10 июля 2013 23:29


Милош Маркович, Станислав Тарасов



Как сообщила турецкая газета Today`s Zaman, в ходе встречи с Ахмадом Джарбой, новым главой Национальной коалиции сирийской оппозиции (СНО), министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу заявил, что Турция будет продолжать «поддерживать сирийский народ»: «я надеюсь, что в этот Рамадан придет конец страданиям сирийского народа и мир будет установлен в стране». При этом Давутоглу подчеркнул, что «СНО является единственным представителем сирийского народа».


Рамадан длится месяц. Но, как считает председатель Объединенного комитета начальников штабов США генерал Мартин Демпси, противостояние правительственной армии и оппозиции в Сирии переросло в региональный конфликт между радикальными суннитами и шиитами, и такая борьба может продолжаться еще десятилетие. Это - первое. Второе: почему Давутоглу думает, что СНО является демократической структурой? И почему в одном случае - переворот в Египте - Анкара заявляет, что там военные свергли демократически избранного президента Мурси, а в другом- в отношении президента Сирии Башара Асада - Турция предпочитает действовать по явно не демократическому сценарию?


Газета Aydinlik сообщает, что после устранения военными в Египте президента Мурси начался процесс восстановления дипломатических отношений между Египтом и Сирией, прерванных режимом «Братьев- мусульман». К тому же тогда, когда в Катаре 61-летний шейх Хамад бин Халифа аль-Тани передал власть своему 33-летнему сыну шейху Тамиму, как пишет Мурад Еткин из газеты Radikal, многие турецкие эксперты стали утверждать, что Катар может выйти из коалиции с Турцией на сирийском направлении, хотя некоторые западные, да и российские политологи утверждали, что от принца Тамима не следует ожидать кардинальных изменений во внешней политике государства. В прошлом году Катар оказывал финансовую поддержку повстанцам в Ливии, активно помогал сирийской оппозиции и египетским «Братьям- мусульманам», поддерживал палестинскую группировку ХАМАС. Но теперь Катар поздравил с назначением нового исполняющего обязанности президента Египта. Точно также повели себя ОАЭ и Саудовская Аравия, которые сразу после отстранения от власти президента Мурси заявили о готовности предоставить Египту кредитов и безвозмездной помощи на 8 миллиардов долларов.

Таким образом, можно считать развалившимся существовавший ранее треугольник Египет-Турция-Катар. Причем за борт выбросили Турцию. На наш взгляд, причина одна и главная: ставка правящей в Турции партии Справедливости и развития на плечах «Братьев-мусульман» укрепить свои позиции в качестве регионального лидера, начать оказывать давление на ситуацию в странах Персидского залива, провалилась. Теперь перед Турцией открывается реальная перспектива оказаться в изоляции в регионе. Египетский МИД уже вызвал посла Турции в Каире, призвав через него Анкару «не вмешиваться во внутренние дела Египта».

Но вернемся к Сирии . Как считает Дмитрий Саймс из американского центра Никсона, после прихода к власти в Египте военных велика вероятность того, что США изменят свою политику в отношении Сирии. Конгресс США уже заблокировал военную помощь сирийской оппозиции и проголосовал за введение строгих ограничений на финансирование помощи сирийской оппозиции, опасаясь, что оружие может попасть в руки террористических групп. Но почему Вашингтон не корректирует политику Анкары, что наблюдалось в ходе «арабской весны?».

Похоже, что США стали «сдавать» Эрдогана, как ранее президента Египта Мурси, отказавшись поддержать его в ходе протестного движения, связанного с реконструкцией парка Гези. Теперь, как сообщает газета Zaman со ссылкой на результаты опроса, 49,9% граждан Турции считает, что правительство Эрдогана «становится все более авторитарным и репрессивным». Правда, опрос проводился в Турции с 3 по 12 июня. Сейчас, по оценке многих турецких экспертов, число противников правительства в стране заметно возросло. В такой ситуации заявление министра иностранных дел Турции Давутоглу о том, что Турция «будет продолжать поддерживать сирийский народ», создает для Эрдогана дополнительные сложные проблемы.
Если протестное движение в Турции стало «публичным поражением всемогущего премьер-министра, нанесенным самими турками», то дальнейшее его участие в сирийском кризисе может стать для него , как выразилась газета Aydinlik, «кошмарным сценарием».Не исключено, что «кошмар» Эрдогана превратится в новый политический старт для его некоторых соратников по партии. Интересно, кого будут поздравлять в Турции после президентских выборов Катар, ОАЭ и Саудовская Аравия?

http://www.iarex.ru/articles/38729.html