14.01.2024г.

Исторические напёрстки




Признавайтесь, кто представлен шестьюдесятью процентами респондентов из социологических опросов, совершенно определённо отмечающих самый странный праздник (с точки зрения всего мира) в ночь на 14-е января. Якобы появившийся в 1919-м году, как только большевиками Совнаркома в 1918-м был подписан Декрет «О введении в Российской Республике западно-европейского календаря». На русский язык — григорианского, поскольку Российская Империя предпочитала другой календарь, юлианский. Несмотря на потуги новых властей стереть из памяти «пережитки прошлого», ушлый народец поступил перпендикулярно — продолжил гулять дважды, а самые осторожные... трижды. Но обо всём по порядку.



С фигой в кармане.


Прежде чем отправимся в былинные времена, пара заметок о праздновании Нового года на излёте императорской России. Здесь главным новогодним торжеством считалось Рождество Христово, а не календарное первое января. Хотя дворянство и пресловутая буржуазия соблюдали указ Петра Великого от 1699-го года, постановившего наступление Нового года считать в ночь с 31-го декабря на 1-е января. А вот что творилось от губернии к губернии — чёрт мог копыта поломать, добрые русские люди отталкивались от старых царских указов, сельскохозяйственных календарей, почитания отдельных святых или языческих персонажей типа зловредного Деда Трескуна-Карачуна.





Родного брата бога Йерлу, приходящего к гуннам в день зимнего солнцеворота 22-го декабря. Кстати, именно в его честь уже пять тысяч лет назад эти кочевники наряжали ёлки, украшая их яблоками, покрашенными варёными яйцами и орехами. Когда случилось Великое Переселение народов и гунны во главе с Аттилой заявились в Европу, праздник с Деревом Йерлу прижился в германских племенах, у которых тоже был свой Новый год, праздник самой длинной ночи Йоль на зимний солнцеворот. Тоже с яблоками, но лежащими в специальных корзинах, сплетённых из елового лапника.

Так две традиции слились в одну и появилась традиция закрытого семейного торжества, поскольку верховный бог Вотан (Один — в Скандинавии) в ночь на Йоль устраивал свою Дикую Охоту, чтобы не стать его жертвой — требовалось носа на улицу не казать.

Церковь, как могла, боролась с таким язычеством, пока не предложила свою христианскую традицию с малоазийским епископом Николаем Чудотворцем, тайно раздающим в Йоль монеты хорошим детям.





Как заведено, «тёмный народец» почесал в затылке и (на всякий случай) стал отмечать два новогодних праздника: полуязыческий Йоль и христианское Рождество. Сельская глубинка в конце декабря украшала домашние ели яблоками, дети трясли деревья и, сжевав упавшие фрукты, загадывали желания, а утром тормошили постели в поисках монетки Святого Николая. Когда случался неурожай яблок, Рождественскую Ель (Дерево Йерлу) украшали деревянными крашеными шариками, а после 1848-го... стеклянными, так появилась гигантская индустрия ёлочных украшений и «рождественских яблок», придуманная предприимчивыми немцами.





Но вернёмся в петровский первый Новый год 1700-го. Добрые православные люди в глубинке втихаря отмечали на зимний солнцеворот Святого Василия или Василия Свинятника. Ничего предосудительного в прозвище нет, народ приспособил церковное почитание великого богослова и архиепископа Василия Кесарийского под языческое воспоминание о множестве домашних божков, которым в самую длинную и холодную ночь в году готовили угощение, заключая коррупционную сделку на плодовитость домашней скотины, хороший будущий урожай. Пироги со свининой, различные студни-холодцы и варёные свиные ноги — аккурат то самое подношение. А учёный муж из Византии стал Свинятником, ему молились за хороший приплод хрюкающего актива.

Такое архаичное торжество было популярно среди боярства и купечества, поэтому великий реформатор Пётр Первый решил хотя бы имперские элиты перековать в приличное европейское общество, Новый год сделать праздником светским и календарным. Для этого даже поменялось летосчисление (не от Сотворения Мира, а от Рождества Христова):

«Ныне от Рождества Христова доходит тысяча шестисот девяносто девятый год, а с будущего января с 1-го числа настанет новый 1700-й год купно и новый столетний век, впредь лета счисляти в приказах и во всех делах и крепостях писать с 1 генваря от Рождества Христова.
...По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед воротами учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых... а людям скудным каждому хотя по деревцу или ветке на вороты или над храминою своею поставь...».

Первое «отмечание» случилось под мрачным взором Петра (одетого в офицерскую форму Преображенского Полка), «1 генваря» в патриархальной Москве на Красной площади состоялся военный парад, гремели барабаны и пушки, солдаты палили из мушкетов, а ночью москвичей напугали фейерверком. В домах аристократии, как было велено Указом, открылись ассамблеи, знать натужно веселилась в заморских тесных платьях, а в России появился свой Дед Мороз Красный Нос, князь Фёдор Юрьевич Ромодановский, глава жуткого Преображенского Приказа розыскных Дел.





Царь отправил его проверить, насколько московское боярство, дворянство и купечество с воодушевлением отнеслось к украшению своих хором «немецкими ёлками», как широко гуляет. Большой выпивоха Фёдор Юрьевич крайне ответственно отнёсся к поручению, объехав всю аристократическую Москву, где радушные хозяева везде подносили государеву инспектору то заморскую рюмочку, то дедов ковшик с крэпэньким... Не дождавшись к завтраку доклада о прошедших новогодних гуляньях, царь помчался к князюшке самолично, но застал того спящим и мертвецки пьяным.
С сияющим красным носом, давно уже ставшим московской шуткой. Дабы государев человек протрезвел, Ромодановского отправили по второму все-московскому кругу, раздавать поутру царские подарки. Понятное дело, княжеский нос заалел ещё сильнее после рюмочных «отдарков» и благодарностей царю-батюшке, но воспоминания о роскошных санях, огромном старике в шубе до пят и щедрых новогодних дарах детворе в московских переулках остались.

Поскольку глава Преображенского Приказа беспробудно катался по городу аж до самого шестого января, пока петровским новогодним торжествам не поставил точку крестный ход «на Иордань» (Крещение по отменённому Петром юлианскому счислению).

А народ как? А он уже Рождество Христово отгулял как положено, по петровскому календарю — 25-го «басурманского счисления», а по церковному до царской реформы... вообще-го 12 декабря. И Новый год тоже, как было заповедано царём Иваном III, назначившим официальной датой празднования 1-е сентября как для церкви, так и для мирян.





Хотя после Крещения Руси по византийскому обряду положено гулять было весной, 1-го марта. Или 22-го, на весеннее равноденствие. Так и жили добрые русские люди (с фигой в кармане) ... на всякий случай отмечая как начало сельскохозяйственного цикла, так и его окончание, не забывая чуть гульнуть посередь зимы по туманным языческим воспоминаниям. Так что хитрый крестьянин всегда был гибок, новый год встречать предпочитал не по-барски, а в житейской логике. Либо на пробуждение сил природы, либо на их угасание, когда урожай собран. И на всяк случай — посерёдке.



Вечная борьба.


А зимой... а что зимой? Русь по-прежнему до зимнего солнцеворота дюжину дней развлекалась Колядами, города и веси под шипение попов широко полнились «ряжеными», разбрасывая зерно в каждую открывшуюся дверь и горланя песни с молодецким и бабьим плясом. Получая в благодарность от хозяев блины или кутью. Тоже трансформированный древний обычай, когда задабривали домашних духов перед самой длинной зимней ночью, двенадцать дней кряду под порогом оставляли им угощение.



Само собой,

Церковь (как оплот государственности) такого бардака допустить не могла, именно поэтому в 1495-м году назначив Новым годом — 1-е сентября. А в Кремле начали проводить церемонии «О начатии нового лета», «На летопровождение» или «Действо многолетнего здоровья». Почему выбор пал на эту дату? Так «посчитали» по церковным преданиям Ветхого Завета, «доказав» что Всевышний сотворил мироздание именно в сентябре.

Так двести лет и гулеванили, с пышными церковными богослужениями, щедро накрытыми после сбора урожая столами, полуязыческими застольными и культурно-развлекательными традициями-мероприятиями. А тут... Пётр со своими басурманскими реформами, привезёнными аккурат в 1700-й. С голландскими традициями отмечать именно светский праздник, без торжественных молебнов, Красного Крыльца, поклонов духовенству и боярству, богатой парчи и бархата, сверкания риз и колокольного звона.

Так с благоговейным ритуалом исключительно церковного праздника 1-го сентября было покончено, поскольку смысл его заключался в патриаршем напутствии государю на год грядущий, Пётр Алексеевич сознательно отсёк всё религиозное от Нового года, оставив «языческие игрища», полыхающие костры и фейерверки хмельного дикого веселья. А чтобы подчеркнуть порушенные традиции, во время крестного хода «на Иордань» 6-го января 1700-го года государь его не возглавил, стоя в мундире офицера-преображенца на берегу Москвы-реки в окружении оружных солдат.

Ничего, в среде высших сословий такой Новый год прижился, был очень затратным по бюджету, поскольку «под ёлочку» наказано было размещать щедрые дары. Знать кичилась перед собой украшением особняков, сверкающими драгоценностями на ветвях елей, кондитерские магазины изощрялись в изготовлении «шоколадных деревьев» с подарками на сотни и тысячи золотых рублей. Так новогодние торжества с обилием горячительного, полуночной пальбой из пушек, фейерверками и маскарадами вошли в обиход состоятельных людей. Именно поэтому большевики столь расточительные праздники на 1-е января запретили, вернув Новый год только в 1936-м.




А что прочие сословия, как после Петра I отмечали Новый год? Тщательно скрутив фигу «барскому бесовству» более-менее зажиточные горожане праздновали полуязыческий, полуцерковный Щедрый Вечер, аккурат приходившийся на 13-е января по новому стилю. Кто-то называл его Васильевым Днём (по церковному календарю чествовался Василий Великий), кто-то Святочным Вечером. Готовилась «скоромная кутья» с мясом и салом, ставилась в Красный угол с иконами. На стол водружали жареного поросёнка, ряженая молодёжь «щедровала» по улицам, до рассвета распевая песни. Старые, забытые и отгоняющие нечистую силу.

А утром 14-го взрослые (после церкви) отправлялись по гостям, сначала обходя родню, затем с подарками и едой шли по беднякам, тюрьмам/острогам, приютам, богадельням. Толпы собирались немалые, так и гудели улицы провинциальных городов круговоротом странных шествий, взаимных поклонов, пожеланий удачи в наступившем году. Трезвых, к слову сказать...

Как форма озорного народного протеста, для которого власть всегда была неудобьем со своими календарями, юлианскими-григорианскими религиозными толковищами, дипломатическими подгонками праздников. Умеем ведь хранить традиции, даже не понимая их сути. Правильно, на всякий случай...


https://telegra.ph/Vseh-so-Starym-No...i-narode-01-14