Fox News 14 января 2013


ДЖОН БОЛТОН, бывший постоянный представитель США при ООН: Асад уже давно дает понять, что добровольно он власть не уступит. И у него есть причины считать, что он удержится у власти, пока Россия и Иран оказывают ему поддержку финансами и поставками.



Последние полтора года его оборона держится главным образом за счет их поддержки, а оппозиции, пусть и добившейся определенных успехов, так и не удалось пошатнуть режим и вытеснить его с главных обороняемых рубежей.

И я считаю, что весьма вероятно, что и дальше всё будет продолжаться в том же духе, будут погибать тысячи и тысячи гражданских лиц. Но я считаю, что есть и другие варианты. И среди прочего нам стоит задуматься вот о чём: те, кто косвенно поддерживает оппозицию, начинают понимать, что игра для них не стоит свеч, и начинают искать какое-то решение путем переговоров, при котором Асад останется у власти.

Вот вы говорите о переговорах. Как раз на этой неделе состоится встреча представителей европейских держав, а Россия заявила, что не поддержит переговоры, целью которых будет уход Асада. И они… Вы правда считаете, что он может оставаться у власти, а все эти тысячи и тысячи смертей и ужасные бои будут впустую?

ДЖОН БОЛТОН: Мне кажется, что так устроен этот регион. Беда в том, что это опосредованная война. С одной стороны – Иран и его сателлит, режим Асада. С другой – суннитское большинство населения Сирии, которых поддерживают Саудовская Аравия, Катар и другие арабские государства. Для них всё это – борьба с распространением иранской гегемонии в регионе. Поэтому на вопрос, что арабы-сунниты думают теперь, готовы ли они продолжать… Учитывая, что Россия категорически не склонна к компромиссу, как и Иран. Как это ни горько, но наиболее вероятно, что в ближайшем обозримом будущем борьба продолжится.

Но если это действительно такая опосредованная война, почему же эти другие страны не оказывают большую поддержку повстанцам в борьбе против Ирана?

ДЖОН БОЛТОН: Это, должно стать следующим шагом. Дело в том, что все эти санкции, введенные против Ирана в связи с его программой по созданию ядерного оружия, не только не замедлили продвижение Ирана к получению ядерного оружия – а этот вопрос нависает над всей ситуацией, в том числе над конфликтом в Сирии, – но и, насколько мы можем судить, не сократили его поддержку режиму Асада оружием и финансами. Поддерживает Асада и Россия, которой необходима военно-морская база в Сирии. Так что если арабы захотят увеличить поддержку оппозиции, им нужно будет понимать, что их усилия могут перекрыть Россия и Иран.

Получается, что если все будут против России и, в особенности, Ирана, выиграет Иран?

ДЖОН БОЛТОН: Я думаю, они очень хотят, чтобы Асад остался у власти, и готовы к тому, чтобы этот конфликт длился так долго, как это потребуется. Это элемент их кампании, цель которой – гегемония на Ближнем Востоке. И поэтому полагаю, что и на Западе, и в арабском мире считают, что падение Асада нанесет очень серьезный удар по Ирану. И в таком случае возникает вопрос: почему же администрация Обамы не сделала большего для достижения этой цели? Мне кажется, ответ в том, что администрация Обамы по-прежнему отчаянно пытается найти путь для переговоров с Ираном по вопросам его программы по созданию ядерного оружия. И понимает, что США, ввязавшись в конфликт против Асада, лишатся возможности переговоров с иранцами.

Господин посол, ответьте вкратце еще на один вопрос. Может ли администрация что-либо сделать, и если да, то что?

ДЖОН БОЛТОН: Не думаю, что она может сделать что-то существенное, пока не хочет конфронтации с Россией и Ираном. Помните кнопку «перезагрузки» отношений с Россией? Она, как мы видим, отлично сработала: похоже, администрация угодила в собственную яму.

Господин Болтон, всегда приятно вас видеть. Итак, сейчас, пока Асад у власти, бои, похоже, продолжатся. Большое спасибо.

ДЖОН БОЛТОН: Спасибо, Эрик.

Дата выхода в эфир 13 января 2013 года.