• Oct. 19th, 2012 at 12:41 AM С.Филатов






На своем брифинге официальный представитель МИД России Александр Лукашевич 18 октября заявил, в частности, следующее:
"Сегодня хотел бы отреагировать на целый ряд заявлений официального представителя Госдепартамента США В.Нуланд, которая в последние дни много говорила о том, что необходимо предпринять России для урегулирования ситуации в Сирии.
Мы внимательно следим за всеми официальными заявлениями по Сирии, в том числе и заявлениями американских представителей, включая коллег из Госдепартамента США, особенно, когда в них даются оценки российской линии действий и высказываются пожелания относительно ее корректировки.
У нас тоже есть свое мнение о том, что должны делать в Вашингтоне для скорейшего прекращения кровопролития и достижения мирного урегулирования в Сирии.
Хотелось бы, чтобы Соединенные Штаты использовали свои тесные связи с сирийской оппозицией не для того, чтобы оказывать ей финансовую и логистическую помощь, включая, как пишут сами же американские СМИ, подпитку информацией по линии разведслужб, содействовать организации поставок оружия и техники незаконным вооруженным формированиям из военных арсеналов третьих стран, а с тем, чтобы настраивать оппозиционеров на политическое урегулирование и широкий межсирийский диалог.

Хотелось бы и то, чтобы США, выступающие зачастую в качестве инициатора одностороннего санкционного прессинга на Сирию, объективно оценили гуманитарные последствия этой политики, ведущей к страданию простых сирийцев, и перешли от санкций к оказанию практической помощи полутора миллионам внутренне перемещенных лиц в Сирии и сирийскому народу в целом.
В числе главных пожеланий – не обставлять немедленное прекращение вооруженной борьбы и переход к политпроцессу в Сирии предварительным решением за сирийцев их внутренних проблем.
Убеждены, что в Вашингтоне не хотели бы ни роста международного терроризма, ни развития процессов, несущих угрозу как на региональном, так и на глобальном уровнях.
Считаем, что консолидированная работа с целью содействия скорейшей нормализации в Сирии на согласованной базе резолюций 2042 и 2043 СБ ООН и Женевских договоренностей способствовала бы устранению этих озабоченностей.
И вообще призываем американских и всех наших западных коллег в СБ ООН и в других форматах прекратить бойкотировать реализацию женевского документа «Группы действий» от 30 июня с.г.

Надеюсь, что сегодняшний эфир поможет и американским коллегам отследить заявления из Москвы.
Часто создается впечатление, что нас либо не слушают, либо не слышат, и повторяют одно и то же.
Особое удивление вызвало заявление г-жи В.Нуланд, которая в среду отметила, что «между США и их зарубежными союзниками налажена тесная координация действий по изучению потребностей сирийской оппозиции, а также вопроса о том, кто есть кто в этой оппозиции».
Трудно понять на что же реально направлена линия Администрации США: то ли на политическое урегулирование ситуации в САР, то ли на укрепление позиций сирийских незаконных вооруженных формирований для свержения режима.
Если речь идет об урегулировании, то это приветствуется и вписывается в рамки женевского консенсуса.
Если же подразумевается второе, то на лицо явный отход от принципиальных договоренностей, которые министры иностранных дел, включая Госсекретаря США, согласовали в Женеве.
Мы, как и другие участники расцениваем женевский документ как серьезную базу для урегулирования в САР.
На этой основе готов активно работать и новый спецпредставитель ООН/ЛАГ Л.Брахими.

Напряженность ситуации в Сирии и вокруг нее не спадает.
Сирийская армия вытесняет незаконные вооруженные формирования из занятых ими кварталов крупных населенных пунктов. Боевики совершают теракты, пытаются нанести правительственным силам максимальный урон и перерезать коммуникации.
Растет число жертв, раненых, в том числе среди гражданского населения, множатся страдания временно перемещенных лиц, беженцев.
Сирийские власти предпринимают меры по восстановлению объектов инфраструктуры, культурно-исторических памятников в зачищенных от боевиков районах, осуществляют выплаты компенсаций и оказывают иную помощь пострадавшему населению.
По-прежнему вызывает озабоченность ситуация в сирийско-турецких отношениях, которая характеризовалась продолжающимися взаимными обвинениями и выпадами.
Российская сторона, исходя из характера традиционно дружественных отношений как с Сирией, так и с Турцией, ответственности за поддержание мира в регионе, принимает энергичные усилия с целью смягчения напряженности между двумя этими государствами.
В частности, мы выступили с инициативой создания совместной сирийско-турецкой комиссии по обеспечению безопасности.
В связи с приближающимся Праздником жертвоприношения («Ид аль-Адха») спецпредставитель ООН/ЛАГ Л.Брахими выдвинул предложение о перемирии в Сирии в эти священные для мусульман дни.
Сирийское правительство выразило готовность позитивно откликнуться на него и остановить боевые действия синхронно с противостоящими ему незаконными вооруженными формированиями.
Разделяем мнение Л.Брахими о том, что такое перемирие при наличии доброй воли, особенно со стороны оппозиции и тех, кто имеет на нее решающее влияние, могло бы стать прологом к достижению долгосрочного устойчивого прекращения огня. Именно за это энергично выступала и выступает Россия.

К реакции российской стороны на инцидент в Турции с самолётом сирийской авиакомпании.
Посол России в Анкаре уже дважды встречался с руководством МИД Турции для получения разъяснений относительно произошедшего.
В ходе бесед турецкие представители выражали сожаление в связи с длительным удержанием российских граждан на борту самолёта и невозможностью встречи с ними наших дипломатов. Всё это объяснялось нештатной ситуацией, поздним получением информации о гражданстве пассажиров и последующей подготовкой самолёта к взлёту.
Вместе с тем, по свидетельствам ряда находившихся на борту граждан, имело место грубое отношение к ним со стороны представителей турецких правоохранительных органов, и даже были применены меры физического воздействия на членов экипажа.
В этой связи будем настаивать на необходимости тщательного расследования всех деталей инцидента и получении объяснений от турецких властей.
Что касается изъятого груза, то турецкая сторона в принципе не ставит под сомнение легитимность поставки, однако имеет претензии к порядку уведомления о транспортировке.
Звучавшие на первом этапе заявления о наличии боеприпасов на борту сейчас фактически турецкими партнёрами дезавуированы.