15.09.2023г.

Исторические напёрстки




Итак, двое суток Севастополь и Крым в состоянии повышенного напряжения, наши заклятые партнёры с Островов за проливом Ла-Манш решили всерьёз заняться Черноморским флотом. Как обещали. Если вчера запущенные с территории Дикого Поля беспилотники были сбиты (ценой поражения одной пусковой установки комплекса ПВО С-300, но это неточно), то вот ночь ранее принесла не очень радостные известия: из десяти запущенных ракет воздушного базирования «Storm Shadow» (согласно радостной реляции командования Повитряных сил) — три прорвались к судоремонтному заводу им. С. Орджоникидзе. Повреждены подводная лодка и десантный корабль.

То есть, 70% эффективности системы противоракетной обороны фиксируем. Это... плохо, очень плохо. Флот взбодрился и безэкипажные дроны покрошил все за двое суток, но чепчики вверх подбрасывать рано, то лишь разведка боем, британцы и американцы обязательно нарастят «мощь залпа» и начнут комбинировать силы и средства.

Мы ещё не видели эшелонированные атаки с обилием ложных целей и «пустышек», чередования ракетных ударов с группами дронов-камикадзе, одновременные заходы ракет с моря и суши. Давно репетируемые Королевским флотом и ВВС США после неоднозначного по результатам нападения в 2017-м на сирийскую авиабазу «Шайрат».

Насколько сужу по открытым источникам — крылатые корабельные «Томагавки» признаны так себе оружием, ставка сейчас делается на припасы воздушного базирования после того штурма сотней ракет (с пустышками).




Почти все комментаторы вспомнили обещание министра обороны Сергея Шойгу: мол, «применение ракет «Storm Shadow» вне зоны проведения специальной военной операции будет означать полноценное втягивание США и Великобритании в конфликт и повлечёт незамедлительные удары по центрам принятия решений на территории Украины», конец цитаты.

Оставим за Генштабом пресловутые «удары возмездия», как и бреши в комплексной системе ПВО/ПРО Крыма. Постараемся собрать воедино реальные угрозы и риски. Первая из которых — система наведения на цели, целиком и полностью обеспеченная средствами НАТО.

Именно получаемая регулярно информация о наших радиолокационных полях позволила (с высочайшей долей вероятности) произвести тот самый удачный пуск британских крылатых ракет из-за острова Змеиный, все остальные маршруты предсказуемы и давно надёжно перекрыты. А вот держать в поле зрения стремительную «Storm Shadow», буквально стригущую гребни волн... та ещё задача.

С появлением более дальнобойных ракет типа германской «Таурус», американской «экстремальной дальности» AGM-158B-2 JASSM-XR (полёт от тысячи километров и дальше в зависимости от модификации), эти малозаметные поганцы смогут влетать вообще с любых направлений на территорию полуострова, «нырять» в ущелья ЮБК, использовать в качестве прикрытия сложный рельеф, заходить в тыл объектовому ПВО/ПРО, находить разрывы между дивизионами, максимально запутывая свою траекторию полёта. Рецепт здесь один для безопасности — ещё более уплотнять оборону, размещать ещё больше средств обнаружения на разных направлениях.

Как показал успешный прорыв к судоремонтному заводу им. Орджоникидзе, даже пара-тройка ракет их десяти запущенных — более чем приемлемый результат для наших заклятых партнёров. Получив обещанный авиаполк F-16, опасность массовых пусков станет критичной, с трудом представляю себе, сколько целей может повредить или уничтожить залп из 50-80 крылатых ракет, даже если будут сбиты 90% припасов.

Что для любой ПВО/ПРО в мире считается отличным результатом, если речь идёт о малозаметной и умной «высокоточке». Это мы ещё не сталкивались с британскими противорадиолокационными ракетами ALARM, способными атаковать многофункциональные РЛС с углом пикирования 90 градусов из «воронок мёртвой зоны», где зона обзора радара слепа, а полуактивное РЛ-самонаведение поганки может привести к уничтожению дивизиона тех же «Торов» и С-300ПС. Против которых ракеты британцами и создавались.

Сегодня они валяются на складах, числятся устаревшими с 2014-го. Лукавство, просто деградация Королевских ВМФ и ВВС не позволяет размещать их на нужном числе носителей, а в спину толкают контракты с американскими оружейными корпорациями о покупке более совершенных и дорогих изделий. Так что ждём «сюрпризов» и от данных ракет, что их завезут много и быстро — нет сомнений.





Пассивная оборона.


Хороша ли она в Крыму? Да, этот позиционный район является одним из самых насыщенных в плане ПВО/ПРО на планете. На языке специалистов: наиболее производительный и живучий, поскольку использует смешанный принцип формирования группировок. Размещённых не только на полуострове, но и на территории «материковой» России. Здесь применяется пресловутая «сетецентричная» система, в которую включены: комплексы зенитных управляемых ракет с активными головками самонаведения (выстрелил и забыл), способными поражать цели в случае обнаружения как своими РЛС, так сторонними средствами целеуказания.

Тут список тоже внушительный: самолёты дальнего радиолокационного дозора и наведения А-50У, тактические истребители, оснащённые мощными бортовыми РЛС, наземные и корабельные обзорные/многофункциональные радиолокационные комплексы. Сообщаются все средства обнаружения/целеуказания и сопровождения автоматизированными системами управления («Поляна-Д4М1», «Байкал-1МЭ», «Ранжир»).

Заточена вся эта Система на отражение стратегической воздушно-космической наступательной операции НАТО, когда наносится в несколько эшелонов несколько массированных ракетных ударов. С моря, суши и воздуха, со всех возможных типов носителей. Автоматизированные «Поляны», «Байкалы» и «Ранжиры» могут определить наиболее приоритетные и опасные средства поражения, навести на них подчинённые батареи, дивизионы и полки зенитно-ракетных комплексов семейства С-300/400, «Бук-М1/2/3», «Тор-М1/2», «Панцирь-С1», «Тунгусска-М1», даже переносные «Иглы» в руках солдат.

Возможно перегрузить эту Систему? Нет, одна машина АСУ «Байкал-1МЭ» может сопровождать пять сотен трасс целей по фронту три тысячи километров, распределяя их поражение между двумя дюжинами комплексов ПВО. То есть, «глобальный удар» отразить может, а вот с частными эпизодами наблюдается проблема, как оказалось.




Не только у нас, в 2017-м Пентагон заказывал математические алгоритмы моделирования успешности массированных атак в рамках стратегических воздушно-космических наступательных операций по себе любимым. Результатом стали «Пёрл-Харборы» в любой точке мира, где только находятся эшелонированные системы ПВО/ПРО. От Гавайев и Европы — до Аляски и Вашингтона. Для того, чтобы перехватить все воздушные цели, должны сложиться идеальные условия готовности.

Во-первых, должно быть в наличии достаточно ракет в противоракетном/противоздушном залпе. Полуторное количество минимум. Второе — бесперебойно работать система полноценной двухсторонней связи между наземными комплексами с зенитными управляемыми ракетами и воздушными перехватчиками класса «воздух-воздух». Чтобы не было ситуаций, когда на одну цель (обычно идущую первой) устремляется сразу несколько боеприпасов, оснащённых активными головками самонаведения.

Третье — практически невозможно гарантировать в случае неожиданного нападения нахождения на боевых постах всех компонентов целеуказания и обнаружения: самолётов ДРЛО и тактических истребителей, боевых кораблей с терминалами обмена данными. Наземные радары — это хорошо, но против некоторых типов крылатых ракет, ударных беспилотников и боеприпасов дальнобойных РСЗО они бессильны, требуется «резервное» обеспечение от других средств обнаружения/сопровождения и поражения.

А если в первой волне атаки с обилием противорадиолокационных ракет повреждаются решётки или аппаратные центры наземных РЛС... считай, что выпущенные противоракеты улетели в «молоко» за редким исключением. Подстраховать могут только очень мощные бортовые системы немногих типов боевых самолётов, рискуя «сиянием излучения» быть обнаруженными и получить зенитный боеприпас с активно-пассивными головками самонаведения на свою крылатую станцию.

Не забываем ложные цели с постановкой помех, та ещё гадость в эшелонах атаки. Это ещё в уравнение не подгружаю семейство управляемых ракет большой дальности «Meteor», которыми оснащаются истребители ВВС Швеции «Gripen» (помните, как пан гетьман клянчил их даже у короля), а также французские «Dassault Rafale» с интернациональным «Eurofighter» и американскими F-35B.

Этот тип боеприпаса считается в НАТО самым перспективным для поражения Крыма, учения в Средиземном море показали: при наличии в залпе свыше четырёх десятков «Метеоров» (при условии подсветки целей AWACS-ами или корабельными радарами) — все передовые радарные посты нашей ПВО/ПРО морского и наземного базирования получают серьёзные повреждения.






Что делать?


Не специалист в противоракетной обороне, а мнения двух опрошенных экспертов разнятся. Но оба тащ офицера сразу отмахнулись от предложения кирзового дилетанта обнулить аэродромную структуру Дикого Поля. Отциклевать её до полного неработоспособного состояния можно только сверх-могущественными боеприпасами с не самой экологичной начинкой, а против всего остального есть либо железобетонные укрытия для боевых самолётов (поди угадай в каком есть цель, а каков пуст), либо... средства разведки НАТО.

Предупреждающие о пуске наших крылатых ракет. После тревоги начинается дежурный переполох, массовый взлёт бортов и манёвры на сверхмалых высотах вокруг своего аэродрома. Либо перелёты на другие с возможностью приземлиться на автострады, таких аварийных площадок заготовлено немало. Для выведения из строя взлётно-посадочных полос, повторюсь, нужны или ковровые бомбардировки специальными кассетными бомбами, или могущественные припасы, все остальные повреждения «высокоточкой» заделываются почти мгновенно.

Появление целого авиаполка истребителей F-16 с явно не доморощенными пилотами можно будет считать началом очередной «Битвы за Севастополь», они предназначены не для зоны СВО и уж тем более наёмники не горят потягаться с нашими асами в воздушных схватках.

Самолёты станут платформами для запуска самых разнообразных и современных крылатых ракет, нас ожидают волны атак с применением всего спектра западного арсенала. От уже привычных HARM и «Storm Shadow» в различных ипостасях. Из немца обязательно вытряхнут более дальнобойные «Таурусы», а особая надежда будет возложена на американские JASSM с тысячей км дальности.

То есть, готовность к пуску более пятидесяти ракет воздушного базирования, способных заходить под разными углами и с неожиданных направлений, — должна быть полной. Рецепт в виде развёрнутых морских дозоров из кораблей Черноморского флота класса «Каракурт» (малый ракетный корабль с установленными комплексами «Панцирь-1С» или «ТОР-2») моими опрошенными экспертами тоже признан негодным. Они могут стать предметом охоты и не смогут отбить массированную атаку из безэкипажных дронов, противокорабельных ракет воздушного и наземного базирования, если будут засечены барражирующими над Чёрным морем БпЛА «Reaper».





То есть, решение должно быть комплексным. От наращивания эскалации и превентивных «опасных в пилотировании» трюков, отгоняющих от полуострова наглых соглядатаев и наводчиков стран НАТО. До... ассиметричных действий в других точках земного шара, вплоть до нанесения чувствительного ущерба инфраструктуре наших заклятых партнёров.

Но это компетенции военно-политического руководства страны, а из неотложных практических шагов пока видится только глухая позиционная оборона. Больше РЛС, больше «Панцирей» на стратегических объектах, постоянное воздушное дежурство самолётов ДРЛО и перехватчиков МиГ-31, способных бороться с крылатыми ракетами.
Без 100% гарантии.

Тащ офицеры при разговоре ничего нового не сказали, разочарую Читателей. Нужно больше радаров для полного перекрытия «слепых зон» системы ПВО/ПРО, больше ракетно-пушечных комплексов на направлениях сверхнизкого подхода крылатых ракет, драконовские меры безопасности и скрытности от действий вражеской агентуры на самом полуострове.

И готовиться к массированным атакам, когда полетит и приплывёт отовсюду. Переделанные бывшие зенитно-ракетные С-200, тактические ракеты MGM-140 ATACMS для РСЗО HIMARS, украинские «Нептуны» с импортными «Гарпунами», вся номенклатура высокоточных припасов воздушного базирования. Рои дальних беспилотников всех типов, безэкипажные морские дроны и т.д.

Но даже здесь несколько процентов «прохода» будет, нет в мире непроницаемой системы ПВО/ПРО, если находишься в глухой обороне и не наносишь немедленных ответных ударов по корректировщикам и центрам управления воздушных атак. Либо не создаёшь полигонные условия с полной и многоуровневой системой безопасности, где мышь не проскочит мимо замаскированных и молчащих до поры зенитных комплексов.

Так что выбор у руководства страны невелик. Либо готовиться к неизбежным потерям Черноморского флота и портовой инфраструктуры (надолго ли того и другого хватит), либо... дать понять владычице морской — она вступила в войну. Со всеми вытекающими и очень печальными последствиями. Есть и третий путь, но он лежит посуху...


https://telegra.ph/Replika-o-massiro...-na-Krym-09-15