29.03.2016г.



Когда 30 сентября 2015 года Россия начала воздушную кампанию в Сирии, на Западе не верили в её успех. Дамаск поддержали лишь Россия и Иран. Ираку подключиться к этому союзу американцы не позволили. В те дни президент США открыто насмехался над малочисленностью этой коалиции. Кремлю предрекали второй Афганистан.
Однако пять с половиной месяцев спустя часть российской группировки из Сирии была выведена, причём на военных возможностях сирийской армии и её союзников это не сказалось. С 27 марта над Пальмирой больше не развевается черное знамя «Исламского государства» (ИГ). Город полностью очищен от боевиков и перешел под контроль сирийских властей.

Освобождение Пальмиры нанесло колоссальный моральный удар «халифату», не знавшему до сих пор неудач в захвате всё новых территорий. Кстати, когда в прошлом году Пальмира была оккупирована «воинами джихада», многие предсказывали, что за падением этого стратегически важного центра последует падение Башара Асада. Теперь о тех предсказаниях не вспоминают.

Освобождение Пальмиры было бы невозможно без поддержки России. Это во всеуслышание признал и президент Асад. На коалицию во главе с Соединёнными Штатами у Дамаска надежды нет. Президент САР указывает на отсутствие у западной коалиции серьезных намерений противостоять терроризму и мизерные результаты, достигнутые американцами. Правда, Вашингтон это не смущает. Желание переделывать мир по своему шаблону не позволяет американским политикам признать ответственность США за распространение терроризма на Ближнем Востоке.


Сирия – лишь одна из стран, попавшая под каток политики США. И то, что Госдепартамент отказывается признать освобождение Пальмиры успехом в борьбе с ИГ, вполне объяснимо. Представитель Госдепа Марк Тонер раскрыл алгоритм действий, избранный Вашингтоном: установить режим прекращения огня, положить конец гражданской войне, сформировать новое правительство, а «потом мы можем говорить о сотрудничестве в борьбе с Daesh».

Вопрос даже не в том, когда наступит это «потом». Вопрос в том, какое будущее ждёт Сирию. Тонер и об этом сказал: сирийский народ не должен выбирать между ИГ и Асадом. То есть по логике Белого дома сначала нужно убрать действующего президента, а с борьбой против ИГ можно не торопиться. Видимо, из этого и надо исходить, прогнозируя дальнейшую политику США в сирийском вопросе.

Вместе с тем успешная операция по освобождению Пальмиры переворачивает картину событий в Сирии не в пользу американцев. Детали этого сражения указывают на возможность дальнейшего развития наступления на позиции джихадистов с перспективой нанесения им на сирийской территории решающего поражения.

На проведение операции по освобождению Пальмиры потребовалось три недели. Наступление на город началось с подготовительного удара российских лётчиков 9 марта. Поддержка с воздуха оказывалась наступающим сирийским войскам практически ежедневно. Так, только за одни сутки 26 марта российские самолеты произвели 40 вылетов и нанесли удары по 158 объектам террористов.

До полного разгрома ИГ ещё далеко, но путь к наступлению открыт. Пальмира является ключевым транспортным узлом между центральной, южной и северной частями Сирии. Готовить новые наступательные операции переговорный процесс не помешает, режим перемирия на войну против ИГ не распространяется. Впереди Эр-Ракка и Дайр-эз-Заур - города, остающиеся пока в руках джихадистов. Их отделяет от Пальмиры только пустыня, а ведущие к ним дороги перешли под контроль сирийской армии.


Это-то, похоже, и беспокоит Вашингтон и Лондон. Барак Обама и Дэвид Кэмерон никак не прокомментировали взятия Пальмиры. «Это ведь самое большое военное поражение ИГИЛ в Сирии за последние два года. Произошло освобождение Пальмиры, древнего города римлян. А мы молчим, - пишет британское издание The Independent. – Значит, выиграли плохие парни, не так ли? В противном случае мы бы все уже давно праздновали».


В том-то и дело. Поражениям боевиков ИГ рады в США далеко не все. Республиканец Рудольф Джулиани сделал в эфире Fox News шокирующее заявление, сказав, что Хиллари Клинтон можно считать одним из основателей «Исламского государства». В Иране утверждают, что США и сегодня оказывают ИГ военную помощь. Начальник Генерального штаба Вооружённых сил Ирана генерал Фирузабади рассказал журналистам, что американские военные самолеты делают регулярные рейсы в аэропорты контролируемых террористами городов, чтобы поставлять туда оружие, деньги и продукты питания. Военное руководство Ирана придерживается мнения, что американцы лишь наблюдают за борьбой с ИГ и ничего не предпринимают.


Могут ли США помешать дальнейшей борьбе сирийской армии против джихадистов?

Скорее, они будут пытаться это делать, чтобы не допустить прямого влияния успехов правительственных войск на переговоры по политическому урегулированию и на перемену отношения международного сообщества к Башару Асаду в положительную сторону.

Кстати, первое заявление об освобождении Пальмиры президент САР сделал на встрече в Дамаске с делегацией парламентариев, представителей интеллигенции, ученых и журналистов из Франции. Меняется в пользу Дамаска общественное мнение и в других странах Европы. Не пришло ли для европейцев время признать также то, что успехи в борьбе с терроризмом в Сирии, сделавшие ситуацию в этой стране более стабильной, были достигнуты исключительно благодаря России?



Автор – Николай БОБКИН.

Статья на сайте ФСК.