17.10.2021г.



На этой неделе много новостей приходило из Сирии, где продолжается обострение в зоне Идлиба. То, что этот нарыв назрел и требует вскрытия, очевидно. В то, что есть силы, стремящиеся не допустить его вскрытия тоже очевидно. И всё это на фоне достаточно активного продолжения нарастания напряженности в районе ирано-азербайджанской границы и появившихся недавно слухов по вопросу Крыма вызывает большой интерес.

Самое интересное, в этой ситуации заключается в том, что мы видим, как минимум, три линии взаимодействия на сирийской территории, каждая из которых при этом выходит за пределы только Сирии.

Первая – это конечно же прекрасно видное российско-турецкое противостояние, которое к настоящему моменту приобрело характер уж совершенно многопланового спектакля с большим числом нюансов и точек преломления.

Вторая – это российско-американское противостояние, которое плотно вплетено в общую канву «женевского формата» и на минувшей неделе проявилось в ходе переговоров прибывшего спецпредставителя госдепа США Виктории Нуланд в Москве с заместителем министра иностранных дел России Рябковым.

Третья - это ирано-израильское противостояние, которое после попыток Ирана оказать давление на Азербайджан по поводу размещения там израильских средств поражения, которые, по мнению Тегерана, направлены против иранских ядерных объектов и вообще против безопасности Ирана. На этой неделе были самолеты прибывшие в Сирию из Ирана с военными грузами и израильские авиаудары по военным объектам и аэропортам в Сирии.

И на фоне этого еще ряд немаловажных моментов. В Ливане на неделе произошла эскалация замороженного межконфессионального конфликта (что не могло быть сделано без участия соседей – Израиля и Турции, а также некоторых более отделенных государств), а в Стамбул прибыла Ангела Меркель с последним, наверное, зарубежным визитом (поскольку слухи о том, что коалиция «светофор» в Германии вскоре может быть оформлена). Ну и продолжающихся успешных действий российских ВКС по ликвидации отдельных групп боевиков в зоне турецкого контроля конечно же.

Все это свидетельствует о том, что в недалеком будущем хрупкий мир, установившийся внутри Сирии и позволивший вплотную заняться восстановлением экономики данной страны может быть подвергнут серьезному испытанию. Вплоть до старта серьезных боевых действий, если, конечно, турецкие попытки изобразить из себя ежа, свернувшегося в ожидании нападения все же приведут к более менее решительным действиям Анкары.

Турция против России

Самый громкий и взрывоопасный луч конфликта, сопряженного с партнерством, сейчас проявляется у России и Турции. Визит Эрдогана в Сочи в рамках которого он получил недвусмысленный сигнал о том, что Россия больше не собирается мириться с тем заповедником терроризма, который Турция устроила в Идлибе не возымел в полной мере результата. Анакара пошла на увеличение своей военной группировки и на громкие заявления.

Причем Анкарой делаются такие заявления, которые могут серьезно удивить любого, кто проводит анализ. В частности, заявляется о том, что турецкие воска готовы провести боевую операцию против «террористов» (под которыми. Очевидно, понимается Рабочая партия Курдистана), а также против официальных властей Сирии (Сирийской арабской армии), и сил поддерживающих курдов (США) и правительство Сирии (Россия и Иран). Такой выбор даже для непосвященного наблюдателя кажется совершенно бесперспективным, так как суммарная мощь во много раз превосходит возможности Турции. И хотя из аналитического сообщества и от некоторых должностных лиц пошли опровержения, дескать речь идет о крайне локальной операции, а не о чем-то действительно большом и не связано с угрозой столкновения с Россией, США, или Ираном.

Между тем на неделе произошли нападения на турецкие колонны в Идлибе (в том числе с потерями среди турецких военных), обстрелы боевиками правительственных сил и удары ВКС России по точкам нахождения боевиков. К границе с Идлибом начали демонстративно выдвигаться конвои Сирийской арабской армии, а ВКС РФ не сбавляет интенсивности полетов. Все говорит о том, что давать Турции развернуться просто так никто не собирается.

При это открылись и другие точки соприкосновения между Турцией и Россией. В Стамбуле задержано несколько вооруженных граждан России (видимо из структур, близких к главе Чечни Кадырову), активно обостряется ситуация в Нагорном Карабахе (где произошел обстрел армянского поста), появляются провокационные материалы по активности Турции в Средней Азии и даже чудесная история с якобы противодействием появлению в Мали инструкторов мифической ЧВК «Вагнер». Все это происходит на фоне повышенной активности российских ВКС и очевидного стремления Москвы наконец то раздавить Идлиб, остающийся одним из последних оплотов терроризма в Сирии.

В то, что турки начнут операцию сомнений нет, в том, что это будет больше, чем просто пшиком есть очень большие сомнения. И тут есть только один вопрос. Анонсируемая операция против курдов – это обострение, или повод сказать, что Турция победила курдский терроризм, сделала свое дело и спокойно может уходить?

США против России

Принципиально другой представляется картина в отношениях между США и Россией. Тут Сирия, очевидно, не играет существ6еной роли (на фоне многих других вещей), но находится в загашнике Вашингтона как дополнительная карта в игре с Россией.

На самом деле мне иногда кажется. Что сохраненное американское присутствие в Сирии и иногда проводимые конвои не более чем демонстрация флага и попытка показать, что эта точка все еще является точкой соприкосновения интересов США и России. По большому счету США в Сирии не могут показать ничего, из-за чего стоило там оставаться. Борьба с ИГИЛ? Сирийские власти при поддержке России и Ирана с этим справятся лучше. Восстановление экономики? А разве воровство нефти из скважин в Заевфратье имеет что-то общее с восстановлением экономики? Спасение беженцев от «режима Асада»? Это в Иордании то? Где и беженцы чувствуют себя брошенными и местное руководство обманутым американцами. Которые на их территории создали рассадник социальны проблем на длительный срок. Теперь король Абдалла договаривается с Дамаском как с этими беженцами быть. В Иордании они никому не нужны.

Еще больший колорит истории США в Сирии придает то, что оттуда все равно придется уйти. Хотя бы в рамках заявленного вывода сил из Ирака. Если в Ираке американских опорных баз не будет. То снабжение своих сил в Сирии (кроме сектора аль-Танфа) придется проводить либо по воздуху, либо через Турцию. Но тут уже возникают проблемы с турецкой позицией по вопросу защиты американцами курдов. В общем вывод войск неизбежен. Ведь поторговаться то хочется. Понятно, что на торг выставлены уши мертвого осла, но ведь и не такое продавали.

В результате Сирия стала одним из пунктов пакета с которым Нуланд прилетала в Москву. В наборе для встречи Путина и Байдена, видимо на площадке G20 своеобразной «Женевы 2.0» много и других кейсов, но американцы с радостью бы обменяли сирийскую карту на что-то другое, например, на присутствие в Средней Азии. Россия в этом плане спешить не склонна. Для Москвы важнее, чтобы первой из Сирии ушла Турция, или хотя бы отошла на такие позиции за которыми невозможен бросок на занятие бывших под американским контролем территорий. А в то, что американцы попытаются продать свой уход и Москве, и Анкаре одновременно нет никаких сомнений.

Так что в рамках российско-американских отношений по Сирии наметился небольшой сюрпляс на троих с Россией, Турцией и США. Тот, кто дернется первым, вероятнее всего проиграет позицию. При этом и времени то много нет. Встреча G20 запланирована в Риме на 30-31 октября 2021 года (менее двух недель). Значит именно в тои недели должно произойти что-то серьезное, дабы сирийский узел был ослаблен.

Израиль против Ирана

Любые отношения между Россией, Турцией и США не решат другую застарелую проблему Сирии – это противодействие между Израилем и Ираном. При этом, данная проблема сейчас разворачивается на фоне скандала с израильским присутствием в Азербайджане, что не придает позитива. Иран перебросил в Сирию несколько самолетов с военным имуществом. Израиль нанес несколько ракетно-бомбовых ударов. А причем тут Сирия? А ни при чем. Просто площадка. Просто так получилось.

В своем интервью посол Израиля в России Александр Бен Цви заявил, что отношения между Россией и Израилем сейчас лучшие за последние 30 лет. К слову дипломатическим отношениям между Россией (СССР) и Израилем всего как 30 лет, то есть слова можно перевести как «никогда вообще таких чудесных отношений не было». Преувеличение? Да. Но повод есть. На следующей неделе в Сочи на встречу с Путиным прибывает премьер Израиля.

Зачем прибывает? В том числе и для решения сирийской проблемы, точнее проблемы иранского присутствия в Сирии в условиях, когда США собираются оттуда уходить (Эта информация у Израиля есть. Она поступает им по линии Госдепа и Пентагона одним из первых. Американские дипломаты и генералы могут не предупредить об этом своего Президента, но Израиль об этом они предупредят обязательно). А значит именно с Россией нужно оговаривать режим безопасности в Сирии раз никого из крупных игроков там больше кроме России не остается.

Использование Азербайджана для ударов по Ирану изначально было крайне слабой позицией. Наряду с риском того, чтоб иранский удар придется прямо по аэродромам базирования, или ответным огнем будут убиты израильские пилоты, операторы дронов, или техники есть еще и фактор Хэзбаллы, очередного столкновения с которой Израилю сейчас 6не надо. Нет конечно, Израиль от этого солкновения не рухнет, но и славы не найдет, а вот нынешний премьер свои полномочия сложит на радость ликующему Нетаньяху. А оно ему надо?

Для Израиля присутствие в Азербайджане прекраснейшая возможность пойти с Тегераном на сделку. Израиль выводит своих инструкторов (если они там вообще есть) из Азербайджана, Иран обязуется присутствовать в Сирии только локально, например, за Евфратом.

Россия в таком случае становится спонсором негласных ирано-израильских переговоров и единственной силой, способной проконтролировать исполнение сторонами своих обязательств. Согласится ли на такую миссию Москва? А почему нет. Не в первый же раз российскому руководству выполнять такую посредническую миссию.

Все против всех, как залог мира

Вот и получается, что в Сирии мы подходим к последнему акту трагедии длительностью в 10 лет. Первый всполыхи инспирированного пожара гражданского конфликта были в марте 2011 года, а 10 января 2012 была создана террористическая «Джебхат аль Нусра», а конфликт (изначально с митингами и шествиями) сменился полноценной войной с иностранным участием. Символично было бы, чтобы к январю 2022 года Сирия стала свободной от терроризма.

На самом деле когда Россия включилась в сирийскую войну своими вооруженными силами и прокси формированиями (ЧВК) многие представляли это как проигрышный шаг. Боевики ИГИЛ топтались на подступах к Дамаску, Алеппо был окружен. А от одного только перечисления террористических группировок в Сирии голова шла кругом. Многие пророчили России поражение. Тем более, что появление России в Сирии было на фоне событий 2013-2014 годов на Украине, что ставило еще больше вопросов и предполагало восприятие российской операции как своеобразного ответа Западу на украинскую авантюру.

Прошло 10 лет и вот уже из игроков, которые играют хоть в какую-то игру в Сирии остались Россия, Иран, Турция, США и Израиль. Причем Иран предпочитает особо не перебегать дорогу России, Израиль периодически бомбит, но на обострение не лезет, США пытается периодически напрягать, но такого, как во время знаменитого удара тамагавками из Средиземного моря уже не допускает. Турция хотя и пытается гнуть свою линию, но делает это уже всё слабее и слабее, без огонька, понимая, что создание новой Османской империи в контексте сирийских территорий уже невозможно, сама Сирия прекращает быть страной-изгоем и в арабском мире (дипломатические отношения уже восстановлены с рядом арабских государств), и в потенциале Сирия может стать членом ОДКБ и ЕАЭС.

Другие игроки? Все они либо потеряли свои позиции в Сирии и вынуждены развернуть активность по формированию новых сетей контрагентов там (например, Франция), либо переключились на соседние территории (например, на Ливан). Сирийская партия практически закончена, а Россия получает в свое распоряжение окно в арабский мир величиной в целую страну.

Вопрос сейчас на самом деле лишь в том, успеют ли все договоренности срастись к встрече в Риме 30-31 октября. Шанс на это есть. По крайней мере и США, и Россия в этом заинтересованы. Не в качестве главной темы, но в контексте второго портфельного соглашения между США и Россией. Не заинтересована в этом Турция, но ее позиции в данном случае не настолько сильны, чтобы диктовать условия. Возможно конфликту в Сирии приходят последние если не дни, то недели. Десятилетняя история одного из самых серьезных противостояний на Ближнем Востоке готова закончится.

Sir Max Merfie
https://glav.su/blog/4631/1581555/