17.10.2016г.


Соединенным Штатам крайне важно в кратчайшие сроки взять иракскую столицу ИГ в Ираке. Только так они сохранят хотя бы видимость лидерства на Ближнем Востоке.

Тук тук

16 октября началась «Битва за Мосул» - операция по взятию иракской столицы «Исламского государства» (запрещенной в России и во всем цивилизованном мире террористической группировки). «Пробил колокол победы, и я объявляю о начале героической операции по освобождению вас от жестокости и терроризма ИГ», - заявил иракский премьер-министр Хайдер аль-Абади. В «героической операции» принимают участие курды, турки, американцы, но основной костяк составляют иракская полиция и вооруженные силы. Только иракцы, по словам премьера, войдут в сам город, где им противостоит по разным оценкам от 4 до 10 тысяч бойцов ИГ.

Конечно, теоретически США могли бы повторить опыт начала иракской войны (когда арендованные Вашингтоном генералы Саддама сдали свою страну), однако в данном случае быстрая сдача выглядит маловероятной. О саддамовском опыте знали и в ИГ (бойцов которого, собственно, и обучали преданные руководством офицеры иракской армии), поэтому предприняли превентивные меры. Так, местное руководство террористов публично казнило тех, кто собирался договариваться с американцами о сдаче города, и заявило, что будут сопротивляться до конца. А значит операция вполне может затянуться на месяцы.


Очевидно, что она будет включать в себя отрезание города от всех коммуникаций, зачистку пригородов и окрестных деревень, а также, естественно, бомбардировки силами американской авиации. Любопытно, что утром автор этой статьи принимал участие в прямом эфире BBC. Перед его выступлением ведущие с упоением рассказывали о подготовке к важной и нужной операции по освобождению Мосула, а потом сразу же переключились на «страдания мирных жителей Алеппо». На вопрос автора о том, что они будут говорить через несколько дней, когда под «коалиционными» бомбами будут гибнуть мирные жители Мосула, у ведущих ответа не было. Видимо, ничего не будут говорить. А коль разговоров, давления и угроз наложить санкции на самих себя «за страдания мирных жителей» не последует, то США могут проводить операцию достаточно долго и без особого информационного давления.

Работа над ошибками

Судя по всему, у американцев есть лишь два временных ограничителя. Первый – это окончание каденции нынешней администрации. Мосул должен взять Обама, и если не до выборов президента (что, все-таки, маловероятно), то хотя бы до завершения своего срока. Ведь, по сути, освобождение Мосула может хоть как-то нивелировать ошибку, которую, по мнению республиканцев, Обама совершил в Ираке. Террористы смогли захватить этот город и значительную часть страны во многом потому, что Обама «слишком рано вывел войска» - то есть не смог договориться с иракским правительством об условиях дальнейшего присутствия американской армии на иракской территории. Получилось, что США фактически сдали северный Ирак террористам, от которых страну освобождают иранцы. Именно поэтому, судя по всему, в операции не будут участвовать ни иранские Стражи, ни бойцы значительного числа оперирующих в Ираке шиитских ополчений. Причины, судя по всему, чисто политические – американцам важно сделать так, чтобы победа приписывалась именно возглавляемым Вашингтоном силам, и не могла быть приватизирована иранцами.

Второй временной ограничитель – это Ракка. Соединенные Штаты должны взять иракскую столицу Исламского государства до того, как русские и войска Асада возьмут сирийскую. «Гонка за столицами» объясняется достаточно просто – Соединенные Штаты хотят натянуть на себя тогу реальных борцов с международным терроризмом, для чего американцам нужен явный и безусловный символ их военных побед в битве против «зеленого интернационала» (который и персонифицируется в лице ИГ). Сейчас получается, что пока американские самолеты бомбят пустыню, борьбой против терроризма занимаются русские, являя собой веское доказательство неспособности Соединенных Штатов и дальше занимать пост мирового лидера. Взятие Мосула поможет Вашингтону развернуть ситуацию. Американцы докажут всему миру что пока русские борются с «нераспиаренными террористами» в Алеппо, США одержали победу над реальными джихадистами в лице ИГ.

Где стратегия?

Судя по всему, современный вариант «Гонки за Берлин» американцы выиграют. Даже если операция по взятию Мосула затянется на месяцы, город, скорее всего, будет освобожден раньше Ракки. Ведь после освобождения Алеппо Москва, Дамаск и Тегеран должны будут заняться Идлибом и северо-западной Сирией, достичь договоренностей с «умеренной оппозицией» и только после этого могут себе позволить развернуть силы на восток для освобождения Ракки.

Однако имиджевая победа США (сколь бы распиаренной она не стала) не решит основную проблему Вашингтона на Ближнем Востоке. И проблема эта не в ИГ, не в имидже, а, выражаясь словами Дональда Трампа, в полной потере ощущения национальных интересов в этом регионе. Грубо говоря, это не Иран подмял под себя регион, и не Россия смогла влезть в него, и не турки разыграли курдскую карту – это США позволили своим соперникам провернуть все эти операции по причине собственной слабости и тактической близорукости. Новой администрацией нужно будет не упиваться взятием Мосула (как Обама в свое время упивался ликвидацией Бен Ладена), а заняться пересмотром своей стратегии на Ближнем Востоке. А точнее ее формулированием.


expert