30.10.2023г.
Исторические напёрстки
Комментировать сложные процессы в острой фазе предпочитаю, когда событие хорошенько вылежится денёк-другой, а то и третий. Но тут случай другой, всё яснее ясного. Бунт «палестинских патриотов» Дагестана с поиском евреев в двигателе самолёта авиакомпании «Победа», прилетевшего из Святой Земли... такая иллюстрация заставляет краснеть за сограждан моей многонациональной и многоконфессиональной Родины. Точнее всего высказались коллеги с ТГ-канала «Старше Эдды», подобравшие печатные слова:
«Вообще какой должен быть уровень интеллекта, чтобы принять участие в махачкалинском шабаше? Женщины, которые прилетели рейсом из Израиля участвовали в бомбардировках Газы? Позорище, просто позорище».
По ситуации телетайпно. Провокация была у всех на виду минимум трое суток, развивалась совершенно открыто в небольшой «сетке» Telegram-каналов, давно занятых проталкиванием украинской повестки, кому они принадлежат вместе с флагманом «Утро Дагестана» — давно известно любому мало-мальски погружённому в информационное пространство человеку.
Нетрудно было сложить ещё накануне два и два (после эпизода с поиском евреев в гостинице Хасавьюрта), что антиизраильская волна покатится дальше, раз силовые структуры стоят в сторонке, а руководство северокавказской республики не мычит, не телится. Что произошло — логично и объяснимо.
Специалисты по информационным и когнитивным войнам сегодня-завтра подробно расскажут, как именно, с использованием каких именно смысловых детонаторов, малообразованную досужую толпу удалось возбудить до состояния нарушения статьи УК РФ «Организация массовых беспорядков». То не хлеб автора, хотя есть что сказать. Особенно о будущих подобных провокациях совсем в других регионах и под другими лозунгами.
Так работает технология «мятежа через социальные сети», мы ещё хлебнём лиха, если специально обученные люди не будут действовать на опережение с запредельной жестокостью к зачинщикам. А публичные и казённые люди перестанут блеять о проблемах этнических и конфессиональных обтекаемыми толерантными формулировками. Типа «ползучая исламизация», «радикализация мигрантской среды», «необъяснимый антисемитизм и русофобия».
Тому есть внятные и чёткие определения, имеющие конкретные имена и адреса, места сбора физических лиц, медийные ресурсы с тысячами виртуальных. Также отлично известно расположение кабинетов и персоналии чиновников, обязанных подобными вопросами заниматься.
Дабы потом не изумляться, как занюханный ципсошный ТГ-канал на примитивных манипуляциях с откровенной дезой и обезличенными слухами... способен распалить на мерзкие эмоции тысячи людей. Принести на нашу землю в непростые времена чужую войну, в которой правда давно распята и уничтожена, а главенствуют когнитивные войны и грязные технологии расчеловечивания друг друга. На этом всё, эмоции закончились.
Евреи Дагестана.
А теперь факты о... деградации общественной материи нашей Родины. О том, как в Дагестане (самой многонациональной административной территории на всём пространстве Евразии) жили и продолжают жить евреи. Речь пойдёт о «джуургьо», горских евреях. Или джугьурах, кто как привык называть. Хотя обыватель предпочтёт поспорить, определив эти самобытные общины к персидским «татам», что в корне неверно.
Да, этнические группы евреев Дагестана и Северного Азербайджана в советские времена сильно поредели из-за неуклюжей национальной политики СССР в данных регионах, но маркер общения на диалекте татского языка не является определяющим, это был способ приспособиться, дабы не покидать места, где горские евреи жили столетиями. Если не со времён Хазарии.
Горские евреи начала ХХ века
Лично знаком с несколькими семьями джугьуров, покинувшими Дагестан в конце 1990-х, начале 2000-х по причинам радикализации городской среды Дербента, Махачкалы, Буйнакска и Кизляра странными имами-проповедниками бармалейской внешности с откровенным вахаббитским душком во речах.
Кого знаю — все люди небогатые, трудолюбивые, очень образованные. В России не прижились, разъехались потом кто в Азербайджан, кто в Иран.
Когда недоумённо спрашивал очередных эмигрантов, что не так... отвечали одинаково: мы привыкли с мусульманами жить рядом, мирными мусульманами. К единокровным иудеям никто не подался в Землю Обетованную, а кто в начале 90-х туда ринулся из Дагестана — многие тоже потянулись в северный Иран. Близость языка сказалась, поскольку горские евреи говорят на «среднеперсидском», или как его назвал уважаемый академик Миллер — «мусульмано-татском наречии».
Диалект интересный, у образованных персов пользуется популярностью из-за своей литературности, образности, полноты.
А дело в том, что горские евреи общаются в быту «дербентским говором», вобравшим в себя много тюркизмов и элементов кумыкского языка. Живя сотни лет в полиэтнической среде Северного Кавказа, диалект вобрал в себя и другие заимствования, став в регионе наиболее полным собранием инструментов общения. Как для глухого горного аула, так и для базарной площади.
Кстати, в Дагестане татский язык — один из прописанных в местной Конституции, на нём издаются малотиражные газеты, журналы, пишутся учебники и довольно интересные художественные произведения, популярные в Иране, Азербайджане, даже Турции. Больше исторические, конечно.
Это пунктик горских евреев, старательно себя выделяющих себя из «вечного народа» древностью и наиболее полно сохранёнными традициями изгнанного из Иерусалима этноса. Не буду ввязываться в академический спор, когда и при каких обстоятельствах джуургьо обосновались на Северном Кавказе, одно можно сказать уверенно — очень давно. Во всяком случае, подле Дербента найденные характерные могильные камни относят к началу IX века.
А специалисты по истории, культуре и традициям еврейского народа утверждают: предки дагестанских горских евреев ушли из Иерусалима ещё до падения Второго Храма и римской оккупации, мигрировали через современные Ирак/Иран на Северный Кавказ.
По какой причине — неизвестно, в споры подобного рода лучше не влезать. Но свободное владение литературным среднеперсидским «тетским/татским языком» (в Иране не используемым учёными мужами лет эдак пятьсот) о многом говорит, как и присутствие в обиходе джуургьо древнееврейских маркеров религиозного культа.
Зато вот элементов горской языковой и материальной культуры у здешних евреев всегда было хоть отбавляй. Во времена восстания Шамиля, распалённые антисемитизмом «джигиты» несколько раз врывались в селения горских евреев и просто терялись, не зная, как отличить «ненавистного иудея» от обычного крестьянина. Жилища, одежда, украшения, язык, орудие труда и оружие... ничего не указывало на присутствие «древнего народа».
Лишь огромные характерные кладбища с покосившимися и упавшими могильными надгробиями (их нельзя поправлять, они уходят в землю следом за усопшим) говорили — здесь живут горские евреи. А когда ослеплённые джихадом «черкесы» пытались устроить резню, часто им били по рукам местные горцы, пальцами указывая на родовые башни своих соседей-джуургьо, живущих столетиями, как заведено на Кавказе, большими семьями-тайпе (тейпами), связанные с многими аристократическими родами узами куначества и боевого побратимства. Да, кровосмешения с мусульманами и христианами горские евреи не допускали, но выпячивать свой иудаизм тоже считали делом недостойным. Не из страха, просто так заведено было.
Антисемитизм Дагестана.
Кто-то удивится подзаголовку — а такой существует в том многонациональном обществе? Существует совсем недавно и причина намёком обозначена выше, связан с Кавказкой войной 1810–1859 гг. И яростной вспышкой оной при третьем имаме Дагестана и Чечни Шамиле. Именно его «джихадисты» в 1835-м вырезали подчистую пять селений горских евреев, где общины существовали автономно, с прочими горцами особо не контактируя. И защитить их было некому из родовой местной аристократии или могущественных торговых корпораций единоверцев Дербента, Кизляра, Моздока и Гудермеса.
Заканчивал долгую и кровавую войну на «левом фланге Кавказской линии» назначенный в 1851-м году князь Барятинский, потомок обрусевших польских евреев, при Петре Великом сделавший фантастическую карьеру. Едва прибыв на Кавказ, опытный царедворец понял, что бороться с черкесами «джихада» некому, русские находятся в блестящей изоляции, не владеют обстановкой. И чем дальше в горы, тем ситуация плачевнее. А тут... на приём явилась делегация раввинов от местных горских евреев с просьбой пособить в торговлишке, дать разрешение на проход караванов из Персии.
А. Барятинский (картина неизвестного художника)
Князь долго задавал вопросы о делах местных, а потом хлопнул рукой по колену: так, дорогие мои, принимайте присягу государству Российскому! Веру вашу не трону, на довольствие ваших джигитов поставлю, а после победы над инсургентами — дарую налоговые и таможенные привилегии, какие пожелаете. А если хотите автономии и самоуправления... (нет, не хотим!) — ну раз не хотите, воля ваша. Раввины ударили с Александром Ивановичем по рукам, буквально через месяц предоставив будущему победителю Шамиля разветвлённую агентурную и разведывательную сеть из горских евреев, подкреплённую сотнями прекрасно вооружённых всадников.
Князь Барятинский уже в конце 1851-го был осведомлён о делах в стане мятежников лучше, нежели лидеры восстания. Горские евреи выявили и ликвидировали как класс «двойных агентов» из горцев-мусульман, часто заводивших колонны русских войск в засады или гоняя их по гиблым местам, где джигитов джихада и близко не было. Донесения о состоянии и перемещениях мятежников, их связях с внешними акторами поступали русскому командующему ежедневно, была налажена прекрасная связь с каждым глухим аулом, если он являлся оплотом отрядов Шамиля.
А в 1853-м году Барятинский постановляет: каждый русский полк кавалерии поставит на кошт 60 всадников из горских евреев. Форму одежды, коней и оружие у джигитов на уставное не менять, веру иудейскую оных не оскорблять. Пехотные полки Кавказкой линии получили по сотне пеших джуургьо, названных «пионерами» (разведчики и застрельщики). Все члены семей добровольцев получали российское подданство, а вставшие в строй — двойное денежное жалование и премии за успешные боевые операции.
Результаты появились уже в 1855-м, отряды Барятинского начали переигрывать мятежных горцев на каждом участке Кавказской линии, а в среде горских евреев произошёл раскол, многие из них верно служили Шамилю, были в его ближайшем окружении (еврей Исмиханов руководил монетным двором третьего имама Чечни и Дагестана, а Султан Горичиев был личным доктором предводителя джихадистов). Да, ещё Шамиль взял в жёны Анну Улуханову, дочь горского еврея, купца из Моздока.
В 1856-м году князь Барятинский назначается Наместником Кавказа, готовится к решающей битве. Через год тщательной агентурной работы, горские евреи составляют подробную карту расположения войск Шамиля в Чечне, удар наносится по всем базам ранней весной 1857-го, лишая мятежного Имама основных запасов продовольствия и пороха. Через два года Кавказская война под селением Ведено закончена, Шамиль сдаётся. Почётную капитуляцию обсуждает личный посланник мятежного правителя горский еврей Исмиханов, он же в качестве переводчика присутствует при историческом событии.
Пленение Шамиля (картина)
Наместник Кавказа своё слово сдержал, все джуургьо «за верность и храбрость», состоявшие в русском войске или помогавшие ему (вместе с членами семей), освобождены от уплаты податей на 20 лет, получают право свободного передвижения по территории Российской Империи. Всего было отмечено такой монаршей милостью более тридцати тысяч человек. А сбежавшие в Турцию многочисленные «черкесы» принесли с собой лютую ненависть к иудеям, пособникам «белого царя», обрекших воинов ислама на полный разгром и поражение. Вторая волна миграции (депортация в Турцию населения Западной Черкесии и черноморского побережья Кавказа 1859–1864 гг.) эти этно-религиозные группы только укрепили, породив...
Адыгэ хэбзэ
Не слушали о таком? А о «Черкесском Конгрессе»... тоже нет, ведь правда? Это одно из самых противоречивых и странных (не сказать бы — уродливых) последствий Кавказкой войны и последующего выселения/выдавливания множества мятежных народностей и этносов мусульманского вероисповедания Северного Кавказа и горного Причерноморья. Под обобщённым названием «черкесский народ». Адепты «адыгэ хэбзэ» отрицают разделение и национальное самосознание отдельных адыгских народов (черкесов, кабардинцев, адыгейцев и шапсугов). А земли Чечни и Дагестана считают по составной частью Великой Черкесии. С какой стати?
Всё просто, дело в религиозных «напёрсточниках» времён Шамиля и позже, которые сделали знамя ислама главной идеологией борьбы с «белым царём», а потом на чужбине приправив радикальные формы «джихада» терпким кавказским национализмом. Если хотите — «родноверием». Одни идеологи «адыгэ хэбзэ» рассматривают своё мусульманское вероисповедание способом цементирования единой «религиозной черкесской общности» вместе с другими якобы порабощёнными русскими народами Кавказа, их противники считают иначе. Мол, ислам космополитичен, призывает жить без национальностей, в единой общине-умме. Само собой, подавляющее большинство за первыми, поскольку «черкесы» (адыги) проживают в мусульманских странах.
Оставим споры между «националистами» и «общинниками-мусульманами», суть в другом: с первых дней развала СССР в этой токсичной и реваншистксой среде заслуженно и незаслуженно обиженных народов Северного Кавказа завелись отвратительные черви с идеями создания на территории Великой Черкесии исламского государства (да-да, того самого), вилаята «Имарат Кавказ» или ваххабитского Джамаата. А потом — федеративной Великой Черкесии.
Если Чечня от подобных паразитов избавилась благодаря великолепной богословской подготовке Ахмада-хаджи Кадырова и соответствующему воспитания сына Рамзана, ваххабитов чуявших за сотню вёрст... то Дагестану с подобными национальными лидерами не повезло. Здесь резвятся десятки проповедников самых разных радикальных течений, у каждого свой Коран с толкованиями. От версии «адыгэ хэбзэ» — до ваххабитской ереси Ибн Теймии, где идея упокоения всех евреев является доминантой поведения для истового правоверного. На этом исторический экскурс и завершу.
Чтобы у Читателя появилась простая мысль: не всё так просто с этой Махачкалой. Рубить здесь с плеча, без глубоких знаний происходящих процессов, исторических, религиозных и социальных — не нужно. Если мерзкий всплеск антисемитизма удалось вызвать примитивнейшими манипуляциями на раз-два в полудюжине ТГ-каналов явных врагов России, власть предержащим стоит задуматься о других «закладках». Более глубоких и страшных по возможным последствиям. Пообщавшись с некоторыми «религиозными перерожденцами» из Дагестана, лично пребываю в пограничном состоянии между праведным гневом и мистическим ужасом (хоть и махровый атеист).
Выводов не будет, пусть их делают специальные люди. Как нам сообщено: установившие личности более полутысячи «палестинских патриотов», устроивших погром в аэропорту Махачкалы. Всех, как на подбор, здоровенных лбов с прекрасной внутренней организацией действий.
Очень хочется верить, что власти Дагестана пропустят этот штурмовой батальон через мелкое сито не только статей Уголовного Кодекса, но и специальных инструкций по ведомствам, позволяющим выявить адептов религиозных радикальных структур, националистических диких движений. С их «пастухами». Работа трудная, требующая больших знаний. Но когда-то начинать-то надо, дабы потом не делать круглые глаза, когда на картонках появятся надписи... против кого ещё готовы выйти эти странные люди, к многонациональному Дагестану отношение имеющие лишь по графе «прописан».
https://telegra.ph/Ispytanie-Mahachkaloj-10-30