02.03.2017г.

Легендарную Пальмиру опять отвоевали – благодаря сирийскому спецназу и поддержке российских ВКС. Эта победа не просто символична, она является переломным шагом во всей истории не только войны в Сирии и отчасти Иране, но и сокрушительным поражением исламистов ИГИЛ (запрещенной в РФ террористической организации), которые, напугав полмира, сдулись как воздушный шарик. В большей степени благодаря эффективности военного противодействия, которое смогла оказать террористам сирийская правительственная армия, не без поддержки, конечно, России.

Мир – это хрупкое состояние относительного спокойствия между вооруженными конфликтами. Еще древние говорили, что если хочешь мира – готовься к войне. Наличие силы гарантирует, что на тебя не посягнет другая сила. Породившие ИГИЛ американцы, создавшие эту организацию как средство противостояния с неугодным режимом Саддама Хусейна, не представляли, какого кровавого «восточного джина» выпустили из кувшина.
И когда дошло до понимания, что «я тебя породил, я тебя и убью», сил у отцов-основателей оказалось слишком мало. Игиловцы, как и прежде талибы, оказались совершенно неподконтрольны и в своих амбициях, большей частью построенных на религиозных мотивах, и в полном неповиновению кому бы то ни было.


Вспомним события хотя бы двухлетней давности. ИГИЛ (ДАИШ), стремительно жиреет на подпитке полученных (прямо или косвенно) вооружений с клеймом «Made in USA», доходах от продажи нефти и активно расползается по территории Ирана и Сирии. Деньги и оружие – верное средство для достижения любой авантюрной цели. И в короткое время упитанные и подпитанные религиозные фанатики берут под контроль огромные территории на Ближнем Востоке, которые объявляют не просто своей территорией, но и плацдармом для установления господства во всем мире. Эти «шалости», вероятно, могли бы привести к совершенно непредсказуемому результату, который поставил бы весь мир на порог новой жесточайшей борьбы, в которой не могло бы остаться ни победителей, ни побежденных.

Ситуация изменилась после вмешательства России. Не прямого, но, тем не менее, с применением силы. Операция российских ВКС, санкционированная российским президентом в ответ на просьбу законного президента Сирии о помощи, оказалась весьма эффективной. Прежние жалкие потуги коалиционных сил, во главе с США, по противодействию боевикам ИГИЛ, сменились реальными мерами вооруженного воздействия российской авиации и Сил специальных операций.

Во-первых, был пресечен источник финансирования боевиков за счет продажи контрабандной нефти.
Во-вторых, точечными ударами была парализована вся военная структура игиловцев, которые даже ночью не могли проводить передислокацию.
В-третьих, позицию России были вынуждены признать и поддержать как стороны участников вооруженного конфликта, в лице умеренной оппозиции, так и соседние страны – Турция и Иран.

Ну, а самое главное, местное население увидело в России заботливого и реально помогающего партнера, который, в отличие от западных стран и экстремистов, и хлебушком накормит, и от бандитов защитит.



И нынешнее, второе уже по счету, освобождение Пальмиры войсками сирийской армии от исламистов – это в большей степени именно заслуга всей той огромной военной и гуманитарной работы, которую проводит Россия в этой ближневосточной стране. И взятие Пальмиры силами правительственной армии – это не просто освобождение конкретного, пусть и стратегически важного города в провинции Хомс, а изменение общей ситуации в противодействии ИГИЛ, который, фактически, признал свое поражение.



«Заявление халифа аль-Багдади, больше известного в СМИ как главарь ИГ, интересно не только тем, что содержит призыв к боевикам отступить и затаиться, – считает эксперт-арабист, историк, исследователь Востока Александр Зимовский, – Тут мы все могли бы порадоваться. Но аль-Багдади практически цитирует Ар-Рум, или 30-ю суру Корана, которая в частности, призывает к терпению во имя будущей победы, то есть констатирует поражение. Само обращение заканчивается тем, что боевикам, прибывшим из других стран, предлагается вернуться обратно, чтобы продолжить борьбу скрытно. Ну, а желающим стоять до конца халиф напомнил о том, что 72 гурии всё ещё ждут каждого на небесах. Про «72 гурии» – это цитата.


В целом здесь мы видим, как военно-религиозное движение, даже основанное на фанатизме, ломается при столкновении с реальной силой. В нашем случае такой силой выступила Россия.
Почему эпицентром войны с террористами из ИГ оказалась Сирия? Именно потому, что идеология и практика этой группировки целиком и полностью апеллировала к самой ранней версии ислама, к истокам. Отсюда её крайний фундаментализм, который определённо влиял и на военно-стратегические задачи террористов. Пальмира, а затем Дамаск – это направление ударов, которые арабы нанесли Римской империи в 12 и 13 год Хиджры (634-635 гг.), в полном соответствии с заветами пророка Мухаммеда, скончавшегося в 632 году.



Именно Дамаск стал столицей халифата Омейядов, который в исламской традиции считается временем, когда именно арабы по крови управляли уммой (сообществом мусульман, объединённых по религиозному признаку). Действительно, все последующие халифы, включая знаменитого Харуна ар-Рашида, были сыновьями рабынь, тогда как их первые предшественники были рождены от свободных женщин из арабских племён.


В общем, Сирия была ядром халифата, даже когда роль столицы перешла к Багдаду, а потом и к Константинополю. Именно поэтому она и стала ареной наиболее тяжёлых и кровопролитных боёв, главной целью ИГ. Если допустить, что в какой-то момент террористы могли поднять своё знамя над Дамаском, то их авторитет в исламском мире возрос бы необычайно. И, разумеется, не поздоровилось бы Западу, Израилю, а также шиитам Ирана».


Сейчас боевые отряды ИГИЛ, чья боевая мощь существенно подорвана благодаря эффективным ударам российских ВКС в Сирии и натиском иранской армией в районе Мосула, потеряли свой «лоск». Им уже не по силам не то что удерживать стратегически важные города, но и просто оставаться в безопасности на прежде контролируемой территории. При этом надо отдавать отчет, что джихадисты еще не разбиты окончательно и лишь меняют тактику борьбы, которая переходит к подпольной и партизанской деятельности. И еще не раз попытается заявить о себе.



«Говоря кратко, ИГ не может существовать, если не одерживает победы, – продолжает историк. – Именно это было лейтмотивом данного фундаменталистского движения. Основа социального учения Корана в том, то если вы всё делает по Книге, то есть по принципам ислама, то вы не можете потерпеть неудачу. Если же система сбоит – значит, вы нарушили канон. Поражения подрывают саму сущность веры в системе, где успех имеет священную ценность.



Пока боевики развивали успех, это поддерживало не только высокий боевой дух, но и каналы финансовой подпитки. И если ряд стран Запада вкладывался в ИГ, как в инструмент для ослабления позиций России, то филантропы из нефтяных королевств решали свои локальные задачи именно исходя из высокой оценки боеспособности вооружённых формирований ИГ. Формально они не несли никаких обязательств перед боевиками, и если успех не сопутствовал боевикам под разящими ударами ВКС России, значит, такова воля Аллаха, а краник можно прикрутить».



«В общем, историческая параллель тут очевидна, – продолжает Александр Зимовский. –Путин не повторил ошибки Второго Рима, когда император Ираклий не смог остановить победную поступь сарацинской конницы. Здесь в полной мере показала себя гибкая, но решительная дипломатия Кремля, подкреплённая неумолимой военной мощью, которую Россия неожиданно для всех проецировала на самые дальние расстояния.



Террористы, перед которыми ещё недавно дрожал весь мир, и с которыми не могли справиться объединённые силы крупнейших западных держав во главе с США, быстро сдулись до прячущейся в глухих углах и пещерах Ближнего Востока кучки фанатиков. Их только что сломали сокрушительные удары, которые Россия нанесла по ИГ».


Вспомним еще не такую давнюю историю с афганскими моджахедами в Афганистане, чья активная деятельность была связана именно с западной поддержкой, в первую очередь со стороны США. Советская армия ушла, финансирование прекратилось. Пришли на территорию Афганистана уже сами американцы, которые встретили в этой стране активное противодействие со стороны движения Талибан, которое финансируется из Саудовской Аравии. Это может длиться бесконечно, пусть даже с переменным успехом. Аналогичная ситуация с ИГИЛ – США их перестали финансировать, но и не могут повлиять на тот «краник», который будет подливать масла в огонь войны на Ближнем Востоке.


А Пальмира – Пальмира теперь свободна. И у нее, как и у всей Сирии, есть гарант безопасности в лице России, которая пусть не очень простым путем, но возвращает мир в регионе. И новый концерт на руинах древнеримского театра еще состоится. Как символ мира.




Автор: Виктор Сокирко


Фото: Eva Dora Schroder / Globallookpress, Medyan Dairieh / Globallookpress, Bassem Tellawi / Globallookpress, Dabiq / Globallookpress, Минобороны России, Amer Rabe Al Hasan / Globallookpress, Vadim Savitsky / Globallookpress, Ibrahim Joudeh / Twitter


http://tvzvezda.ru/news/vstran...