Башар Асад: "Независимость для сирийцев исторически связана с гордостью и самосознанием"

  • Apr. 18th, 2013 at 8:54 PM C.Филатов






В интервью сирийскому телеканалу "Аль-Ихбария" президент Башшар Аль-Асад поздравил народ с годовщиной Дня независимости от французской оккупации. Он заявил, что в настоящий момент Сирия противостоит вызовам неоколониализма и подвергается полномасштабной войне, развязанной странами Запада и их пособниками в регионе.
"Независимость для сирийцев исторически связана с гордостью и самосознанием, а в настоящий момент она приравнивается к отстаиванию чести и достоинства сирийского народа", - подчеркнул президент.
Крупные державы – Запад во главе с США - не могут мириться с независимостью некоторых стран даже в Европе.
Президент Аль-Асад сказал, что сирийский народ – это героический народ, который оптимистично смотрит в будущее, и перед ним нет другого выбора, кроме победы. Он подчеркнул, что ситуация в стране стала лучше, чем в начале кризиса.
По поводу Турции президент сказал, что ее премьер Эрдоган готов пожертвовать интересами своей страны ради нахождения у власти, однако даже его внутренняя политика обречена на провал. Ранее Эрдоган поднимал лозунг "Ноль проблем с соседними странами", который на самом деле оказался лозунгом "Ноль политики, ноль друзей и ноль морали".
Касаясь поездки Джона Керри на Ближний Восток и его заявлений в отношении Сирии, президент Аль-Асад сказал, что они еще раз подтверждают, что с начала событий и до сих пор внешний фактор является главной причиной происходящего в САР: "Когда мы достигаем любого прогресса, сразу же начинается новый виток эскалации ситуации, на который идут западные игроки".
Относительно позиции Иордании президент сказал: "Мы не можем поверить тому, что правительство Иордании не знает, что тысячи боевиков проникают в Сирию с ее территории, в то время как раньше власти страны арестовывали любого, кто пытался помочь оружием палестинскому сопротивлению".
Итак, после первых цитат из этого объемного интервью президента Сирии, представляем полный текст разговора Башара Асада с журналистами телеканала "Аль-Ихбария".

Вопрос: Что Вы хотите сказать сирийскому народу в День независимости на фоне происходящих в Сирии событий?
Ответ: Истинная независимость – это уход из страны колонизаторов и обретение полного суверенитета. Можно ли считать их уход из страны полным, если Сирии отказано в праве на суверенитет и независимые решения?
Лучше быть свободным на оккупированной земле, чем лишиться собственного суверенитета и права на самостоятельное национальное решение в освобожденной стране.
Запад во главе с США ставит Сирию перед выбором – подчиниться либо его экспансии, либо такфиристскому мракобесию. Такой же выбор ранее был поставлен перед Ираком и Афганистаном.
Независимость для сирийцев исторически связана с гордостью и самосознанием, а в настоящий момент приравнивается к отстаиванию собственной чести и достоинства.

Вопрос: Что на самом деле происходит в Сирии - отдельные проявления экстремизма или широкомасштабная война?
Ответ: По сути дела, происходящее в Сирии – это полномасштабная война, которая начиналась с отдельных проявлений экстремизма. Сейчас – это вмешательство крупных западных держав во главе с США, которые никак не смирятся с независимостью некоторых стран даже в Европе.
Сирия имеет важное геополитическое положение, которое исторически притягивало колонизаторов.
Эти страны пытались осуществить свою экспансию вначале при помощи политической и информационной войны, а затем путем логистической поддержки и финансирования наемников. Некоторые региональные и западные режимы, якобы выступающие на стороне палестинского народа, на самом деле прилагают все усилия, чтобы Сирия отказалась от своей роли в регионе и поддержки отрядов сопротивления. Эти страны всеми силами пытаются разрушить Сирию как государство, опираясь на наемников и такфиристов "Аль-Каиды” и "Джебхат Ан-Нусры", объединенных идеологией религиозного экстремизма.
Поэтому САР сейчас ведет войну против такфиристов и джихадистов.

Вопрос: Враждебные силы распространяют слухи, что в САР идет межконфессиональная война. Каково ваше мнение?
Ответ: Группировки, сформированные по конфессиональному признаку, могут появиться в любом обществе как очаги болезни, что произошло в Сирии в начале 80-х годов. Однако для большинства сирийского народа их идеи были неприемлемы, и ситуация нормализовалась.
Поскольку сирийский народ глубоко привержен патриотическим чувствам и идее единства, то благодаря его сознательности страна сохранила свою целостность.
Я могу сказать, что ситуация сейчас лучше, чем в начале кризиса. Тогда некоторые группировки использовали конфессиональные мотивы, и очаги болезни распространились, но затем большинство осознало опасность информационной кампании и клеветнических СМИ на Западе и в регионе. Сегодня не стоит волноваться за будущее великого сирийского народа.
Например, после убийства шейха Аль-Бути представители всех конфессий выразили соболезнования.

Вопрос: Мы встречаем в различных СМИ информацию о так называемых "освобожденных" районах. Есть ли районы, неподконтрольные Сирийской армии?
Ответ: Мы имеем дело не с традиционной формой боевых действий, а с войнами нового типа.
Мы имеем дело с группировками, проникшими в страну. В некоторых из них участвуют сирийцы, в некоторых - иностранцы, ведущие подрывную деятельность.
Поначалу мы ставили задачу выгнать террористов из городов, но они перемещались из одного места в другое. Потом мы пришли к выводу, что необходимо поменять тактику и ликвидировать боевиков, а не изгонять их из занятых населенных пунктов, поскольку освобождение отдельных городов тогда не имеет смысла. Кроме того, тактика ликвидации террористов тесно связана с сохранением жизни мирных граждан.

Вопрос: Существует мнение, что возможен территориальный и межконфессиональный раскол Сирии. Правда это или часть информационно-психологической войны?
Ответ: Это абсолютно неверно. Нет ни территориального, ни географического, ни конфессионального, ни этнического факторов для раскола. Сирийское общество – это смешанное общество во всех регионах страны. Высказывания по этому поводу входят в контекст психологической войны и отражают провал врагов, которые на деле не смогли добиться раскола общества.

Вопрос: Очевидно, что Турция столкнется в будущем с курдской проблемой. Эрдоган, возможно, позволит курдам создать свое государство. Как это отразится на положении курдов в САР?
Ответ: Премьер Эрдоган готов пожертвовать интересами своей страны ради нахождения у власти, однако даже его внутренняя политика обречена на провал. Ранее он поднимал лозунг "Ноль проблем с соседними странами", который на самом деле обернулся лозунгом "Ноль политики, ноль друзей и ноль морали".
Сирийские курды – это естественная часть общества. Они живут в регионе веками, как и арабы, турки, персы, они – не гости. Большинство сирийских курдов – патриоты, несмотря на то, что в каждом обществе есть сепаратисты. Раньше некоторые так называемые курдские партии говорили, что сирийские курды якобы находятся под давлением.
Однако государство уже решило вопрос с их гражданством, курдский язык и литература будут преподаваться на гуманитарных факультетах в сирийских ВУЗах. Но сепаратисты всегда будут искать новые предлоги, чтобы использовать их против САР.
Это нас не волнует, поскольку подавляющее большинство курдов верно Сирии и считает ее Родиной. Надо отметить, что, встречаясь с семьями павших, я не спрашиваю - ты курд или араб? Они сами говорят, что они курды, и многие их сыновья отдали жизни за Родину.

Вопрос: Турция использует против Сирии все свои карты, в том числе, так называемую курдскую карту. Как к этому относится сирийское руководство?
Ответ: Эрдоган преследует этим две цели - внутреннюю и внешнюю. Внешней целью является оказание давление на Сирию.
Но курдский вопрос в Сирии в корне отличается от ситуации с курдами в Турции с точки зрения истории отношений: у нас не совершались массовые убийства курдов, у нас не было угнетенных курдов, в отличие от Турции, как это было во время распада Османской империи.
Ситуация в Сирии совершенно другая. В этом плане – полная гармония и братство. Наши отношения с курдами всегда были хорошими, даже с курдскими партиями, борющимися за свои права в Турции.
Внутренняя цель Эрдогана заключается в использовании курдов для того, чтобы заручиться поддержкой значительной части электората. Хотя по информации, полученной недавно от курдских активистов по обе стороны границы, Эрдоган не пользуется поддержкой и доверием курдского населения страны.

Вопрос: Существуют две точки зрения. Некоторые обвиняют Сирию в том, что она является светским государством, воюющим против религии. Другие же говорят, что на фоне происходящих событий Сирия отказалась от своей светскости. Где правда?
Ответ: Мы всегда путаемся в понятиях и не обсуждаем их содержания.
Сирия – это своеобразное общество, где представители каждой религии и конфессии имеют полное право проводить свои обряды. Но государство не различает своих граждан по религиозному признаку.
С 1970 года по настоящее время в Сирии построено 18 тысяч мечетей. Если бы мы были против религии, то не было бы построено ни такого количества мечетей, ни 120 медресе.
Религия не мешает быть верным Родине.

Вопрос: Господин президент, поговорим о политическом урегулировании. С кем будет проводиться диалог?
Ответ: Во-первых, есть национальная конференция диалога как части политического разрешения, о котором я упоминал в своей речи в январе.
Это – не диалог между государством и другой стороной. Это - диалог между различными слоями сирийского общества, особенно по вопросам будущего Сирии, её политического устройства: будет ли государство парламентской, президентской, полу-президентской или любой другой республикой.
Государство примет любое вынесенное народом решение. Нет никаких красных линий, за исключением двух вещей: независимость Сирии, недопустимость иностранного вмешательства в её дела и неприятие терроризма.
Мы готовы вести диалог с любой стороной: с теми, кто любит Сирию и отказывается иметь дело с Израилем, с теми, кто не продавал свою страну за деньги, с теми, кто настаивает на уважении её независимости.
Правительство не ведет диалога с теми, кто сделал ставку на падение сирийского государства, или с теми, кто не осуждает террористические акты, а вместо этого оправдывает их, или с теми, кто добровольно решил остаться за границей.

Вопрос: Все больше и больше идет разговоров, что Иордания становится одним из основных игроков в войне против Сирии. На её территории организуются учебные лагеря, проводятся встречи лидеров вооруженных террористических группировок, с ее земли в Сирию проникают боевики и провозится оружие. Так ли это?
Ответ: Мы официально получили много информации о таких фактах через средства массовой информации, дипломатические каналы и по линии служб безопасности.
Два месяца назад мы неофициально отправили в Амман представителя МИД САР, чтобы обсудить эти данные с ответственными лицами Иордании и предостеречь от их последствий не только для Сирии, но и для всего региона. Иорданская сторона опровергла эту информацию.
Но спустя немного времени обострилась ситуация в Дараа, и мы видели, что тысячи террористов с оружием проникли в нашу страну из Иордании. Удивительно видеть тысячи террористов, проникающих из Иордании в САР, в то время, как на протяжении последних нескольких лет иорданские власти задерживают и подвергают аресту любого, кто поставляет оружие силам сопротивления в Палестину.
Мы хотим, чтобы некоторые иорданские чиновники, которые не понимают серьезности ситуации в Сирии и ее влияния на положение в Иордании и других странах, трезво подошли к оценке происходящего. Надеемся, что иорданские должностные лица, как и их иракские коллеги, поймут важность сохранения стабильности в Сирии, отбросив их разногласия с нами в прошлом.

Вопрос: Господин президент! Иордания, Катар, Саудовская Аравия, Тунис, Египет, Ливия и Йемен говорят: может быть такое, что все они ошибаются, а вы правы?
Ответ: Правительства этих стран не являются независимыми, некоторые из них существуют благодаря силе американского хозяина, в то время как другие - отвергнуты собственным народом. Эти правительства нуждаются в подтверждении своей легитимности, как и Лига арабских государств в целом.
Только сирийский народ вправе оценить нашу правоту и определить легитимность правительства, и сирийские должностные лица подотчётны только ему.

Вопрос: Господин президент! После того, как “Джебхат Ан-Нусра” объявила о присоединении к “Аль-Каиде”, против кого мы в Сирии воюем? Против “Аль-Каиды”, вооруженных террористических группировок или умеренных боевиков?
Ответ: Любой, кто держит в руках оружие и совершает вооружённые нападения, является террористом, а терминология "умеренные боевики" используется Соединенными Штатами, чтобы оправдаться перед своим народом. США, которые боролись с талибами после событий 2001 года, поняли, что они ничего не добились в Афганистане, их потери были слишком значительными. Именно поэтому они пытаются оправдать диалог с вооружёнными группировками, вводя понятия о “хороших” и “плохих” боевиках.
Теперь они придумали термин “умеренный” террорист, то есть, если умеренный – уже и не террорист вовсе. Этот термин был сфабрикован западными СМИ, но они не могут скрыть правду, хотя продолжают оправдывать отправку боевикам оружия, денег и другой помощи, в том числе, поставку им “нелетальных средств защиты”.

Вопрос: Вы говорили, что в основном в Сирии воюют боевики “Аль-Каиды”. Это означает, что Запад финансирует и вооружает именно ее. Как это понять?
Ответ: Запад воюет против “Аль-Каиды” в Мали, но поддерживает и поощряет ее в Сирии. Это явное применение двойных, тройных и более стандартов.
Мы видим итоги подрывной террористической деятельности, разрушение инфраструктуры страны. Главная цель Запада – ослабить Сирию. Но оказание поддержки сирийским мятежникам, среди которых присутствуют радикальные исламисты, опасно для самих западных стран. Запад ранее уже заплатил высокую цену за помощь "Аль-Каиде". Сейчас он делает то же самое в Сирии, в Ливии и в других странах.
США и европейские государства дорого заплатят за это.

Вопрос: В последнее время мы часто слышим термин “гуманитарная интервенция”.
Ответ: Мы видели ее примеры: как в течение 60 лет Запад "выступал за палестинский народ" против Израиля, как осуществлялись “гуманитарные интервенции” во Вьетнам и в Корею. Данные о жертвах войны в Корее разнятся – от трёх до девяти миллионов человек.
Мы уже знаем о результатах “гуманитарной интервенции” в Ираке и Ливии, а также в Сирии. Запад стремится подорвать моральные основы, на которых базируется сирийское общество, оправдывая все это приверженностью правам человека.
Но для сирийского народа абсолютно неприемлемы подчинение и капитуляция.

Вопрос: Кризис продолжается более двух лет. На Ваш взгляд, по каким причинам?
Ответ: У нас была проблема в самом начале. Нужно было убедить многих сирийцев в сути происходящего в стране. Вы помните мое первое выступление в Народном совете, где я говорил о некоторых важных деталях, в том числе о заговоре? Но тогда мне заявили, что этот вопрос - эмоциональный и, если я поеду в Дараа, то проблема будет улажена. Я сказал тогда, что эмоции - не при чем.
По сути, проблема заключалась в необходимости убедить граждан, что государство не убивало протестующих.
Вмешались другие силы, которые таким образом стремились к разжиганию напряженности с обеих сторон. Сколько времени было потеряно, чтобы убедить людей, что государство не разрушало мечети, в том числе Аль-Омари, и вовсе не Сирийская Арабская армия была причиной возникновения хаоса в Сирии.

Вопрос: Каковы факторы мощи государства до сих пор, несмотря на глобальную войну?
Ответ: Любое государство черпает свою силу от народа, как черпали ее в 2006 году силы сопротивления в Ливане, и Сирия не является исключением.

Вопрос: Насколько оптимистично Вы смотрите в будущее, господин президент?
Ответ: Без оптимизма в Сирии нельзя обойтись, особенно тем, кто готов отдать за Родину свою жизнь. Без оптимизма мы бы вообще не смогли сопротивляться.
Нужно учесть, что этот оптимизм мы как руководство и как государство черпаем от народа.
Я лично черпаю оптимизм, встречаясь с гражданами, особенно – с родственниками павших. Это – героические семьи, это – безграничный сирийский патриотизм.
У нас нет иного выбора, кроме победы. Это – выбор каждого сирийского гражданина.