Ход войны меняется в пользу правительственных сил

Андрей Правов


12.08.2013


Обстановка в Сирии продолжает оставаться крайне напряженной. Хотя - и это становится все очевиднее - внимание журналистов к событиям в этой стране в последнее время явно ослабло. И дело здесь вовсе не в том, что западные средства массовой информации устали освещать войну. Объяснение кроется в ином: изменился сам ход боевых действий.

Верные Дамаску армейские подразделения одерживают одну победу за другой. Они теснят противника в разных частях страны. А подобные реалии совершенно не вписываются в ранее представленную западными журналистами картину происходящего в Сирии: они неустанно уверяли публику, что «демократические силы уже готовы свергнуть диктаторский режим в Дамаске».
Воюющие против армии Башара Асада группировки никогда, даже отдаленно, не были похожи на «демократические силы», а уж сегодня и подавно. Вооруженная оппозиция в Сирии в своем большинстве все больше превращается в отряды исламистских фанатиков, радикалов, боевиков-ваххабитов, чьи «подвиги» хорошо известны в мире по прошлым войнам – в Афганистане, Чечне, Югославии, Ливии. А поэтому и поддерживать их становится все труднее. Хотя разговоры о необходимости «спонсировать» оппозиционные силы в Сирии в западных столицах продолжаются.
Тем не менее кровавые бои в стране все больше уходят из информационного поля, и, если ситуация и в дальнейшем будет развиваться подобным образом, то со временем эта война перейдет в категорию «забытых», каких в свое время множество происходило в мире.
В результате масштабных боевых действий в Судане, Эфиопии или Сомали гибли десятки тысяч мирных граждан, а мировые телевидение и пресса практически не уделяли данным конфликтам какого-либо внимания. Возможно, именно потому, что среди воевавших не оказывалось силы, «с оружием в руках сражающейся за западные демократические ценности». До подобного развития событий в отношении Сирии, естественно, еще далеко. Тем не менее, все происходящее сегодня в стране и вокруг нее достойно гораздо более широкого освещения.
Серьезный перелом в военных действиях в Сирии произошел еще в мае, когда правительственные войска сумели разбить группировки повстанцев возле города Кусейр, на границе с Ливаном. До этого армии все же было трудно справиться с повстанцами, и почти два года о каких-то ее достижениях в боях вообще говорить не приходилось. Сказалась система подготовки военных, существовавшая в стране на протяжении нескольких довоенных десятилетий. Армия Сирии готовилась властями, как это часто бывает, не к будущим, а к прошлым войнам. То есть к действиям против вооруженных сил Израиля - по примеру 1967 и 1973 годов. Сирийский генштаб, скорее всего, вырабатывал планы противостояния танковым прорывам, авиационным бомбардировкам, высадкам морского десанта или ракетным обстрелам. Что же касается борьбы с боевиками-террористами, то этому, как становится понятно, офицеров не учили, а генштаб такого сценария не прорабатывал. Это совершенно иная война, часто в условиях городов, с уличными боями, где враг использует автоматическое оружие, гранатометы, задействует снайперов. В таких условиях бронетехнику или авиацию применить крайне сложно.
Отсюда - серьезные потери, которые сирийская армия несла в начале войны. Отсюда же – определенное снижение ее боевого духа, неверие в победу и дезертирство. Но за два года ситуация изменилась.
Переучиваться сирийским военным пришлось в боях. И сейчас их подразделения действуют в городских условиях вовсе не хуже, чем боевики, получившие серьезную подготовку и практику в различных «горячих точках» мира.
Возможно, победа сирийской армии под Кусейром вообще стала той самой точкой, от которой со временем можно будет вести отсчет коренного изменения в войне. Однако ситуация в этом районе по сей день остается очень хрупкой и сложной. Так, в начале августа к окрестностям Кусейра снова пыталась прорваться большая группировка салафитов. Однако она была разбита. Как сообщил сирийский военный источник, «в ходе боев противник понес существенные потери, остатки вооруженных экстремистов отступили на ливанскую сторону границы». Правительственные войска также продолжают теснить мятежников в окрестностях Алеппо, бои продолжаются и в самом городе.
На войне гибнут не только солдаты. Согласно последним данным ООН, в результате продолжающегося с марта 2011 года вооруженного конфликта в стране погибло в общей сложности свыше ста тысяч человек. Но есть и обнадеживающие данные. О том, что возможно братоубийство скоро все же прекратится. В нескольких городах на сторону правительственных сил в начале августа перешло около 150 боевиков оппозиции. Причина – усталость от бессмысленной войны, поэтому они воспользовались амнистией, объявленной Дамаском по случаю праздника, знаменующего окончание священного для мусульман месяца Рамадан. А вот их бывшие соратники в день праздника взорвали бомбу перед зданием средней школы в городе Катна под Дамаском. Шесть человек погибли и четверо получили ранения…
Тогда же руководство «Свободной сирийской армии» заявило, что ее активисты обстреляли кортеж президента Башара Асада, направлявшегося на молитву в мечеть в районе Аль-Мальки в Дамаске. При этом боевики радостно уверяли, что глава государства получил серьезные ранения.
Однако в тот же вечер правительственное телевидение показало кадры из мечети, где молился целый и невредимый Башар Асад. То есть, очередная операция, связанная с попыткой ликвидации президента, провалилась.
Как, собственно, рушатся планы по смене власти в Дамаске.
У этих планов есть авторы, каждому из которых победа оппозиционных сил в Сирии казалась привлекательной по собственным мотивам. Часто противоречивым и взаимно исключающим друг друга, потому что оппозиция в Сирии слишком разнородна. Первоначально группа либералов, ориентирующихся на западные ценности, хотела быть «ближе к Европе и США», предложив им, в случае своего прихода к власти, кратчайший путь через Сирию к энергоресурсам Ближнего Востока. Эти идеи заинтересовали и монархии Персидского залива. Но вмешались исламисты. Их цель однозначна: превратить Сирию в исламский халифат, где действовали бы «власть Аллаха и законы шариата».
То есть задачи двух групп оппозиции точек пересечения не имеют. Они взаимно исключают друг друга. Отсюда и невозможность их дальнейшего сосуществования. А точнее - вытеснение из руководства боевиков сил, ориентирующихся на прозападные ценности, в пользу исламистов. Причем исламистов, что называется, самых радикальных. Именующие себя суннитами боевики считают безбожниками, то есть «кяфирами», не только алавитов – представителей шиитского направления в исламе, к числу которых относится и семья Башара Асада. Для них безбожниками являются и христиане, и друзы, и курды. А часто - и вообще все городское население, которое не грех грабить и убивать. При таком развитии событий вряд ли в США или Европе будут и дальше звучать столь громко голоса в пользу поддержки оппозиции «во что бы то ни стало». Так что, видимо, возможность бомбардировок Сирии авиацией НАТО все же ушла в прошлое.
Шансов получить власть в Дамаске у сил, ориентированных на Запад, сейчас практически нет. Поддерживать исламистов? Уже всем ясно: в случае отстранения от власти Башара Асада нестабильность и угроза террористической активности на Ближнем Востоке еще более разрастутся. Для начала – на Ливан. А оттуда, естественно, - на Израиль. То есть развитие военных действий отвечает лишь интересам исламистов.
Но все эти рассуждения исходят из здравого смысла...
Есть также неожиданные интриги.
Как сообщило британское информационное агентство «Рейтер», Саудовская Аравия предложила Российской Федерации выгодные оружейные контракты и гарантии в энергетической сфере в обмен на смену позиции по Сирии в Совете Безопасности ООН.
То есть посулила некие деньги за дипломатическую сдачу Башара Асада, Москве предложили отказаться от использования вето против санкционных резолюций Совета Безопасности ООН по Сирии, когда таковые появятся.
По данным агентства, эти предложения прозвучали во время недавнего визита саудовского принца Бандара бен Султана в Москву и его переговоров с Владимиром Путиным. Радужная картина, нарисованная принцем, выглядела так: Саудовская Аравия готова приобрести в России оружия на 15 миллиардов долларов и гарантировать, что через Сирию в Европу не будут протянуты газопроводы, подрывающие позиции России на европейском рынке, ну а в Сирии саудиты обещают не допустить расцвета исламского экстремизма. Официальных подтверждений тому, что подобное предложение было сделано Эр-Риядом, нет. Однако практически все сходятся во мнении, что подобная инициатива могла быть выдвинута: саудиты не раз практиковали подобный «коммерческий подход» и ранее.
Но - не получилось. Дело, понятно, не в том, что Эр-Рияд несколько лет назад не реализовал подписанный с Москвой крупный пакет оружейных контрактов на 4 миллиарда долларов. Дело в том, что Россия не намерена менять своей позиции.

Специально для Столетия