05.09.2023г.

Исторические напёрстки




Признавайтесь, ёкало немного ведь? И после встречи султана басурманского с государем Российским прозвучит усталая фраза «мы в последний раз пошли навстречу нашим партнёрам». Но нет, лучшим комментарием переговоров в Сочи стала короткая реплика от записных интернет-троллей:

«Принимай пышно,
Говори мягко,
Посылай жёстко,
Прощайся тепло».

Действительно, фраза добродушно настроенного Владимира Владимировича «Счастливого пути!» очень походила на «Эй... давай, до свидания!», а двухмесячная истерика турецких СМИ с их прогнозами и ожиданиями закончилась банальным пшиком и вышла паром в свисток. Чего только не было, как только бумага терпела: многоуважаемый Реджеп Тайипович вызвал Путина на ковёр в Анкару после отпевания «зерновой сделки», никаких контактов после покаянной слезницы русского царя не будет, могучая Порта организует торговую блокаду, захватит Сирию, впустит флот НАТО в Чёрное море и так далее, нужное подчеркнуть.

Тонкие знатоки этикета, давно наблюдающие за вполне дружескими отношениями двух лидеров... пребывают в недоумении. 99,9% из публичных тюркологов ошиблись не просто жестоко — более чем полностью. Излишне продолжительных личных переговоров не состоялось, после которых Владимир Владимирович обычно выглядел человеком, чутка переборщившим на дегустации свежевыжатых лимонных соков. Для подкрепления своих пышных инициатив и коварных предложений турецкому султану пришлось понизить статус «лидерства» и звание единоличного «решалы», привезти ко двору русского государя тумен ключевых сановников Высокой Порты.

Для подтверждения гарантий, как говорят злые турецкие языки. Именно поэтому ключевым являлись не общая полуторачасовая парадная встреча делегаций (с учётом времени на переводчиков, успевшая разве что урожай помидоров обсудить) и непривычно короткая (всего-то три часа) очная встреча двух президентов. Куда интереснее смотрятся частные «глаза в глаза» переговоры министров иностранных дел, обороны, финансов, структурного развития и энергетики, глав внешней разведки. Даже нового главу турецкого ЦБ на смотрины привезли (ну да, тут отъявленные гуру хорошему научат).

Что на табло: переговоры для турецкого султана, щедро раздававшего обещания «порешать с зерном», завершились ничем, улыбчивый Владимир Владимирович прикинулся заглохшим танком на бетоне, напомнил о семи требованиях России по «Черноморской инициативе». Неисполнимых для стран Запада, Турции и смешного ООН в принципе, если не отменить увесистые пакеты санкций. Так что фразы про «более глубокую интеграцию», темпы взаимного сотрудничества и прочий рекордный товарооборот пока пропускаем мимо ушей, главный приз остаётся в России, увезти победный зерновой кубок турок не смог. Документы обязывающие в первый раз не подписаны. Принципиально.






О зерне и энергии.


С первым продуктом стало понятно ещё до встречи лидеров в Сочи, на переговорах глав МИД Лаврова и Фидана обсуждались не «хотелки» жадных турок, а лишь «жест доброй воли» Владимира Владимировича о миллионе тонн зерновых для Турции. Точнее — для мукомольной отрасли Оттоманской Порты, за последний год ставшей оружием «мягкой силы» Анкары и якобы спасающей Ближний Восток, некоторые страны Африки и Азии поставками муки с лейблом «Мade in Тurkey».

Теперь ещё одним «спасителем» станет Катар, взявший на себя обязательства финансового обеспечения и морского фрахта всего зернового процесса.
То есть, слова прошлой пятницы, сказанные султаном, «Турция в Черноморской Инициативе не собирается гоняться за приключениями» стали символической капитуляцией и согласием заняться прагматичным бизнесом вместо политических многоходовочек в стиле гаремных интриг турецких владык. Предложили ещё год назад стать «хабом» зерновым и газовым — будь добр соответствовать, быть принципиально независимым и равноудалённым от конфликтующих Востока и Запада.

Хочется отрастить дюжину афедронов и приклеить их к каждому стулу, это понятно. Но есть некий предел, когда отягчающие факторы в виде откровенного терроризма на государственном уровне начинают мешать взаимовыгодной торговле. Надеяться, что Россия рано или поздно не поставит басурманского витязя перед хрестоматийным камнем на развилке дорог и вежливо предложит выбор. Намекая, что главным противником Турции может стать сама Турция, у которой проблем неизмеримо больше, нежели способов их решения. А заявка на супер-олимпийский вес для столь субтильного штангиста выглядит смешно, если не пошло.

К встрече в Сочи турецкий султан подошёл в очень нехорошей форме, в стране обострились абсолютно все застарелые противоречия между политическими амбициями и реальными возможностями государства. Мятущаяся душа султана в желании сделать «мир больше пяти» (намёк на постоянных членов Совбеза ООН) пропустила обязательный для высокого статуса — фактор лидерства под названием «энергетическая независимость», словно поучительный пример Великобритании впрок не пошёл. Высокомерно посчитавшей, что... всё купит.

Да, англичанка купит, щенячьей преданностью перед хозяином отсрочит свои пышные похороны и даже поминки накроет за счёт загнувшейся Старушки. Только Турция — не Англия, страна не имеет возможности через одну из самых старых бирж умело барыжить влиянием, а благодаря банковскому консорциуму претендовать на лидерство в колониальной политике Запада.

Лондон выживет в том или ином виде, либо окажется последним блюдом в меню облопавшегося Гегемона, но пока толстый сохнет, тощий султан сдохнет, простите за грубость.

Считаем: прошлый год обнажил блеск и нищету турецкого берега, 73% сожжённых энергоресурсов Турции — импорт. Полсотни миллионов тонн нефти и продуктов из неё, 55 миллиардов природного газа. Удовольствие обошлось только султанской казне в 80 миллиардов долларов, а есть дополнительные закупки угля. Всё бы ничего, но прошлогоднее землетрясение вытряхнуло из последних резервов более сорока миллиардов на восстановление инфраструктуры и социальные выплаты. Пробоина в девять процентов ВВП (энергетика и восстановительные мероприятия) слишком велика, чтобы залатать её самостоятельно, нужны энергоресурсы. Много и желательно даром.





Возможность была, но турецкий султан умудрился перейти на «рыночные отношения» взамен льготных почти со всеми поставщиками: трубопроводный газ из Азербайджана, Туркменистана и Ирана, иракская и сирийская нефть... медленно и верно подорожали из-за многовекторных метаний Анкары, блефовавшей отчаянно то на катарском транзите, то на фантастических шельфовых проектах.

Даже вассальные пашалыки почесали под головными уборами и решили шерсти клок состричь, прежде чем стать ненужными султану. Обманувшего самого себя.

Попытки заставить поверить в такой блеф Россию можно считать успешными, мы продолжаем оставаться главным и стабильным поставщиком всех энергоресурсов: газа, нефти, а теперь и кузбасский полуантрацит чёрной рекой хлынул на берег турецкий.

А султанская Порта тихо-тихо и без единого официального сообщения снизила «экологические требования» к качеству ввозимого ископаемого топлива. До сотых долей процента уложившись в характеристики даже бурых русских углей.

Гордость уязвлена, а предложенный Владимир Владимировичем проект «турецкого газового хаба» упёрся в очередную многоходовочку султана, возомнившего себя вершителем судеб экономических процессов «моста» между Европой и Азией. Мы честно и ответственно подготовили технический проект второй нитки «Турецкого Потока», уложились в кратчайшие сроки согласно указаниям Президента. А что же турки, так долго нас обхаживавшие?

А у них конь не валялся в обещанном проекте расширения газовых хранилищ для голубого топлива. А ведь это является незыблемым условием существования любого хаба, обязанного благодаря накопленным запасам регулировать баланс добычи/потребления, держать комфортные цены на среднесрочную перспективу, не заставлять клиентов метаться по спотовым биржам. И второе задание, которое Владимир Владимирович поручил Реджепу Тайиповичу в качестве домашней работы (обеспечить стабильный спрос на русский газ в долгосрочной перспективе на европейском треке), — тоже не выполнено.

Европа в своей самоубийственной гордыне скорее ноги протянет и разорится на СПГ, чем согласится получать из русского Мордора агрессивные молекулы углеводорода. То есть, проданная нам гибкость султанского позвоночника в Старушке была выпрямлена и зафиксирована дядями из-за океана. Дешёвого газа для конкурента Гегемона не будет. А раз так — то и барышей посредника тоже. Очередные пустые обещания Москве «договориться за газ» и угрозы организовать «миграционный кризис» Брюсселю... оказались, мягко говоря, блефом.





А тут ещё замаячила безрадостная перспектива лишиться другого важнейшего энергетического проекта — строительства на наши кровные второй после «Аккую» атомной станции. Если первую начали строить в рамках «сирийского размена» сфер влияния, то что может без пяти минут банкрот предложить сегодня улыбающемуся Владимиру Владимировичу? Куда не кинь — лимиты выбраны, исподнее заложено, кредитные линии на доверии исчерпаны. А достраивать «Аккую» ускоренными темпами нужно, как и закладывать вторую АЭС. Иначе газовые контракты проедят в турецком бюджете такие дыры через пять-семь лет, судьба Великобритании и Германии мёдом покажется.



Не нарушай заповеди.


Основатель турецкой государственности новейших времён Кемаль Ататюрк завещал своим политическим потомкам всего три простые заповеди внешней политики: не сориться с Россией, не вмешиваться в дела арабов, не следовать в русле интересов колониальных держав.

Можно разно относиться к этому интеллектуалу-нацисту, но Великий Тюрк был слишком искушён в исторических вопросах бесславного падения Османской Империи, безошибочно выхватив причины её деградации и поражения. Не в коня корм оказался.

Сразу после ухода Мустафы Кемаля в политическую тень турки взялись за старое, Исмет Инёню и Махмуд Джеляль Баяр втащили Анкару в блуд антирусских игрищ сначала на стороне Третьего Рейха, а потом запрыгнули в лодку НАТО. Словно деревенские слабоумные, развесили уши и уверовали — будущее Турции находится в Европе. Тем самым запродав свой неокрепший суверенитет с потрохами англосаксам. Небывало гордясь званием «южный фланг Альянса». Так и остались с этой почётной грамотой вашингтонского и брюссельского обкомов. Сидя в прихожей ЕС десятки лет, сдав экономику транснациональным паукам и Лондонскому Сити.

Был шанс после распада СССР вновь стать самостоятельным игроком, звучали ведь трезвые предложения от главного реформатора и отца индустриализации современной Турции президента Сулеймана Демиреля в девяностые годы: Анкара должна помочь Москве не допустить хаоса в Средней Азии и на Кавказе, привлечь в евразийское пространство «турецкого моста» всех крупных мировых игроков — США, Европу, Китай, арабский Восток. Только для ведения выгодных торговых дел без хитрых политических обременений.



С. Демирель

Кто бы его слушал или читал труды по экономическим вопросам, где турецким по белому писано: маниакальное увлечение политиков Анкары «международными договорённостями» приведёт к состоянию начала ХХ века. Когда немощная экономически Османская Империя оказалась неспособной вести внешнюю и внутреннею политику из-за спутавших ей ноги-руки международный «отношений». Как дряхлую Блистательную Порту купили на корню концессиями и заставили ввязаться в мировую войну. А любые попытки потом устроить «разворот на Восток» заканчивались жёсткими выволочками от «западных партнёров».

Порочность извращённого имперского мышления и жажда реваншизма — это как раз про Реджепа Тайповича, в самом начале своего правления расставившего на дюжине шахматных досок фигуры, но не способного хоть одну партию довести до победного конца. Проиграв, либо едва-едва сведя к ничьей одну — немедля начинает две новые. Греция, Кипр, Сирия, Южный Кавказ, Средняя Азия, «лидер всего мусульманского мира», Великий Туран от Балкан до Якутии, повелитель миграционных потоков и основатель всевозможных «хабов»... всё в вечном процессе игры. А число врагов и недоброжелателей растёт, приличные люди косятся.

О чём и предупреждали Кемаль Ататюрк и Сулейман Демирель: по одёжке протягивай ножки, дорогой соотечественник. Не ввязывайся в разборки великих держав, не имея прочного фундамента экономики и гражданского мира. Куда ни кинь сегодня — всюду клин. С греками и киприотами вопрос в свою пользу не решить — тут шерсть дыбом поднимается у французов, в Сирии курдский узел без русских и американцев тоже не распутаешь. В Центральной Азии с Великим Тураном без благословения китайцев дела не идут, арабы Залива и персы разобрались в первоисточнике своих трений, Анкару заклеймили «наёмником по контракту» с англосаксами. Даже остро нуждающиеся в деньгах и поддержке талибы на дверь указали из разорённой страны, послушав наглые требования усатого султана.

Отщипнув по мере сил от всех лепёшек и хлебов, Реджеп Тайпович закономерно пришёл к ситуации, когда все «партнёры» начали задавать вопросы и требовать исполнения обязательств. Эрдогана можно по праву считать наиболее последовательным строителем Османской Империи 2.0, только вот повадки у турецкого прораба часто оказываются сомнительными, смесь шантажа, угроз и авантюризма всё меньше производит впечатление даже на инфантильных европейцев. Открыто потешающихся над султаном в части его «принципиальности» по вопросу вступления Швеции и Финляндии в НАТО, заискиваниях в Вашингтоне перед немощным Джо и «танцем дервиша» перед бодрым Владимиром.

Выводы накоротке будут. Не считайте, что автор с пренебрежением относится к личности Реджепа Тайповича или тем более — самой Турции. История скажет: с южным нашим соседом просто не бывало никогда, даже полуживой турецкий волк был способен устроить проблем русскому медведю благодаря уникальному геополитическому положению.

Никогда Турция не будет другом, союзником, даже попутчиком. Или с уважением относиться к интересам добрых русских людей. Мародёром, врагом, коварным предателем скорее, если чуть-чуть почувствует слабину. Именно поэтому столь противоречивы и сложны отношения двух лидеров, а качели межгосударственных контактов вызывают приступы тошноты у слабых вестибулярным политическим аппаратом наблюдателей.





Импульсивный турецкий султан хочет «укреплять и развивать» всё и везде за наш счёт, а спокойный русский государь старается непомерные амбиции новоявленной Империи привести к общему знаменателю баланса интересов, как завещал Великий Тюрк Мустафа Кемаль.

И время пришло, судя по всему. Рост товарооборота впечатляет, перспективы тоже неплохие выйти с сегодняшних семидесяти миллиардов в год на сотню через пару лет. Если наш «дорогой друг» закончит маяться многовекторной дурью и займётся экономикой с финансами.

Именно так, поскольку либеральная модель устройства Центробанка Турции (как и нашего) довела национальную валюту до цугундера, лира даже после запредельных ставок рефинансирования ЦБ болтается у отметки «27 к $1» (а помните другие благословенные времена?), по всем прогнозам устремится к тридцати. Инфляция, несмотря на все предвыборные усилия разгоняется, годовая отметка в 60% пройдена, налоговые сборы катастрофически падают, малый и средний бизнес банкротится, продукты подорожали более чем на 70% за полтора года.

Это что? Это называется многовекторностью, бесконтрольным допуском в курятник хищного западного хоря в лице многослойных прокладок транснациональных корпорации и фондов. Начавших выводить прибыли и часть активов из Турции. Только за первое полугодие 2023-го создав парадоксальную ситуацию с кризисом платёжного баланса, оказывается «хаб всего на свете» имеет дефицит почти в 38 миллиардов долларов. Закрыть в един момент такую дыру могут только надёжные инвестиции, выдать их могут лишь страны БРИКС, либо монархии Аравийского полуострова оптом.

Или даже Россия в одиночку, если товарооборот с Турцией подойдёт к манящей султана отметке в сто миллиардов. При восстановлении туристических потоков, конечно.

И выполнении всех взятых на себя обязательств по газовому хабу (открытии потоков в Европу), нефтяной переработке, зерновой честной сделке. Без прыжков со стула на стул, пожеланий американских дядюшек и капризов пана гетьмана.

Такое впечатление, что только Владимир Владимирович желает добра Реджепу Тайипович, мягко и настойчиво указывает на очевидные пути выхода из тяжелейшего кризиса турецкой экономики (не забывая наш интерес к сбыту своей продукции). А ведь ещё одно предложение заманчивое по «хабу удобрений» есть через порты Тамани. Будь честным и зарабатывай, какие проблемы!





Посмотрим, одним словом, насколько лечебный и ледяной душ сочинских встреч, сознательно нашим Гарантом пониженных до стандартных и протокольных взаимоотношений вторых-третьих лиц, отрезвит султана. Кичившегося именно личным влиянием на «дорогого друга Владимира», решавшего долгими часами изматывающих встреч свои выгоды и гешефты в ущерб интересам России, наобещавшего столько, дай бог, его преемнику выполнить. Одна беда... времени мало осталось.

Нет, технически султаном Реджеп Тайипович может быть ещё почти пять лет, да только трон шатается. Безжалостные законы слабой и зависимой от западных финансовых инструментов турецкой экономики прописали предел, в цифрах он находится на рубеже 35-ти лир за один доллар. После наступает дефолт, неспособность государства обслуживать социальные обязательства, немалый корпоративный внешний долг, дотационный энергетический сектор и уж тем более — имперские проекты.

В расколотой надвое стране, где отрыв от непримиримой оппозиции колеблется в пределах статистической погрешности, такое допустить — получить открытый бунт. Очень интересно будет наблюдать, как число стульев начнёт уменьшаться под многоседалищным султаном, если логику встречи в Сочи понимаю правильно.

Исполнение обещаний требуется, слишком много авансов роздано. А что отпустили турецкого владыку с щедрыми дарами новой «зерновой сделки» под финансовые гарантии Катара — тоже, наверное, правильно, наступают времена реальной борьбы за ресурсы. За русские, кои ещё заслужить нужно.


https://telegra.ph/Tureckij-pacient-...hadnosti-09-05