03.07.2023г.

Исторические напёрстки




Постараюсь накоротке, поскольку опасаюсь появления какой-нибудь желчной болячки, либо погружения в грех отборного сквернословия. Последние сутки полыхает очередная истерика с толстым намёком «Минобороны всё… проспало», в качестве жёсткого эмоционального запала используется вброшенное Шариём видео, где наши парни на Днепре не смогли завести моторную лодку и погибли под ударами беспилотника. Не буду называть названия ТГ-каналов, включившихся в смакование страшных кадров, но все они запустили очередную кампанию «срочных денежных сборов» на моторы и лодки для речного фронта.

Оставлю за скобками анализ того видео, причин поломки лодочного мотора могло быть не менее дюжины, дело совсем в другом: что за поганая манера истерить по любому поводу. Делать далеко идущие выводы… то о некомпетентности командования, не озаботившегося то созданием Днепровской флотилии, то насыщением всех подразделений на Днепре современными плавсредствами. А некоторые любители давать советы Генштабу договорились до придания всем по-днепровским бригадам Спецоперации отдельных десантных рот на лодках.





Рассказываю, что будет, давно накипело. Поскольку в волонтёрских делах варюсь чуть ли не ежедневно с 26-го февраля прошлого года, с вопросом моторных лодок сталкивался не менее дюжины раз. Проблемы подшефных подразделений решали просто: передавали деньги (несколько раз — мощные б/у японские моторы), а мужики у местных за сущие гроши выкупали «Казанки» и «Прогрессы», надувные импортные лодки. Тактику применения «водных патрулей» не выработали, больше к соседям в гости ходили, наладили более удобные пути снабжения, от случая к случаю высаживали наблюдателей и снайперские группы на острова.

Так вот, «лодочный срочносбор» закончится конскими ценниками на катера и моторы, грести будут всякий хлам, который задницей затыкать придётся на воде (поди найди в сезон хорошее корыто), а сотни лодок осядут в ближних тылах у запасливых хомяков-каптенармусов. Подкреплено сие изобилие будет чешущими затылки командирами младшего и среднего звена, да лютым лаем старших офицеров. Поскольку нафиг (пардон, дамы) не нужны в таких количествах без сноровки и предварительной подготовки, но народная любовь и присказка «запас карман не тянет» сыграют главенствующую роль.

Днепровскую военную Флотилию хочется, говорите… Хорошо, толику истории для приведения в чувство. 1943-й, только закончился полный и окончательный разгром гитлеровцев под Курском, Красная Армия отодвинула линию фронта до Днепра. Впереди были Полесье и южная Белоруссия, славные полным отсутствием хороших дорог и лабиринтами малых рек. Уже тогда в стратегическом замысле советского командования родились несколько наступательных операций (главная — «Багратион») и 14-го сентября 1943-го года нарком ВМФ адмирал флота Кузнецов подписал приказ о создании Днепровской военной флотилии, взяв за материально-техническую базу комплектования имевшиеся суда героической Волжской.





На следующий день после приказа на реку Десна прибывают три офицера и несколько краснофлотцев, определяют будущие места расположения главной баз и полудюжины маневровых, места спусков на воду кораблей и катеров (полуглиссеров), с помощью партизан и бывших бакенщиков составляют карты и проводят гидрографическую разведку района базирования. Работа ведётся с прицелом на полное понимание речной обстановки на березинском и припятском операционных направлениях, именно туда нацеливаются главные усилия Днепровской флотилии. В ноябре прибывают первые эшелоны с катерами волжан, они в крайне изношенном состоянии, поскольку отработали две напряжённые навигации и отвоевали Сталинградскую битву.

Формирование Днепровской флотилии держится в строжайшей тайне, она предназначается для обеспечения наступательных действий 1944-го, контуры управления и нужная штатная численность достигаются только к началу мая, в строю находятся: 140 боевых кораблей и судов (бронекатера, сторожевики, речные тральщики, катера ПВО, скоростные полуглиссеры, плавучие артиллерийские батареи).

Операционный район назначен в полосе наступления 1-го Белорусского фронта на бобруйском и пинском направлениях. С открытием навигации начался славный путь второй Флотилии Днепра 1943-1945 гг. Днепр, Березина, Припять, Западный Буг, Висла, Одер, Шпрее. Фланговые охранения армий по речным артериям, десанты, форсирования, перевозка грузов, разрушение вражеских переправ.



Полуглиссеры ДВФ в боевом походе

А теперь гонг и вопрос: куда прикажете дислоцировать современную Днепровскую флотилию, каким должен быть состав, для каких именно целей? Личный состав имеется? Или стайками разнокалиберных моторок-браконьерок (их навалом конфискованных в Приморье, Дагестане и Астраханской области) будем бездумно и на свой страх и риск мотаться под низким левым берегом Днепра, неся неизбежные тяжёлые потери, простреливаемые с круч Правобережья? Речные флотилии штука специфическая, создаются под конкретные боевые задачи.

Оставлю за скобками главный закон любого военного формирования, когда сначала определяются функции каждого воинского формирования, а только после формируется организационно-штабная структура, обрастающая «мясом» МТО, специально подготовленным личным составом, вспомогательными подразделениями, учебками.

Во-первых, потребуется несколько типов судов, обязательно очень манёвренных, быстроходных и бронированных. Для выполнения трёх видов операций: штурмовых, патрульных и специальных. С прицелом на возможность таскать понтонные сборки с бронетехникой на них, но то отдельная головная боль возможных форсирований Днепра.

Но главное — защита. А только потом умеренное вооружение. И лишь в третью очередь — наличие в стайке скоростных «маломерок» одного-двух «толстяков», крупных, очень хорошо защищённых судов с мощными системами огня и зенитными автоматами ПВО.



ПСКР «Шмель»

Если подходить структурно к формированию Днепровской флотилии, то потребуются: отряды из жёстко-корпусных надувных катеров, лёгких с жёстким корпусом; средних «речников» с очень серьёзным вооружением и для специальных операций — на воздушной подушке. С ограниченными боевыми возможностями самой флотилии, как прикажете прятать от высокоточных ударов, барражирующих боеприпасов и спутниковой разведки НАТО корыта, крупнее маленького катера на 6-8 человек?

Тем более, со времён битвы за реку Меконг во Вьетнамской войне речные флотилии всех стран мира проходят под литерой «анти-партизанские». Когда противник действует из засад, плохо вооружён, но даже и здесь не обойтись без бронированных «толстяков» и эскорта из юрких катеров малого водоизмещения. Тоже защищённых, хотя бы от пулемётного огня.

Поэтому, когда начинается истеричный «срочносбор» на гражданские лоханки и передача их для неких боевых задач… усматриваю в этом помимо полной безграмотности в военном деле — элемент риска. Неправильное применение средств без должной подготовки, контуров управления и командования приведёт к неоправданным потерям.


Никогда нелишне поучиться у противника, кстати. Ещё в ноябре прошлого года было полностью верифицированное сообщение о передаче ВСУ из состава ВМС США шести новейших 40-футовых (13,3 м) малых сторожевых катеров типа «Defiant». Плюсом уже поставлены ещё 17 штук подобного типа в самых разных комплектациях, а сам пакет «речной помощи» подразумевает почти шесть десятков скоростных «сторожевиков».

Как специальных перехватчиков (это по души накупленных гражданских посудин без какой-либо защиты), так и более мудрёных судов для диверсий и стремительных атак, минирований. Ещё раз обращаю внимание, все поставляемые бронекатера являются штатным вооружением ВМС США, они мчатся на скорости 40 узлов, отлично маневрируют, пуленепробиваемы, несут лёгкое вооружение. Очень трудная цель даже для ударных вертолётов с их ПТУР-ами. Как их будут применять? Сами янки в специализированных военных изданиях сообщают: разведка, наведение огневых средств на угрожаемые участки, связь и управление.

Для ведения боевых действий эта речная флотилия не предназначена, но выбросить массово десант или напакостить переправам вполне могут. Как высадкой ДРГ, так и пулемётами. Массовое применение речной флотилии США мы ещё не видели, редкие попытки высадок диверсантов не в счёт, так россыпь моделей типа «Defiant» не применяется, они являются не таксомоторами для сил спецназов, а самостоятельной тактической единицей обеспечения более масштабных операций. Название «сторожевой» уже должно насторожить, если совсем просто.





Нужно нам что-то противопоставить на воде этому «москитному флоту»? Если есть в замыслах командования устроить речные битвы и зачистить Днепр для проведения десантных операций с наведением переправ — тогда «да», будет уместным перебросить сюда бронекатера Каспийской флотилии. Манипуляция давно отработана, если что. И боевые качества наших «Буянов» класса «река-море» куда выше изделий янки. Вопрос практического применения и замыслов командования. Мы играем в бесконечную стратегическую оборону или готовы наступать. Без «авторитетного мнения» истерящих блогеров.

Выводов не будет, в публичную дискуссию с «военными экспертами» вступать не намерен, останусь на своей стороне. Она же — здравый смысл и железная дисциплина. У русской Армии на Днепре есть современные катера, вместительные десантные лодки с мощными моторами, даже безэкипажные интересные изделия появились.

Кому положено иметь по штату плавсредства — их имеют. А любителям увольнять руководство СВО, давать советы Генштабу и топить за размещения в Днепре линкоров с тысячами эсминцев, паразитировать на лозунгах «каждому бойцу — по отдельной лодке»… хочу задать вопрос.

Сотни катеров приедут в зону СВО на штатных и надёжных средствах перевозки, военных грузовиках со специальными прицепами, полным набором ЗИП-ов и расходников, цистернами топлива? Или на то будет отдельный истеричный «срочносбор»?


https://telegra.ph/Replika-na-isteriku-lodochnogo-srochnosbora-07-03