Дмитрий Новиков
13 марта 2013 года
Вопрос о реформировании института Банка России, как минимум, в сторону вменения ответственности за развитие экономики страны назрел довольно давно. Сейчас решить эту задачу достаточно сложно в силу абсолютной неподконтрольности ЦБ ни одной из трех ветвей государственной власти. Большинство россиян считают, что выпуском национальной валюты занимается правительство РФ, но это не так. Банк России, будучи монопольным эмитентом, по закону не отвечает по правительственным обязательствам, в частности, ни по одному из экономических показателей. Президент Путин предпринимал попытку подчинения Центрального Банка государству в 1999 г., которая вылилась в трехлетнее противостояние элитных групп, закончившееся неудачей государственнических сил. Однако, судя по нынешнему развитию политических процессов, такие попытки предпринимаются снова и будут предприниматься дальше.
Статистический анализ того, как в мировой истории кризисы вызывали спад ВВП, инфляцию и безработицу, выполненный экспертами Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования показывает, что наибольший урон кризисы приносят Российской Федерации.
К сожалению, действующая экономическая модель России по-прежнему ориентирована на открытость экономики, ее экспортно-сырьевой характер и недостаточность суверенного денежного оборота. В условиях финансовой глобализации уязвимость национальной денежной системы многократно повышается.
Образование в России международного финансового центра, формирование спроса на рубль, как на мировую валюту – стратегическая задача. Опыт показывает, что финансовый центр – привилегия развитой, сильной, конкурентноспособной экономики. Это одно из условий экономического суверенитета государства. Но для этого
необходимо существенно менять финансовую политику.
Центральные банки в большинстве стран мира являются кредиторами в последней инстанции. Это означает, что почти все кредиты, которые берут предприятия, они берут у коммерческих банков, которые, в свою очередь, рефинансируются Центробанком. В России дело обстоит иначе – предприятия на более выгодных условиях кредитуются в валюте в зарубежных банках. Таким образом, эмиссия рублей осуществляется ЦБ только в режиме покупки за них иностранной валюты, вырученной от российского экспорта, а не от кредитования отечественной промышленности. В результате в экономике страны образуется дефицит рублевой денежной массы, который замещается иностранным капиталом, спешно покидающим Россию в моменты рецессии. Это приводит к уязвимости национальной денежной системы по отношению к валютным шокам. В этом контексте также очевидно, что Россия нуждается в государственном регулировании курса рубля с учетом национальных интересов и финансовой национальной безопасности.
Полученные от правительства иностранная валюта или ценные бумаги аккумулируются Центробанком в золотовалютных резервах. Анализируя то, какие именно страны содержат крупнейшие ЗВР, то есть, какие страны отдают максимальные объемы реальных благ в обмен на бумажную валюту и ценные бумаги, выпускаемые центральными банками и правительствами стран западного альянса, можно увидеть следующую картину. Если считать Еврозону единым государственным образованием, Россия в этом списке находится на четвертом месте. Причем, Россия занимает в данном перечне верхнюю строчку среди тех стран, которые имеют негласный (а до ноября 2012 года – и гласный, под названием "Поправка Джексона-Веника") запрет на свободную закупку основных фондов за рубежом с целью собственного развития.
На основе вышесказанного нетрудно сделать вывод о том, что количество накопленных российских резервов превышает тот уровень, который необходим для обеспечения устойчивости экономики России по отношению к внешним и внутренним кризисам. А, учитывая, что объем рублевой денежной массы существенно ниже экономических потребностей страны, использование ЗВР для решения проблемы низкого уровня монетизации российской экономики представляется наиболее эффективным.
При разработке макроэкономического механизма реализации государственной инвестиционной политики, предполагающего направление на цели инвестирования государственных денежных средств из дополнительных источников, изначально были поставлены задачи
активно использовать часть ЗВР ЦБ РФ для инвестирования в экономическое развитие и создать условия для инвестиционной рублевой эмиссии ЦБ РФ.
В дополнение к этому, в ходе проведенного анализа были выявлены проблемы функционирования ЦБ РФ, требующие незамедлительного решения, в частности, следующие:
1) ЦБ РФ практически не реализует свои макроэкономические функции, которые сводятся в настоящее время исключительно к разработке краткосрочной денежно-кредитной политики, обеспечению стабильности курса национальной денежной единицы, валютному регулированию и валютному контролю, а также банковскому надзору. Исполняемые и предписанные законодательством Российской Федерации функции ЦБ РФ существенно заужены по сравнению с функциями центральных (национальных) банков промышленно развитых стран;
2) макроэкономические функции ЦБ РФ прописаны недостаточно ясно, что создает условия для его самоустранения от участия в проведении долгосрочной макроэкономической политики. Одной из причин неучастия ЦБ РФ в обеспечении экономического роста является отсутствие четкой долгосрочной государственной экономической политики, что и позволяет ЦБ РФ не исполнять свои законодательно определенные функции и нести ответственность только за те сферы, которые определены относительно конкретно: поддержание устойчивого курса рубля, валютное регулирование и валютный контроль, банковский надзор;
3) ЦБ РФ практически не осуществляет функцию рефинансирования национальной банковской системы и ни формально, ни фактически не несет ответственности за ее ликвидность. В результате банковская система не может работать в полную силу, не действуют механизмы банковской кредитной мультипликации.
Для изучения выявленных проблем было проведено исследование, позволившее сделать следующий вывод. ЦБ РФ должен получить новый статус в качестве одного из основных макроэкономических регуляторов. Такое положение центральных банков достаточно распространено в международной практике, в соответствии с которой центральным банкам вменяются следующие функции:
1) поддержание долгосрочного роста денежных агрегатов с учетом потенциала увеличения производства — подобная формулировка, но без учета потенциала увеличения производства уже содержится в действующем законодательстве Российской Федерации;
2) обеспечение уровня долгосрочных процентных ставок в национальной банковской системе, приемлемого для обеспечения экономического роста. В соответствии с российским законодательством деятельность ЦБ РФ не связана с необходимостью обеспечивать экономический рост, что становится одной из основных проблем вовлечения ЦБ РФ в процесс регулирования макроэкономических параметров. Поэтому в первую очередь необходимо четко закрепить за ним эту функцию;
3) обеспечение стабильности цен (борьба с инфляцией) — одна из двух функций, наряду с валютным регулированием, которую ЦБ РФ фактически осуществляет в настоящее время;
4) обеспечение ликвидности банковской системы — функция, которая должна быть вменена в обязанность ЦБ РФ, для того чтобы он нес ответственность за развитие и укрепление банковской системы;
5) действие "исключительно для выполнения задач, направленных на достижение государственных целей" — эта формулировка отсутствует в законодательстве Российской Федерации, регламентирующем правовые основы функционирования ЦБ РФ, что недопустимо. ЦБ РФ как финансовый агент государства должен действовать исключительно для выполнения государственных задач и достижения целей, поставленных государством. Этот принцип настолько важен, что его включение в основные принципы деятельности ЦБ РФ представляется необходимым.
Законодательное закрепление за ЦБ РФ перечисленных функций потребует внесения изменений в Федеральный закон от 10 июля 2002 г. No 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", в том числе в части наделения его достаточными для выполнения этих функций полномочиями и ответственностью за их реализацию. При такой постановке вопроса справедливо говорить о необходимости укрепления самостоятельности и независимости ЦБ РФ, которые должны быть подкреплены принципом единоначалия. Это означает, что руководитель ЦБ РФ должен нести персональную ответственность за организацию работы ЦБ РФ и осуществление им возложенных на него функций.
При подобной модификации статуса ЦБ РФ очень важным становится точное и однозначно трактуемое формулирование общих целей государственной экономической политики и функциональная и организационная встроенность ЦБ РФ в систему органов, реализующих государственную экономическую политику.
Проблема формулирования общих целей государственной политики на долго- и среднесрочный периоды является главной проблемой разработки эффективной экономической политики государства. В связи с этим важной становится организация долго- и среднесрочного программирования. Именно программы социально-экономического развития Российской Федерации на средне- и долгосрочную перспективы должны формулировать цели государственной политики, которые будут задавать основные направления деятельности государственных органов экономического блока.
Эффективное распределение функций среди органов экономического блока (Минэкономразвития России и Минфин России) и ЦБ РФ при этом приобретает особую роль. В настоящее время денежно-кредитная политика формируется ЦБ РФ только на краткосрочную перспективу (один год). Ее взаимосвязь с основным финансовым планом на год (федеральным бюджетом) и инвестиционной политикой государства представляется неоднозначной, и, скорее всего, вовсе отсутствует. Подобные пробелы необходимо устранять.
Денежно-кредитная политика, разрабатываемая ЦБ РФ, должна стать составной частью средне- и долгосрочной государственной экономической политики и обеспечить выполнение задач, поставленных последней.
Это может осуществляться через обязательное согласование с ЦБ РФ всех макроэкономических планов и программ (начиная от проекта федерального бюджета и прогнозного плана на три года и заканчивая средне- и долгосрочными программами социально-экономического развития Российской Федерации), а также через согласование денежно-кредитной политики с Минфином России и Минэкономразвития России и внесение ее в Государственную Думу Федерального Собрания РФ совместно с проектом федерального бюджета при наличии двух подписей: председателя Правительства РФ и председателя ЦБ РФ.
Особой проблемой является реализация ЦБ РФ функции поддержания ликвидности банковской системы. Для организации ее исполнения необходимо создать (или наделить такими функциями уже существующий) специальный департамент в ЦБ РФ, который нес бы ответственность за кратко- и среднесрочное кредитование коммерческих банков. Он должен отвечать за динамику ставки рефинансирования и ее обоснованность, исходя из мониторинга текущей ситуации и оценки кратко- и среднесрочных перспектив развития экономики. Ответственность за поддержание ликвидности национальной банковской системы должен нести персонально Председатель ЦБ РФ. Критерии для оценки ликвидности банковской системы включают уровень капитализации банковской системы и соотношение собственных и заемных средств в банках. Возможно введение удельного показателя: соотношение капитализации банковской системы и ВВП для сравнения с аналогичными показателями в зарубежных странах. Механизм политической (конституционной) ответственности за деятельность ЦБ РФ должен реализовываться через отчеты ЦБ РФ о реализации денежно-кредитной политики перед Государственной Думой. При этом указанные отчеты должны быть представлены в Государственную Думу с обязательными экспертизами Минэкономразвития России и Минфина России.
Модификация статуса ЦБ РФ в целях содействия экономическому росту