Поселок Хан аль-Асаль находится всего в нескольких киломе**** от дороги, по которой я много раз ездила в одну из известнейших достопримечательностей Сирии – византийский монастырь Семеона- Столпника. Того самого, который просидел на своем столбе, не спускаясь на землю, 37 лет. Отсюда совсем близко до турецкой границы: телефон постоянно ловит турецкие мобильные сети и получает приветственные смс с пожеланиями успешного пребывания на турецкой земле.
Именно из-за такой близости к турецкой границе, через которую в северную Сирию сотнями приходят боевики и проезжают груженные оружием машины, ситуация на севере страны продолжает оставаться напряженной. Хорошо вооруженным бандитам противостоят народные комитеты самообороны и части сирийской армии. Постепенно, ситуация в городе и окрестностях стабилизируется и все больше территорий переходит под контроль армии.
Название этого поселка уже дважды «прогремело» на весь мир: первый раз 19 марта, когда в поселке был применен самодельный отравляющий газ. Провокаций с использованием химического оружия в северных районах страны ждали с прошлого лета: именно тогда сразу из нескольких источников появилась информация о том, что через турецкую границу в Сирию были привезены отравляющие вещества, украденные с оставшихся без охраны военных складов многострадальной Ливии. Около 10 месяцев привезенные отравляющи вещества где-то хранились, ожидая своего часа. 19 марта в результате газовой атаки погибло 25 мирных граждан и пострадали в результате отравления свыше 110 человек.
Мировые СМИ и уже известная своей однобокой позицией ООН моментально приписали газовую атаку правительственной армии. Армии, которой нет нужды применять какое бы то ни было оружие, изготовленное кустарным образом. «Доказательства», предоставленные в ООН и в специальную комиссию, созданную РФ для расследования инцидента, состояли из нескольких голословных «свидетельских показаний» лиц, занимающих явную антиправительственную позицию. Может быть, именно потому, что в Хан аль-Асале еще оставались подлинные свидетели того, что случилось в марте текущего года, в поселке и была устроена резня?
По поступающим из Алеппо сведениям, у захвативших поселок головорезов на руках были списки тех, кто уже давал показания по поводу мартовского происшествия или готов был встретиться с планирующей посетить Сирию комиссией ООН. Списки и адреса стали известны благодаря сообщникам бандитов, проживавших в самом поселке. Вначале бандиты убили выживших в перестрелках военных, а потом начали ходить по домам. Убивая тех, кто мог рассказать комиссии о том, кто именно применил в этом районе химическое оружие в марте. Обретение контроля над поселком боевиками также могло бы стать оправданием для отказа комиссии ООН от посещения поселка с целью докопаться до истины в вопросе применения химического оружия. Кроме того, если бы бандиты захватили поселок, им уже никто и ничто бы не смог помешать привезти туда отсутствовавшие там ранее «улики», обвиняющие в совершении преступления государство.
После взятия поселка под контроль армии, в нем размещалось около 200 военнослужащих. Утром 22 июля поселок подвергся нападению со стороны боевиков так называемых Бригад Борцов за Халифат (ливаа ансар аль-халифа), входящих в Хезб аль-Тахрир (активно действующей на территории России и СНГ и раз в два года проводящей свои конференции в США). По имеющейся информации, количество нападавших составило около 10 000… Двадцатилетние пацаны-срочники в течение нескольких часов оказывали поистине героическое сопротивление. Но исход боя был предрешен: количественное преимущество, наличие у нападавших двух танков и нескольких пикапов, снабженных пулеметами, а также знание нападавшими мест сосредоточения военнослужащих привели к поражению оборонявшихся. Около 150 военнослужащих погибли в бою. Безжалостные кадры мобильных телефонов боевиков зафиксировали землю, буквалюно усеянную телами погибших. Еще около 50 военнослужащих были захвачены в плен и позднее казнены... Зачистки в поселке продолжались 4 суток, до того момента. Когда в поселок снова смогла вернуться армия. Спастись было невозможно… Покончив с военнослужащими и участниками отрядов народного ополчения, бандиты принялись за уничтожение лояльных государству мирных жителей, не щадя ни женщин, ни стриков, ни детей. Теперь некому рассказывать комиссии ООН ни о том, что произошло 19 марта, ни о том, что происходило в поселке в эти страшные июльские дни.
Сегодня почти вся Сирия знает фотографию, сделанную в Хан аль-Асале. На ней запечатлены лежащие на земле пленные солдаты сирийской армии. И один из них на заднем плане, несмотря на смертельную опасность, держит пальцы в виде латинской буквы V – знак победы. Рассказывают также, что в минуту расстрела этот парень успел выкрикнуть фразу, идентичную знакомой нам всем со времен Второй мировой: победа будет за нами!
Сирийцы решили узнать имя этого героя. Вначале поступала информация о том, что отважный солдат родом из приморского города Джебла и зовут его Зульфикар Хазем Иса. Позднее выяснилось, что, к счастью, Зульфикар жив. Героем, имя которого хотели узнать миллионы сирийцев, оказался другой солдат: Ахмад Омар Кахиль родившийся в Алеппо в 1991 году.
На данный момент вывоз тел погибших в результате резни в Хан аль-Асале не закончен. Район поселка все еще остается небезопасным несмотря на значительные успехи армии в отвоевывании территории. По сообщениям из Алеппо, по мере возможности в поселок въезжают машины сирийского Красного полумесяца (аналог «Красного креста») и вывозят тела погибших. Тела поступают в морги Алеппо в раздувшемся состоянии (сейчас дневная температура в Сирии достигает 37 С). Некоторые тела имеют на себе следы пыток и издевательств. Некоторые были сожжены, что еще больше затрудняет и так не простой процесс опознания изуродованных тел погибших.
На данный момент вывезено уже около 280 тел. Окончательное количество жертв этой резни до сих пор не известно.