08.09.2023г.

Исторические напёрстки




Опять хлопают крыльями, бурлят негодованием, искрят возмущением впечатлительные граждане. А многочисленным экспертам есть повод поупражняться в самом неблагодарном деле на свете — составлении прогнозов. В принципе, формально повод для беспокойства существует: намедни официальные власти Армении сообщили, что в этом месяце будут проведены «манёвры с американскими военными в рамках подготовки к участию в международных миротворческих миссиях».

Речь, как понимаю, о давно стоящих в планах «американской империалистической военщины» учениях «Eagle Partner-2023» (спойлер — таковые под разными вывесками сотни в год проходят). Что на них обычно отрабатывают, спросите... Миротворство всякое. Стандартно подобные шашлычно-винные мероприятия моделируют несколько сценариев «стабилизации пограничных конфликтов».

Сначала примчатся с мигалками местные копы, оцепят небольшой район и установят блок-посты. Следом появятся грузовики и БТР с военными (числом до роты-другой) и устроят перед толпой сверкающих звездами и кокардами «наблюдателей» аттракционы выгрузки, построений, неторопливого бега трусцой к назначенным рубежам.

Там будет осмотр оружия и молодецкой выправки, инструктажи, раздача разнообразных «наставлений» погранично-фильтрационного характера, проверка автомобилей, эвакуация чего-нибудь незначительного. Выезды на полигон мобильных систем ПВО, РСЗО, нескольких танков, взаимное козыряние «партнёрам», балаган с совместным разглядыванием карт.

Главное в «учениях» — это развёртывание нескольких полевых пунктов связи и управления, где делегаты двух стран на ломаном английском свяжутся с несколькими гражданскими администрациями, министерствами в столице, командованием «миротворческой миссии». Поглядывая украдкой на накрытые в павильонах столы и принюхиваясь к ароматам национальной кухни. Вот что такое отработка «миротворческих миссий», обычно прижимистые янки больше батальона не собирают.

Как понимаю, важен информационный и политический контекст этих десятидневных (11-21 сентября) мероприятий. Да, он чуть горчит: Армения отказалась проводить давно запланированные на её территории учения ОДКБ «Нерушимое братство-2023» в январе по откровенному провокационному и лживому поводу. Мол, зловредная Москва не оказывает «должной поддержки Еревану в ходе идущего армяно-азербайджанского конфликта». Перчика в хаш подсыпал намедни и варчапет Пашинян, наговорив с три короба итальянскому изданию «La Repubblica» на целую ноту протеста российского МИДа.

И на взрыв вполне ожидаемого возмущения. Здравомыслящим и образованным армянам, как и добрым русским людям, противно слушать утверждения, что «стратегической ошибкой является решение Армении в 100% случаев полагаться на Россию в вопросах безопасности и поставок вооружений» и т.д.

А особо нервные граждане посчитали оскорблением своего имперского духа... визит супруги г-на Пашиняна в Киев, на гламурный междусобойчик каких-то «первых леди».

Кремль, конечно изобразил «обеспокоенность», поскольку на фоне информации об армяно-американских учениях Азербайджан затеял нехилые такие передислокации войск не только в районах Нагорного Карабаха, а вообще по всей границе с Арменией. Глядя на расположение шести довольно сильных группировок (каждая пока насчитывает две-три бригады с частями усиления), любому понимающему в оперативном планировании понятно — чётко обозначены цели и задачи возможной операции по «принуждению к миру» путём масштабного вторжения. Более амбициозной, нежели три года назад.





На этом фоне лихорадочные прыжки пашинянской информационной «сетки» и официальных СМИ, разнообразной клиентеллы Сороса и ряда непонятно с какого рожна возбудившихся российских ресурсов... вокруг учений США-Армения создаётся нездоровый ажиотаж. Ну, побегают недельку-полторы три сотни вояк, сожгут несколько тонн солярки (и не менее — коньяка в желудках), забросают «Тик-Ток» своими похмельными физиономиями на фоне красивых гор — что с того?

Азербайджанцы и турки убоятся решить свои перезревшие проблемы с изворотливым и запутавшимся в «многовекторности» наёмным сотрудником посольства США и блогером Пашиняном? Не убоятся. Наши миротворцы в Карабахе пострадают или военная база в Гюмри будет блокирована? Возможно всё, но делать далеко идущие выводы поостерегусь. Как без жёсткой реакции (какой именно?) Кремля состоится внезапное превращение трусоватого варчапета в психически неуравновешенного Саакашвили-2008. Это передёргивание.




Сны Пашиняна.

Будем рассудительны и постараемся в словоблудии малообразованного блогера на зарплате фондов Сороса понять его истинные намерения. Благо, больших интеллектуальных усилий для понимания такой публики прикладывать не нужно, калибр не тот, чтобы называть сие недоразумение — национальным лидером, даже крупным региональным политиком. Ключевую фразу в интервью Пашиняна итальянским журналистам найти нетрудно, она звучит в контексте «неисполнения русскими гарантий безопасности в регионе Южного Кавказа»:

«Однажды мы можем проснуться и увидеть, что России больше нет здесь».

Это называется целеполагание. Когда лидер страны не рассуждает о собственных усилиях по выживанию суверенитета Армении, а спит и видит, чтобы России не было в регионе. Обычный и очень дешёвый популистский приём для перекладывания проблем с больной головы на здоровую. С чего вдруг добровольно «Россия уйдёт», мама на обед позвала или друзья-хулиганы на гоп-стоп?

Россия прекрасно осведомлена, что случается, когда на Южный Кавказ приходит турок. И уже достаточно насторожена, видя, как соросовская клиентела подвела Армению к пропасти.

Намеренно проиграла войну 2020-го года, пальцем не шевелит в укреплении обороноспособности, мобилизационных мероприятий не проводит, официально сдала Нагорный Карабах без встречных условий соблюдения национальных интересов там проживающих общин. При этом старательно постаравшись затолкать в конфликт с Азербайджаном (читай — Турцией) весь ОДКБ. Мол, вы там войска вводите быстрее, агрессию отражайте, а самый хитрый из армян будет щёки наедать шашлыком и злоупотреблять виноградным на Севане, как привык.





Взывая между витиеватыми тостами к международному сообществу, что плохие русские не исполняют взятые на себя обязательства по безопасности в Нагорном Карабахе. Какие именно? Распутывать бесчисленные мелкие провокации обеих сторон оружием? Пытаться в перманентных и лютых интригах армянских элит и общин по всему миру разглядеть хоть единый проблеск настоящей политики и понять, что является национальными интересами этого государства?

Давайте начистоту. В наших культурно-образовательной, научной, информационной, экономической и управленческой сферах немало этнических армян. Кто-то родного языка не знает, являясь потомственным «москвичом» или обитателем провинциальных областных центров, кто-то «понаехал» за последние тридцать лет, махнув рукой на творящийся в Армении бардак, так и не дождавшись обещанного Сингапура.

Публика выехала в основном состоятельная, очень влиятельная и деятельная, привезя (по большей части) в Россию «ключи процветания» своей родины: региональную торговлю, переработку, железную дорогу, энергетику, банковский сектор и сферу финансовых услуг, оборонку, все инфраструктурные и логистические мощности. Немалые интеллектуальные ресурсы, что особо важно. Этнические армяне являются популярными экспертами и журналистами, влиятельными лидерами общественного мнения, гармонично вписываются в ткань общества России куда ярче и органичнее, нежели некоторые другие народы и этносы.

А теперь вопрос: почему армянские общины старательно обходят своим немалым влиянием судьбу братьев и сестёр Нагорного Карабаха и особенно — внутреннюю повестку Армении? Блестяще рассуждают о геополитике, компетентно дают расклады в любом регионе мира, знают, что хорошо и плохо для России... при этом используя формулу умолчания для своей «независимой» страны. Свой ответ давать не буду, он лежит в двух плоскостях: полном отсутствии интереса к происходящему в «независимой Армении» и многовековой истории взаимопроникновения наших культур и человеческих отношений.

Когда только Россия являлась гарантом выживания небольшого христианского народа во враждебном окружении ислама и экспансии. А теперь она с огромным удивлением наблюдает, как политики Еревана (ещё до Пашиняна) ведут своих единоверцев к очевидной катастрофе. Требуя от русских стать куда большими армянами, нежели сами армяне.





Что может сказать Россия, когда Пашинян заявляет: Карабах — неотъемлемая часть Азербайджана, а Ильхам Алиев это подтверждает. Кто теперь и кому должен стать доктором, если очевидно: пока вопрос с правовым статусом населения Карабаха не будет улажен принципиально, граждане непризнанного Арцаха не получат гарантий культурно-религиозной идентичности — Россия никуда не уйдёт.

Иначе Баку будет действовать сообразно своим законам и Конституции с неизбежными кровавыми эксцессами, но никто не посмеет упрекнуть азербайджанцев и турок в этнических зачистках. Но Пашинян очень хочет проснуться и увидеть — русские миротворцы чудом испарились.

Потому что, видите ли, не желают вместо Пашиняна воевать. Хотя Владимир Владимирович язык стёр, деликатно напоминая: роль наших миротворцев (как любых других) дождаться, пока стороны закончат маяться «геополитикой» и подпишут мирный договор. Не выступая ни на чьей стороне. Но армянскому варчапету подавай Францию, США, НАТО и чёрт знает кого ещё в миротворцы, как будто они будут допущены в сердце конфликта. Даже Ильхам Алиев с султаном Эрдоганом такого не позволят, их всё устраивает в развитии ситуации. Чуть терпения, и Армения сама сдаст бастионы суверенитета при таком-то правителе.



Болезнь лимитрофа.

Теперь несколько мыслей о безмятежном спокойствии Кремля, на все попытки себя спровоцировать отвечающего пустыми фразами усатого папы красавицы Лизы Песковой. Тут вижу интересную игру, на которую сознательно идёт Владимир Владимирович, отстранивший от проваленной политики «мягкой силы» своё внешнеполитическое ведомство.

Уговоры, стоическое терпение, инвестиции, прямой бюджетный подкуп фантастическими кредитами, льготами и преференциями — желания сыграть в наглую «многовекторность» нашими обожаемыми «партнёрами» на постсоветском пространстве не отбили. Наоборот, подстегнули действовать более нахраписто. Как оно могло быть иначе, вопрос другой и явно не последнего десятилетия, нет смысла рефлексировать теперь.

В чём заключается «Большая Игра»? Создать несколько клубов государств, в той или иной мере желающих вести самостоятельную политику вне прямых директив США. Первые результаты есть, любо-дорого рассматривать очередь желающих вступить в БРИКС. Или наслаждаться глухотой половины мира на истеричные вопли «изолировать Россию». Китайцы, арабы, индийцы и даже турки ещё до известных событий прошлого года показали зубы, вовсю эксплуатируют свою жизненную необходимость для баланса мировой экономики и безопасности.

Давить на них до появления сока — себе дороже, у Клуба есть крепкая государственность, деньги, региональное влияние. Выкрутятся всегда, даже больших потерь не понесут. Последние полтора года выявили и вторую группу стран, расположенных в Азии, Африке, Латинской Америке. Неожиданно громко начавших рассуждать о своей независимости.
У них положение двоякое, финансовая зависимость от американцев почти полная, но вот что касается выгод торговли и альтернатив приобретения нового «главного партнёра» в лице Китая, который с огромной охотой начнёт осваивать их ресурсы, — просматривается более чем явно.

Поэтому в таких странах больше участников БРИКС заинтересованы в появлении валюты БРИКС. Со всем положенным ритуалом — альтернативным Банком, эмитентом новой расчётной единицы, возможностью брать там долгосрочные кредиты и помощь. То есть, сменить главных сатрапов американской гегемонии — МВФ и Всемирный Банк сотоварищи.





А игрища в «покаяние» и ультра-либерализм белого человека они учатся использовать в качестве политического рычага влияния. Какое покаяние бесплатно? Так не бывает, пора поговорить о компенсациях. В рамках предложенного лично Владимиром Владимировичем процесса борьбы с неоколониализмом. За старый рассчитайтесь, кровавый и многовековой, а на счёт «нео» разговор будет особый. Как раньше, резвиться со сменой неудобных режимов во Втором Клубе всё труднее становится Вашингтону, слишком явно торчали уши ЦРУ и Госдепа за прошлыми «цветными революциями». Предупреждён — значит, вооружён.

А с появлением откровенного противостояния Запад-Восток, с такими колеблющимися трудно разговаривать с позиции силы, как Гегемон привык... ведь альтернатива появилась. И неизбежно оформится в новые институты международных отношений. Где экономика — там со временем обязательно появится и политика, как бы лидеры БРИКС не упражнялись в риторике о взаимовыгодных материальных интересах. Торговлю, крупные инвестиции, рынки ресурсов и сбыта, глобальную транспортную инфраструктуру нужно уметь защищать, как и государственность членов Клуба, поэтому интересные события грядут.

Теперь о наших... понятно ком. Всегда самом чувствительном месте любой большой державы — её ближайших географических соседях. В анамнезе России ситуация усугубляется тем, что постсоветское пространство представляет из себя уникальную конфигурацию политических лимитрофов (в академическом смысле этого слова), ранее не имевших традиций государственности, о своих национальных интересах и суверенитете знающих только по вольному изложению исторических фактов старины седой. За последние тридцать лет выучивших всего один закон политики — коррупционную торговлю своим географическим положением и экономической интеграцией с Россией.

Ах, да... формально опутавшими Москву некими особыми «союзническими» военно-политическими отношениями, если речь об ОДКБ. В мирные времена на потуги забавной «многовекторности» можно смотреть с любопытством и сарказмом, но времена ныне другие. Когда Запад перешёл в прямую конфронтацию с не очень радужными для России перспективами в случае проигрыша — подобные риски «многостульчатости» наших якобы союзников начинают становиться излишним риском, а то и опасностью.





Главная забота воюющего государства не сколько «горячий фронт», а прохладный тыл. Периметр безопасности из буферных государств и политических режимов, способных сохранить прежние экономические связи, не впасть в блуд присоединения к противоположной коалиции, остаться дружественным партнёром, на худой конец — абсолютным нейтралом.

Если быть понятым полностью — сомневавшийся в позиции Турции и Ирана товарищ Сталин сделал ряд очень неприятных для них военно-политических шагов, отбив само желание пойти на поводу стран Оси. Где добрым словом, а где не менее добрым войском. С полностью понятной перспективой его применения.

Тот самый случай для лимитрофов Центральной Азии и Южного Кавказа, политический вес на международной арене имеющих в околонулевых величинах, но в данном конкретном моменте способных сполна побарыжить особым географическим, экономическим и прочим статусом. И чем сильнее будет закручивать гайки Запад, требуя от них изоляции России, тем более убийственные для собственных интересов формулы «многовекторности» наши незабвенные партнёры будут изобретать.

Несмотря на экономические выгоды «параллельного импорта» и добрососедских отношений с Россией — рискнут стать участниками политических процессов. Почему? Такова особая стать лимитрофа, любить дальнего в ущерб интересам ближнего и себя любимого. Примеры, Прибалтики, Грузии и Украины вам в качестве академического аргумента.

Разорюсь в дымину и разобьюсь насмерть, но соседу в тапки нагажу. Постараюсь продать задорого территорию для антироссийской деятельности, даже если дело закончится гражданским противостоянием или войной. Почему так? Никто не ответит, ибо парадокс.



Реалии.

Теперь к началу статьи, почему с огромным скепсисом смотрю на «хлопанье крыльями» в исполнении нашего экспертного сообщества. Коль речь конкретно о Пашиняне и Армении, то сделать из них таран против России не получится по целому ряду причин. Во-первых, Ереван держит крепко за причинное место турецкий султан и его азербайджанский верный паша, политики осторожные и очень опытные, не ровня неправильно закусывающему варчапету.

Имеющие под боком очень раздражённый их «геополитикой» Иран, на появление в регионе эмиссаров США и НАТО способный отреагировать столь принципиально и резко, камня на камне не останется от Великого Турана.

Вторая причина — трудная логистика для развёртывания инфраструктуры НАТО или прокси-структур США хоть в Армении, хоть во владениях наших обожаемых азиатских ханов и беев. С последними воспитательную беседу (в самом крайнем случае) проведёт товарищ Си, если личного влияния Владимира Владимировича будет недостаточно.

С Арменией всё гораздо проще, в ней ещё достаточно национальной культуры и силы древних традиций, чтобы просто так стать манкуртом и наёмником. Усилия Пашиняна максимально мобилизовали «прозападное» крыло общества, но этого недостаточно для противостояния с Россией. Плюс... турок ждёт своего. Так что, из реальных рисков следует ожидать только внутренних потрясений в стане наших «многовекторных» лимитрофов. Если русские, персы и китайцы угодят в какую-нибудь большую неприятность, военную, политическую или экономическую.


А коль Россия выстоит и победит, Китай продолжит успешно строить собственную экосистему на базе БРИКС и ШОС, Иран избавится от угроз прямой войны и вторжения — участь небольших политически, но небывало гордых национально «партнёров» по ОДКБ будет незавидной. Начнут мешать евразийским торговым «мостам» агрессивными действиями — их просто разорят и выбросят с новых рынков. Займут откровенно враждебную позицию под диктовку США — могут получить смуту традиционалистских обществ и всплеск исламского радикализма.





Но если присмотрятся к на редкость гибкой и последовательной позиции Узбекистана (действительно обладающего исторической памятью настоящей государственности) — решат свои проблемы безболезненно. Не в пользу России, Китая или США, а для собственного благосостояния и гражданского покоя.

В восточной политике не зазорно чрезмерно раболепно уважать сильного, при этом найти за столом любого Гегемона собственное местечко, выгодно приторговывая с его недругами или даже смертельными врагами. Вовремя предать не считается смертельным грехом, если не обладаешь государственностью и суверенитетом.

Но есть и другое сакральное знание: когда большие державы начинают выяснять отношения, лучше быть ближе к той, с которой граничишь. Желательно молча, поскольку у большого Соседа может не достать времени брать на себя ответственность за судьбы лимитрофов, потакать наглым желаниям, поскольку своих дел невпроворот.

Поймут это мятущийся Казахстан или пошедшая вразнос Армения... вопрос времени. Поймут. Именно поэтому в Большой Игре наш Владимир Владимирович и занял такую странную, почти отстранённую позицию. Хотите спалить свой дом дотла по приказу заокеанских «союзников» — пожалуйста, только спички с нашей стороны и керосин не получите. Равно как гневных осуждений или в манере хрестоматийных колонизаторов — прямых угроз. Сами, всё сами. Наделаете дел, за них ответите. Если государственность сохраните. Как она может потеряться по дороге — спросите у грузин и громадян. Как именно помогли им «ляхи».


https://telegra.ph/Armyanskie-gorki-...atelstva-09-08