Выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова по итогам переговоров с Министром иностранных дел и сотрудничества Королевства Марокко С.Аль-Османи, Москва, 28 июня 2013 года
1330-28-06-2013

Уважаемые дамы и господа, Мы подробно и полезно поговорили с моим коллегой, Министром иностранных дел и сотрудничества Марокко г-ном С.Аль-Османи. Особое внимание уделили двусторонней проблематике, прежде всего, в контексте реализации практических проектов в различных областях взаимодействия на основе Декларации о стратегическом партнерстве, подписанной в Москве в 2002 г.
Мы и наши марокканские друзья довольны тем, как развиваются двусторонние связи в политической, торгово-экономической, военно-технической и гуманитарной областях. Договорились предпринять с обеих сторон необходимые меры для повышения в двустороннем взаимодействии роли Межправительственной Российско-Марокканской комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству. Условились поддерживать более активную вовлеченность Российско-Марокканского Делового совета в экономические связи: деловые круги наших стран должны общаться напрямую и сами определять перспективные проекты. Этому будет способствовать вступление в силу уже согласованного, но пока не подписанного Соглашения о взаимном поощрении и защите инвестиций.
В целом у нас готовится пакет документов, который существенно укрепит двустороннюю договорно-правовую базу. Сегодня, в частности, мы договорились ускорить подписание соглашения о воздушном сообщении, которое поможет существенно расширить деловые и гуманитарные контакты между людьми и будет способствовать развитию туризма.
Наши подходы к международным делам опираются на общую позицию, которая состоит в уважении международного права при решении любых глобальных и региональных проблем и полном соблюдении норм и принципов Устава ООН. Такая близость подходов помогает нам эффективно и конструктивно взаимодействовать в ООН и его Совете Безопасности (непостоянным членом которого является Марокко) по самым различным вопросам - будь то сирийский кризис, ситуация в Мали или Сахаро-Сахельском регионе, западносахарское урегулирование.
Ценим приверженность марокканского руководства развитию регионального и глобального сотрудничества по борьбе с международным терроризмом, наркоугрозой и другими вызовами, которые стоят перед мировым сообществом, особенно с учетом ситуации на Ближнем Востоке и Севере Африки.
Мой коллега пригласил меня посетить Марокко с визитом. Я приглашение принял. Постараемся согласовать сроки, желательно, до конца нынешнего года.
Вопрос (адресован С.Аль-Османи): Г-н Министр, Вашей стране удалось избежать «арабской весны» и террористических угроз. В то же время известно, что в регионе Магриба и Сахеля терроризм в той или иной форме присутствует. Что можно сделать, чтобы нейтрализовать эти общие для магрибинского и африканского сообществ вызовы?
С.В.Лавров (добавляет к сказанному С.Аль-Османи): Отмечу, что, в части борьбы с терроризмом у нас с Марокко налажено тесное взаимодействие по двусторонним каналам. Готовится межправительственный меморандум по этой теме, работу над которым, как я рассчитываю, мы скоро завершим. Возможно, его можно будет подписать уже в ходе моего будущего визита в Рабат.
Вопрос: Какие Вы видите перспективы отношений между Марокко и Россией?
С.В.Лавров: Мы только что об этом рассказали. Если обобщить, то перспективы самые благоприятные. С обеих сторон есть полная решимость продвигать взаимодействие во всех областях – политической, экономической, военно-технической, гуманитарной. Будем продолжать наше тесное сотрудничество в рамках международных организаций, включая ООН и ее Совет Безопасности, по всем актуальным региональным и мировым проблемам.
Вопрос: Вчера в «Wall Street Journal» появилось сообщение о том, что США якобы в ближайшее время начнут отправку оружия через Иорданию сирийским оппозиционным группировкам с целью подготовки очередной кампании против Правительства САР. В этой ситуации каковы, на Ваш взгляд, шансы организовать «Женеву-2»?
С.В.Лавров: Когда выдвигалась совместная российско-американская инициатива, мы подчеркнули, что она посвящена задаче всеобъемлющего выполнения Женевского коммюнике от 30 июня 2012 г. Правительство и оппозиция должны на этой основе дать согласие на участие в конференции без предварительных условий. Оппозиционеры, которых поддерживает Запад и некоторые страны региона, заявили, что не поедут на форум, пока режим Президента Б.Асада не согласится капитулировать, а оппозиционеры не восстановят военный баланс на «театре действий». С учетом этого активизировавшаяся в последнее время деятельность по накачке оппозиции оружием означает только то, что это предварительное условие, по сути дела, поддерживается Западом и другими странами, которые собираются поставлять оппозиции такое оружие. А это противоречит самой концепции конференции, которая должна начаться без предварительных условий.
Российская Федерация по-прежнему твердо привержена инициативе о созыве конференции в точном соответствии с тем, как она была сформулирована 7 мая с.г. в ходе визита Госсекретаря США Дж.Керри в Москву. Безусловно, возникающий в этой связи вопрос относительно позиции США я обязательно буду обсуждать с Дж.Керри, с которым у нас запланирована встреча в начале следующей недели в Брунее на «полях» мероприятий по линии стран-участниц АСЕАН и их партнеров.
Кстати, СМИ США и ряда других стран сообщают не только об имеющихся у американской администрации планах по вооружению оппозиции, но и уже реализуемых поставках, в том числе из стран региона (в частности, Ливии), которое закупают европейские страны и направляют через Персидский залив в Сирию. Причем, по сообщениям американских СМИ, контрабандные поставки оружия из Ливии осуществляются достаточно давно. Если это правда, то такие шаги являются грубейшим нарушением введенного СБ ООН полного эмбарго на поставки вооружений как в Ливию, так и из нее. Комитет Совета Безопасности, призванный следить за выполнением этого эмбарго, конечно, должен обратить внимание на данные публикации и провести соответствующее расследование.
Мой друг С.Аль-Османи только что сказал, что если бы можно было достичь согласия между Россией и США, то дела пошли бы хорошо. Откровенно, мне кажется, что если бы разрешение сирийского кризиса зависело только от России и США, то, наверное, мы смогли бы достичь позитивных результатов. К сожалению, на «поле усилий» по преодолению сирийского кризиса много других игроков, в истинные цели которых совсем не входит реализация российско-американской инициативы по созыву конференции для реализации Женевского коммюнике без предварительных условий и на основе общего согласия Правительства САР и оппозиции. Есть достаточно настойчивые игроки, которые намерены придать сирийскому кризису межконфессиональный характер, которые не хотят продвигать задачу национального примирения, в интересы которых не входит сохранение многоэтнического, многоконфессионального характера сирийского государства и которые преследуют свои узкие цели.
Против таких попыток решительно высказались лидеры стран-участниц «Группы восьми» на недавнем саммите в Лох-Эрне (Северная Ирландия), которые в итоговом коммюнике записали твердую приверженность территориальной целостности, суверенитету, независимости Сирии и сохранению ее светского, многоконфессионального, многоэтнического характера. В том же документе лидеры стран «восьмерки» призвали Правительство и оппозицию объединиться для изгнания из Сирии всех террористов. Рассчитываю, что позиция, сформулированная на саммите «Группы восьми», будет реализовываться на практике всеми членами этого объединения и будет поддержана другими членами международного сообщества, особенно теми, кто непосредственно вовлечен в усилия по урегулированию сирийского кризиса.
Вопрос: Не могли бы Вы подтвердить или опровергнуть информацию ряда западных СМИ, в частности газета «The Guardian», о скором закрытии российского посольства в Дамаске и базы технической поддержки и заправки российских военно-морских судов в Тартусе?

С.В.Лавров: Это «The Guardian» написала? Неужели «Аль-Джазира» опоздала? Это все слухи из разряда провокаций, которые, видимо, призваны подготовить в общественном мнении почву для восприятия усилий по смене режима.

В том, что касается выполнения функций дипломатической миссии, наше Посольство работает в обычном режиме, хотя, конечно, в очень напряженных и опасных условиях. И эта работа получает высокую оценку российского руководства. Люди трудятся профессионально, с полной отдачей, не считаясь с личным временем. Регулярно поступает предельно четкая и конкретная информация с выводами, предложениями и оценками перспектив развития обстановки в Сирии и вокруг нее.
Также в обычном режиме функционирует пункт материально-технического обеспечения российского флота в г.Тартус. Ни о какой эвакуации этого пункта речь не идет, равно как и об эвакуации персонала.
Как я понимаю, отвечая на соответствующий вопрос, Управление пресс-службы и информации Министерства обороны России уже давало разъяснения. Было, в частности, подчеркнуто, что обслуживание этого пункта давно осуществляется исключительно российским гражданским персоналом. Там нет военнослужащих. Гражданский персонал делает все необходимое, чтобы пункт функционировал в полном объеме и выполнял свои задачи базирования и ремонта российских кораблей в Средиземном море.

http://www.mid.ru/brp_4.nsf/0/2A9079...257B98004CD52E