë прошло эффективно и не осталось места добровольцам и так называемым имперцам, которые оказались неожиданно для себя не удел. В отличие от Крыма, в Донецкой области российские госструктуры не присутствовали, здесь всë развивалось для Киева и Москвы несколько неожиданно. Именно на такой ничейной земле появилась группа вооруженных активистов, представлявших определенные российские политические группы. Местные донецкие олигархические игры Ахметова по сравнению с игроками настоящего геополитического калибра выглядели детскими шалостями. Не случайно, столкнувшись с вновь пребывшими, Ахметов навсегда ретировался с Донбасса. Известно, что Бородай фигурировал в Крыму среди «московского окружения Аксенова», наряду с прочими в числе которых был Стрелков. Бородая, местные крымчане называли «министром пропаганды» в правительстве Аксенова, но сам он просил воспринимать этот титул как шутку. На прямой вопрос, не чиновник ли он, Бородай отвечал отрицательно, добавляя, что работает в рамках, дословная цитата: «частно-государственного партнерства». Со временем открывались связи Бородая-Стрелкова с крупным российским бизнесменом Малофеевым, см. Что такое правительство Донбасса? | ВОПРОСИК

События в апреле с появление российских добровольческих групп развивались так:

12 апреля 2014 года в Славянске сторонники ДНР заняли административные здания, здания СБУ и райотдела милиции, и оборудовали несколько блокпостов и баррикад. Бойцы спецподразделения милиции Донецкой области отказались выехать на подавление волнений в Славянске и перешли на сторону ополченцев.

13 апреля МВД Украины объявило о начале «антитеррористической операции» в Славянске. В Славянск были направлены части украинской армии при поддержке БТР и двух вертолётов.

16 апреля около 60 украинских военнослужащих-десантников, отправленные в Краматорск для участия в армейской операции против сторонников ДНР, перешли на сторону протестующих. Они передали ополченцам Славянска шесть боевых машин десанта БМД и «Нона-С».

24 апреля подразделения украинской армии при поддержке бронетехники начали штурм Славянска.

26 апреля стало известно, что весь силовой блок ДНР перешёл под командование Стрелкова.

Закономерно возникает вопрос – почему Стрелковым был выбран именно Славянск?

Славянск занимает стратегическое положение на Донбассе. Он прикрывает собой с севера два ключевых направления: на Луганск и Донецкую агломерацию, а так же транспортные развязки и зоны с сырьевыми ресурсами, в том числе со сланцевым газом. Само название «Славянск» - город славян - очень звучный, не побоюсь предположить, что именно название города во многом повлияло на выбор Стрелкова. Было ещë одно важнейшее стратегическое направление – город Красноармейск. Значение этого районного центра особенно заметно сейчас, когда слабость западного направления позволило выйти войскам киевской хунты на окраины Донецка, создавая постоянную угрозу столице ДНР и всей Республике. Более того, Красноармейск прикрывает собой дорогу не только Донецк, но пути на Константиновку и далее Дружковку-Краматорск-Славянск, Артемовск-Горловку и всю Луганщину. Похоже, что имя города должно было стать символом борьбы, и оно таковым стало.

Немного позднее Бородай привëз Антюфеева. Явно для усиления силового блока, видимо, ситуация приняла серьëзные оборот, если привезли такого специалиста. И для этого были основания. Сил оборонять Славянск оставалось всë меньше, была угроза окружения и полного уничтожения бригады Стрелкова, необходим был выход из города. Приход Стрелкова в Донецк получил информационную завесу в виде вброшенного слогана «спасение Донецка от сдачи украинской хунте». Стали муссироваться взбросы через сети интернета о ахметовских людях в руководстве ДНР, мечтающих передать Донбасс киевской хунте. Вхождение Стрелкова в Донецк сопровождалось трениями и сложностями, эксцессами с гражданским населением города. Уход из Донецка Ходаковского в Макеевку обозначил самую острую фазу в отношениях между лидерами местного восстания и «московскими». В такой ситуации Антюфеев был необходим. Отмечу, что намного раньше (2 июня), была попытка Безлером зачистить Донецк от оставшихся представителей старой власти силовое ведомство МВД. Решительные действия «Оплота» и «Востока» позволили отбить Пожидаева. В данном эпизоде проявилась слабость «московских» и способность местных лидеров отстоять свой город. Эпизод запомнился и были сделаны выводы. С приходом Стрелкова ему была необходима поддержка такого человека как Антюфеев, чтобы контролировать ситуацию в Донецке. Бородай его привëз.






Можно не сомневаться, что Москва внимательно следила за событиями на Донбассе. И в какой-то момент стала действовать: Москва купировала не столько рост политического веса Стрелкова, как преподносят некоторые блогеры, сколько нарастание противоречий между местными лидерами ДНР и пришлыми «московскими». Как раз последние стали представлять угрозу для самого существования Республики и управляемости ситуации, которая и так была слаба. И Москва удалила имперцев, последним оказался Антюфеев. Параллельно шëл процесс подготовки почвы для начала мирного урегулирования на Украине: сначала произошëл разгром войск Южного фронта киевской хунты с выходом на Мариуполь, потом последовала конвертация военного успеха в политический через начало мирных минских переговоров. Решались насущные гуманитарные вопросы в виде провода конвоев с продуктами в обе Республики, подготовкой к зимнему периоду. Как завершение переходного периода к миру – в ноябре должны состояться выборы в ДНР и ЛНР, продолжая последовательную легитимизацию Республик.




Что было ещë примечательного летом. Москва вывела из под удара физического уничтожения Пушилина. Дважды совершались теракты в его окружении, и в конечном итоге, было принято решение эвакуировать его в Москву. Пушилин зарекомендовал себя с положительной стороны и его сохранили. Он пробыл какое-то время в России, и вот осенью вернулся в Донецк и активно занялся партийным строительством, создавая свою политическую силу. Благодаря ему и Губареву сейчас стала вырисовываться конструкция политических сил, которые пройдут в парламент ДНР. О своих планах по участию в выборах заявил Пургин. Скорее всего, как член старейшей партии борьбы за независимость «Донецкая Республика», он будет создавать свой блок. Царев в меру своих сил выстраивает федеративное образование Новороссия. Вот так на смену российским имперцам приходят местные фигуры политического формата. Для кого-то в Москве вывод Борода, Стрелкова – сильнейший удар по их планам и мечтам. Для нас, проживающих на Донбассе – надежда на построение действительно Народных Независимых Республик.

valerikuzin