19.10.2023г.
Исторические напёрстки
Умеет Верховный туману подпустить, снимаю чепчик. А информационное поле разделить на недоверчивых и пытливых, противопоставив им... скажем так, немного спешащих с выводами и не совсем компетентных. Но все остались довольны, каждый понял своё. Исключительно полезное.
Итак, новость: российские МиГ-31 на постоянной основе (!) будут патрулировать воздушное пространство в нейтральной зоне над Черным морем, неся на вооружении гиперзвуковые ракеты «Кинжал». Контекст сообщения привязан к двум событиям, первое: США напрямую втягиваются в украинский конфликт и поставляют тактические ракеты ATACMS, а вот второе...
«Плюс, ещё на фоне ближневосточного конфликта всё это происходит, всё это накаляет атмосферу. Они взяли, затащили две авиационные группировки (АУГ «Gerald Ford» и «Dwight Eisenhower», авт.) в Средиземное море. Хочу сказать, это не угроза, но по моему поручению Воздушно-космические силы России начинают на постоянной основе патрулирование в нейтральной зоне воздушного пространства над Чёрном морем.
Наши самолёты МиГ-31 вооружены комплексами «Кинжал». Они, как известно, имеют дальность свыше тысячи километров со скоростью девять Махов. Я предупредил, что это не угроза. Но мы будем осуществлять визуальный контроль, контроль с помощью оружия за тем, что происходит в Средиземном море».
Поймать авианосец.
Итак, боевая задача от Верховного немедленно вызвала вполне резонные споры: позвольте, какой «Кинжал» против авианосной ударной группы (далее — АУГ)! Боевая система предназначена для поражения стационарных объектов с заранее известными координатами, заложенными в инерциальную систему головки наведения! Верно, только на последнем этапе боеприпас «доруливает» с помощью оптической ГСН, не менее горячо возражают другие. Тут ставим «галочку», вопрос к физикам: можно ли на скорости под десять Махов в падении из стратосферы ракете обнаружить цель, распознать цель, дать команду рулям на коррекцию курса? В облаке плазмы...
Сомневаюсь что-то. Нет, речь о Средиземноморье, найти авианосец со «свитой» проблем нет, чай не Тихий океан. Спутники-разведчики видят такое корыто на каждом витке вращения по орбите, через пройденные 100 морских миль его положение уточняется. А если он прёт на своих 30-ти узлах? Накидываем скорость передачи приказов и координат по цепочке от космического аппарата... до конкретного МиГ-31К. А потом дистанцию до АУГ. А ещё разгон и запуск «Кинжала», его время полёта. Что-то тут нечисто.
Что может нести угрозу (на данный конкретный момент) двум авианосным группировкам в Средиземном море? Не знаю, наверное... заявление Верховного совсем другого рода. Типа: «в Сирии развёрнуты морские подводные носители гиперзвуковых ракет «Циркон», они дополнят уже имеющиеся «Граниты», «Ониксы», «Калибры». На авиабазу Хмеймим переброшена эскадрилья Миг-31К с гиперзвуковыми «Кинжалами» (лучше — три), эскадрилья Миг-35 с «Калибрами» воздушного базирования. А 720-й пмто ВМФ России (порт Тартус) надёжно прикрыт тайно развёрнутыми береговыми комплексами «Бастион». Вот это будет шоком и трепетом для янки.
Бастионы
Объяснюсь. Конкретные, даже самые навороченные ракеты в морском бою поодиночке не летают, особенно против авианесущих соединений. Даже в «специальном» оснащении, поскольку одиночный гиперзвук в теории сбить можно, дело в плотности залпа общекорабельной системы ПРО. Для борьбы с УАГ лучше всего приспособлены принятые в начале этого года противокорабельные гиперзвуковые «Цирконы». Летающие «стайкой», обменивающиеся информацией о разборе целей, дабы не воткнуться в корабль 1-го ранга всем вместе, а обнулить всю флотилию.
Концепция защиты берегов России осталась неизменной со времён СССР, мы не пошли путём «мирового империализма с его авангардом — авианосцами, оружием агрессии». Сделав упор на оборонительные системы, ракетные. Разница существенная, доктринальная, у каждого вырабатывалась на основе личного опыта. Янки хорошо помнили: во Вторую мировую войну главным бичом боевых кораблей стали не их собратья под вражеским флагом, не подводные лодки, а палубная авиация, реже — береговая. Поэтому и была выработана концепция УАГ, когда «матку-авианосец» окружает ордер из ракетных крейсеров, эсминцев, фрегатов и подводных лодок.
А сама такая группа способна одинаково эффективно действовать как против морских сил противника, так и против наземных. Дополнив огневую мощь всех носителей высадкой десанта, если потребно. В спор мореманов об ущербности советского подхода и нежелании строить авианосцы данной статьёй не будем ввязываться, не суть. Вся наша береговая оборона строится на принципе «воспрещения доступа и манёвра» вражеским флотам. Оборона многослойная и комплексная, в ней задействованы силы ВМФ и ВКС. Просчитано всё, от «рубежей обороны» авианосных групп США (свыше семисот километров), до их эффективных рубежей развёртывания для нападения.
УАГ в сборе
Именно здесь УАГ становятся уязвимы, поскольку для любой агрессии американцам нужно подходить к берегам на расстояние примерно 400 километров, дабы задействовать палубную авиацию в полной мере. Появление гиперзвуковых «Цирконов», поддержанных мощью и количеством прочих ракет воздушного, наземного и морского базирования... отодвигают безопасные рубежи развёртывания почти на две тысячи кэмэ от берега. Шах. Десанты с такой дистанции отправлять? Ещё один шах. Остаётся запускать крылатые ракеты, которые даже похмельный русский зенитчик успеет матом три раза обложить, прежде чем сбить в издевательской манере. Шах и мат.
То есть, скорость того же «Кинжала» в 5 000 км/ч позволяет (если цель уверенно обнаружена и зафиксирована) достигать стандартного рубежа развёртывания УАГ в 350-400 км от берега... за крайне малые временные интервалы, ни одно громоздкое корыто янки манёвр уклонения выполнить не успеет. А корабельная ПВО/ПРО окажется бессильна против комбинированного залпа сверхзвуковых/гиперзвуковых ракет береговой обороны по многим причинам (скорость, маневрирование, РЛС-подавление).
Это в идеале, на своём берегу. Где действует огромная и единая Система. Обнаружения, оповещения, слежения, целеуказания, наведения, сопровождения, поражения. Силами спутниковой группировки, самолётов ДРЛО и бортовых РЛС истребителей, огромных загоризонтных радаров, акустических буев и много чего ещё придумано, чтобы супостат оказался в момент полной неготовности к бою — просвечен, обнаружен, уверенно взят на мушку. Здесь, на «кинжальных» дистанциях шансов у авианосных групп нет.
Реальность.
Но речь идёт о... Миг-31К над нейтральными водами Чёрного моря, а угрожать нужно УАГ ВМФ США в Средиземном. Гиперзвук гиперзвуком, только это не мгновенное перемещение боеприпаса, весь ордер и авианосец редко встают на якорную стоянку. При этом группировка имеет «рубежи обороны» от семисот до тысячи километров от места нахождения. Неважно, мчится на 30-ти узлах или лениво маневрирует на пяти. Как пациента «зафиксировать»?
Только очень сложной Системой, аналогичной береговой. Чтобы обеспечить возможность стрельбы любыми ракетами на очень большую дальность, необходимо постоянное целеуказание, владение информацией о районе нахождения АУГ противника, его малейших манёврах. Дабы не случилось ситуации, когда вышедшая на конечную дистанцию полёта ракета (включив головку самонаведения) ... обнаружила пустоту. В СССР проблемой занимались, была запущена система морской космической разведки и целеуказания (МКРЦ) «Легенда». Так и не заработавшая.
Принцип действия МКРЦ
Сегодня есть проект более совершенной и эффективной системы МКРЦ «Лиана». Насколько группировка из пяти космических аппаратов серии «Лотос-С1» («Космос-2455», «Космос 2502», «Космос-2524», «Космос-2528», «Космос-2549») и пары из серии «Пион-НКС» готова к работе? Что-то уже запущено, но о полной работоспособности информации нет. Секретный секрет?
Если так, то заявление Верховного имеет смысл, несёт прямую угрозу янки.
А если нет? Тогда остаётся только один эффективный способ: контроль в реальном времени АУГ вероятного противника подводными лодками при помощи собственного гидроакустического комплекса. Тут две проблемы сразу возникают — мгновенная передача информации на носители воздушного базирования (в Чёрное море?), и как быть с преодолением «противолодочного рубежа» авианосной группы? Тут защита не просто сильная, непреодолимая. Как благодаря собственным подводным лодкам в составе УАГ, так постоянно барражирующими противолодочными самолётами и вертолётами. Советским подводникам крайне редко удавалось преодолеть «рубеж ПЛО».
То есть, запуск «Кинжала» из акватории Чёрного моря будет обязательно зафиксирован системами НАТО, нужно как-то объяснить туркам что и куда полетело, а тем временем ордер УАГ тоже не будет по матросским рундукам бока отлёживать, корабельная группировка имеет немало способов противодействия ракетным атакам.
От многослойных систем ПВО на борту, так и на воздушных носителях (подъём 30-35 самолётов успеют сделать по тревоге). Не забываем о средствах РЭБ, способных давить инерциальные системы наведения, переписывая координатную сетку целеуказания.
Есть ещё один способ «фиксации пациента»: самолёты дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ). Да вот незадача, таких аппаратов морского базирования в нашем Флоте не наблюдается, как класса. Были на излёте СССР проекты палубника Як-44, но так и не реализовали их. Переброшены в Сирию драгоценные А-50 ВКС России или существуют беспилотники с огромным запасом хода?
Есть один самолёт, способный дать гиперзвуковому «Кинжалу» целеуказание по защищённому каналу связи — самолёт радиоэлектронной разведки Ил-20М, но неужели янки два и два не сложат, не свалят турбовинтовой аппарат в Средиземноморье, едва получив данные пусков из моря Чёрного? Это война, друзья...
Если уж янки замыслят огромных размеров пакость против наших в Сирии, прекрасно понимая, что ответ будет всего лишь конвенциональным оружием типа гиперзвуковых «Кинжалов» конкретно по источнику агрессии — не поставлю ковшик крэпэнького на успех. Не потому, что не верю в нашу Армию, Флот и ВКС, дело в системном подходе борьбы с авианосными соединениями. Космическую группировку спутников системы «Лиана» можно обнулить, подводные лодки отогнать, а самолётов ДРЛОиУ морского базирования у нас нет (как и самих носителей). Надеяться на редкие А-50 тоже поостерегусь, товар штучный, на них первое внимание будет обращено.
Так что, дело явно в другом, постоянное патрулирование Миг-31К в Чёрном море является острасткой для другого рода угроз. Каких?
Отгадка.
Начнём с простого. Что есть такое русский тяжёлый истребитель-перехватчик МиГ-31? Самая совершенная в мире машина, обходящая по характеристикам даже ударные самолёты пресловутого «пятого поколения». Цели (любые, вплоть до малозаметных беспилотников) обнаруживает на дальности до 320-ти километров, после последних модернизаций «Микояны» получили новейшее оборудование и вооружение. Превратившись из перехватчика самолётов узкой специализации в настоящую многофункциональную боевую платформу.
Это сегодня дополнительно воздушный командный пункт, центр взаимодействия с наземными комплексами ПВО, корректировщик и наводчик для ракет с других самолётов, находящихся в режиме радиолокационного молчания. Эффективность бортового вооружения класса «воздух-воздух»: дистанции от 280-ти километров, диапазон высот от ста метров до тридцати километров, единовременное сопровождение десяти целей, поражение — шести. Манёвренность на грани фантастики. Как и другой мировой рекорд, дающий по праву Миг-31 называться «метлой неба», ни один серийный воздушный аппарат не способен уничтожать до 95% крылатых ракет. Самых малозаметных, идущих по сложным траекториям.
Может... здесь и кроется отгадка? Таскать круглые сутки гиперзвуковые «Кинжалы» над Чёрным морем, сжирая небезграничный ресурс одного из самых тяжёлых и дорогостоящих самолётов ВКС России — такая затея смотрится немного странной, если честно. Кто там у супостата будет знать доподлинно, в воздухе Миг-31К или может... пары МиГ-31БМ поднялись. С неизвестным набором ракетного вооружения. Или Миг-31И (Д), пресловутый «охотник за спутниками» с секретными анонсированными ракетами для низких околоземных орбит. Гадай сколько угодно, тут дело в другом.
Как только «тридцать первые» взмывают в небо, кое-где у наших непутёвых соседей включаются сирены воздушной тревоги. Очень много где сразу, поскольку гиперзвуковые «Кинжалы» считаются кошмаром и проклятьем всего НАТО. Нет от них спасения и защиты, хоть целым залпом батареи ЗРК Patriot в него шмаляй, да толку ноль. Работающие круглые сутки сирены воздушной тревоги — это хорошо, как и перемещение перебежками всякой импортной шушары, сегодня выполняющей командно-штабные функции у сечевых стрельцов и гайдамаков. Плюсом — надёжно закрытое крымское небо от летающей пакости типа «Скальпов» и «Шторм Шэдоу». Круглосуточно.
А коль уж Верховный сообщил недоумевающим американцам, что поставками ракет ATACMS они «втянулись в войну» напрямую, то теперь мяч на нашей стороне. Поэтому дерзновенно предположу: беспрецедентная и неведомая уже четыре года плотность 18-го октября у берегов Крыма самолётов и БпЛА США (RQ-4 Global Hawk, самолёт радиоэлектронной разведки Bombardier Challenger 650 Artemis, пара противолодочных P-8A Poseidon) — вынуждает поднять в небо лучшие в мире перехватчики. Выльют они цистерну керосина на обнаглевших янки или начнут в излюбленной русской манере совершать «опасные манёвры и сближения» — неважно, зубы пора показывать. Достали, чесслово...
И последнее. Наличие постоянного дежурства столь могущественных и вооружённых истребителей с гиперзвуком на борту вполне может стать началом (в любой момент) стратегической наступательной воздушной операции. «Кинжалы» предназначены для уничтожения оставшихся систем ПВО, особенно импортного производства, по каждому вспыхнувшему радару будет прилетать неотразимо. Осталось малое «допилить» в этой схеме. Но тайну военную раскрывать не буду, а специалисты поймут, о чём речь. Хорошо сказал Верховный, глубоко копнул сразу в нескольких местах. Нашим заклятым партнёрам есть, над чем подумать.
https://telegra.ph/Est-takaya-profes...zvedchik-10-19