13/11/2013



Крупнейшая партия, объединяющая сирийских курдов, Демократический Союз (PYD) объявила о создании в Сирии автономии. Глава МИД Турции Ахмет Давутоглу уже обвинил PYD в том, что она "не держит своих обещаний". Инициатива сирийских курдов ставит на грань катастрофы переговоры Турции с Курдской рабочей партией (РКК), однако Сирии все это на руку.


Портал All4Syria сообщает, что созданный Комитет автономного правительства с административным центром Камышлы будет состоять из 75 человек. В течение 40 дней он выберет Комитет по разработке Конституции. Временное правительство будет управлять тремя регионами, населенными курдами на севере и северо-востоке страны. В ближайшие месяцы там будут проведены выборы в парламент автономии. "Временное правительство является переходным органом исполнительной власти, оно создаст свои учреждения для облегчения работы в политической, экономической, социально-культурной областях и в области безопасности", — говорится в заявлении Комитета. "У сил безопасности есть задача обеспечения порядка и стабильности в курдских районах. И они будут придерживаться норм международного права и всех применимых резолюций и конвенций. Комитет стремится к организации честных, открытых для наблюдателей и международных и региональных неправительственных организаций выборов и проведет их в течение шести месяцев с момента создания Временного демократического управления", — цитирует All4Syria. Ситуация с курдами на Ближнем Востоке резко изменилась после того, как была образована автономия в Ираке — Иракский Курдистан (4-6 миллионов курдов) и начался конфликт в Сирии, где на севере проживают около 2,5 миллионов курдов. Курды, что называется, почувствовали воздух свободы. Именно с этим связаны последние мирные инициативы Турции по переговорам с турецкими курдами (15 миллионов), лидером которых является отбывающий пожизненный срок Абдулла Оджалан. Турция признала, что в стране проживают не только турецкие подданные, но и национальные меньшинства, в том числе курды, язык которых был разрешен к преподаванию в частных школах.
В начале прошлого года Турция начала переговоры с лидером Курдской Рабочей партии (PKK) Оджаланом. И тогда была выработана дорожная карта, по которой КРП отказывается от вооруженной борьбы, от сепаратизма (автономии), выводит свои вооруженные отряды с территории Турции в Иракский Курдистан, после чего предусматривалось проведение блока реформ. Эти реформы включают шаги по обеспечению прав курдского меньшинства, в том числе отмену антитеррористического закона, согласно которому тысячи курдов были заключены в тюрьму за членство в РПК. Гарантируется право на получение образования на курдском языке, а также уменьшение избирательного ценза для прохождения курдских партий в парламент. Однако в воскресенье Оджалан заявил, что мирный процесс достиг критической точки, и, хотя он продолжается, но мы " ходим по тонкому льду". Камень преткновения — вывод боевых отрядов из зоны прекращения огня. РКК приостановила вывод их в Ирак, поскольку турецкие власти, как было заявлено, "продолжают строить в этой зоне новые военные объекты (полицейские участки, блокпосты) и неискренни в своем стремлении к миру". Во вторник в интервью телеканалу NTV министр иностранных дел Турции Давутоглу сказал: "Мы просим вас (сирийских курдов) не проводить фактических действий по формированию правительства автономии, которые могут разделить Сирию". Вот так трогательно позаботился о Сирии Давутоглу и тут же попросил инициаторов "дистанцироваться от режима" (президента Башара аль-Асада).
Беспокоиться есть о чем: Турция приложила немало сил, чтобы ранее поддерживающая сепаратизм курдов администрация США перестала это делать. Так, в конце октября лидеру PYD Салиху Муслиму (Salih Muslim) было отказано в визе в США для участия в конференции организованный турецкой прокурдской "Партией мира и демократии" (Рeace and Democracy Party (BDP). Турция дистанцировалась от чересчур тесных контактов с PYD, подозревая, что ее прогресс в попытках добиться большей автономии ободрит турецкую РКК. Эта связь более чем очевидна, пишет газета Rudaw, около 2000 боевиков РКК участвовали в боях на сирийской территории против джихадистов на стороне военного крыла PYD — подразделений Народной Защиты (YPG). Однако игнорирование PYD привело к адекватной реакции, и Салих Муслим решил "нарушить договоренности". Какие? "Какая была договоренность между PYD и турецким правительством, я не знаю, могу только предполагать. Дело в том, что Турции очень не выгоден этот сепаратизм сирийский курдов, учитывая противоположные договоренности с Оджаланом", — сказал "Правде. Ру" Аджар Куртов, историк, политолог, главный редактор журнала "Проблемы национальной стратегии". Возможно, они договорились, что сирийские курды будут следовать своей независимой линии от центрального правительства Башара Асада, то есть не будут откровенно поддерживать его вооруженными отрядами, и не будут выступать с сепаратистских позиций. Но община курдов в пограничной территории достигает 20 миллионов человек, это очень влиятельная сила. Курды сейчас сочувствуют Асаду, поскольку их деревни уничтожают не его войска, а радикальные экстремисты, которым Турция, по всей видимости, поставляет оружие. Конечно, и здесь Турции надо было действовать очень аккуратно, что, как видим, не удалось, считает эксперт.
Однако Куртов относится к идее автономии скептически. "Сирийские курды проживают в Сирии дисперсно, там нет конгломерата, который бы обеспечивал территориально целостность автономии, — сказал Куртов. — Это значит, что будут большие проблемы, да и война еще не закончилась. Поэтому я отношусь к этой идее создания автономии очень настороженно". А как относится к идее собственно Башар Асад? С начала протестов в марте 2011 года он постепенно начал осла****ь жесткий контроль над курдскими территориями, а в июле 2012 года правительственные войска и вовсе покинули эти регионы. В апреле 2011 года Асад предоставил автономию северо-восточной курдской провинции Эль-Хасике. Возможно, что объявление автономии — это ход как раз сирийского президента, представляющий собой своеобразный "размен": я вам после мира — широкую автономию (сунниты в случае прихода к власти ее не дадут в любом случае), а вы мне — охрану северных границ.

Любовь Люлько