25.02.2023г.

Исторические напёрстки




Главное из рассказов деда про войну, что финскую, что Великую Отечественную, что японскую… всегда не хватало фуража для лошадок (дед служил только в кавалерийских частях) и боекомплекта для корпусных, а потом бригадных и полковых «мотовок», так по-старорежимному называли казаки любое артиллерийское орудие, приданное их частям.
Величайшей редкостью был приказ (перед большими наступлениями) — БК не нормировать. Всё остальное время действовали жесточайшие суточные нормативы на каждый ствол, хоть орудийный, хоть миномётный. Поэтому, когда на прошлой неделе начался в интернетах лютый спор о недостаточном снабжении ЧВК «Вагнер» артиллерийскими боекомплектами и вообще боеприпасами, как обычно — выждал паузу.


Прекрасно зная, чем дело закончится, поскольку недовольство «армейцев» избыточным снабжением штурмовиков Пригожина уже давно стало притчей во языцех, а взаимная неприязнь командования Минобороны и главных «дирижёров» Оркестра со времён Сирии никуда не ушла. Сегодня, когда главные наступательные результаты дают именно «музыканты», а попытки армейского командования провести собственные наступательные операции оборачиваются угледарскими мучениями — толковище о пресловутой «боевой эффективности» должно было состояться.

Так что же произошло? Мудрый и всегда флегматичный философ-созерцатель Александр Ходаковский, командир бригады «Восток», совершенно чётко очертил проблему: «вагнеров» не сняли с довольствия, им не устроили диверсию «снарядного голода», а просто стали снабжать по армейским нормативам, как всех. И тут же выяснилось, что давать прежние результаты становится проблематично.

«Сейчас парни по снабжению стали, как все, и больше всего удручает не то, что конкретно их опустили до общих норм, а то, что эти общие нормы не позволяют давать нужный результат. Под тем же Угледаром перед наступлением армия сокращала до минимума суточный расход, чтобы накопить запас хотя бы на первый день наступления. Этого не хватало для подавления сопротивления противника, и последствия не заставляли себя ждать».

То есть, проблема выхвачена совершенно точно — «общие нормы». Они были недостаточны во времена Чеченских кампаний, «пятидневной грузинской», сирийской операции. Почему не увеличены по сей день — тайна великая есть. Хотя Минобороны совершенно официально утверждает «нормы расходования на подавление целей», при этом видя явный недостаток выделяемого БК на подразделения. Словно уверено — бесперебойный подвоз будет организован безо всякого противления врага с бездонных полевых складов. Изрядное самодовольство и лукавство.





Министерство обороны сдало назад и выделило по «заявкам», сколько просили «музыканты»? Судя по приведённым цифрам, нешибко и густо просят «добровольцы штурмовых отрядов» (как стыдливо называют несуществующих юридически ЧВК-шников): 1660 реактивных снарядов к РСЗО, 10 171 боеприпас для крупнокалиберной артиллерии, 980 танковых снарядов. Это на двое суток, если что. Один полный БК для пары танковых рот и чуть меньше пяти дивизионных БК для наземной артиллерии (ствольная/миномёты, не на дивизию, на дивизион). Это считается перебором? Если так, то нам весь ход СВО пора пересмотреть.

Что Евгений Пригожин устроил безобразный скандал — пусть будет на его совести деяние, он ведь не командующий, не военная кость, а про пиар больше менеджер эффективный. Умеет разговаривать с людьми, вхож в высокие княжьи терема, и коль вынес сор из избы — значит, прочие инструменты израсходованы. Сможет на таком повышенном градусе дальше существовать? Вряд ли, сломать сложившуюся армейскую систему мог только верховный правитель. Через колено: опричнину, «потешные полки», Великие Чистки, гвардию и погоны, Иванова-Сердюкова и т.д.

Попытка вогнать кол раздора между армейцами и «музыкантами» не получится, у первых тоже есть понимание «элитных подразделений» даже на бригадном уровне. Когда для выполнения сложной боевой задачи отряжается лучшая рота-две, им придаются все доступные огневые средства, личный состав получает лучшее снаряжение и оборудование, запредельные по нормативам БК и вообще… что обычным «сапогам» даже не положено иметь. Такое положение дел всегда считалось нормальным что в Императорской, что в Советской армии. У каждой части должен быть свой «наконечник копья» в атаке, «нерушимый щит» в обороне.

Скандалы, подобные «снарядному», ещё будут. До тех пор, пока сами армейцы не подтянутся до той планки, которую задали с первых дней СВО десантники, морская пехота, «наконечники» гвардейских мотострелковых дивизий, отдельные бригады и даже батальоны прямого подчинения МО. Мариуполь, Северодонецк, Лисичанск, даже Соледар — всегда рядом с «вагнерами» были армейские части, бились не менее яростно и умело.





Вопрос в другом и совсем к другим персонажам в военной форме нужно задавать: почему по прошествии года некоторые командиры демонстративно не желают учиться, брать лучшее от «добровольцев штурмовых отрядов», собственных ввоевавшихся подразделений. Действуют топорно, шаблонно, с кучей детских ошибок и даже вопреки Уставам. Специально подчёркивают свою некую самость, неуязвимость в клановой системе или выбранную сторону. Чью, простите?

Так не надо соперничать с Пригожиным, его «офицерами» и сотрудниками-штурмовиками, они не Армия, несмотря на очевидные успехи в очень специфичных видах ведения боевых действий. Почему так получается? Ответ простой: «музыкальная контора» лишена огромного армейского кадрового и бюрократического аппарата. Там принципы повышения/понижения, карьерного роста просты и незатейливы — личные заслуги и ощутимый вклад в общее дело. Либо непрофессиональное вредительство, кое карается безжалостным увольнением.

У «музыкантов» нет нужды выслуживаться, мыловарить и натирать низом копчика генеральский паркет. Дирижёры «Вагнера» являются кадровыми офицерами в отставке, которым не понравились сердюковские эксперименты, а многие ушли со службы вместе с боевыми генералами Чеченских кампаний. Они на дух не переносят формальное «комплектование по штату», когда на одного опытного, всё умеющего, инициативного и боевого командира могут приходиться несколько слабых и безвольных карьеристов мирного времени.




Именно из-за них постоянно случаются неоправданные потери, царящая порой растерянность и неповоротливость наших подразделений, даже поражения. Если в «оркестре» такие фальшивящие инструменты сразу выбрасываются на мороз, то армейский механизм действует в логике «ворон ворону глаз не выклюет», даже откровенных балбесов в погонах Система пристроит, припрячет, задвинет и прикроет. А коль найдутся покровители — то и… на «генеральскую рельсу» поставит.

В «оркестре» изначально по ключевым должностям расселись уже состоявшиеся офицеры, кровью доказавшие собственный авторитет. Но пошедшие против Системы в очень лихие времена разгрома и слома «сердюковских чисток», когда на улицу выбрасывали без всякого разбора и учёта реальных заслуг перед Родиной. Даже на боевые награды и Звёзды Героев не смотрели порой. Что получили в итоге — не буду живописать, деморализация. За право остаться в рядах порой такие безобразные сцены разыгрывались… тошно знать. И тревожно, когда понимаешь, что некоторые «выжившие» сегодня носят лампасы.

Уже писал на эту тему, но повторюсь — опыт «музыкантов» неприменим к армейской среде, иначе её придётся реформировать на корню. Пересматривать всё: от параметров отбора офицерского состава, до его подготовки, продвижения наверх по служебной лестнице и материального содержания. Тут больше психологии, нежели административно-бюрократического охранительства.

На такой зыбкой почве государевы институты не строятся и сравнивать две системы (ЧВК и армейцев) в корне неправильно, у них разный генезис — уже готовые профессионалы на высоком содержании с «кастовым мышлением корпорации» или массовая, если хотите — народная армия с медленным кадровым ростом. Но опирающаяся на глубокие воинские традиции и «школу», хоть подзабытую, но неискоренимую.





Армейцы не раз и не два доказали за прошедший год, что способны преодолевать «сердюковские рецидивы» отрицательного отбора. Героев от наград не отжимают, командирские лифты работают всё отчётливее, кадровая политика и дальше будет меняться, так уж устроена жуткая логика войны. Когда приходится ради общего дела поступаться интересами своего «клана» и даже гневить благодетелей, выдвигая на командные высоты особо отличившихся и талантливых людей, всегда дающих результат. Так было всегда, так будет впредь, война всегда честна.


А что касается «снарядного голода» — он будет всегда. Пока артиллерия не перейдёт на высокоточные боеприпасы для сложных укреплённых целей, а всё остальное будут выкашивать сотни барражирующих на линии соприкосновения боеприпасов-камикадзе под пристальным наблюдением нескольких типов разведывательных БпЛА, самолётов ДРЛО и спутниковым бдительным оком. Тогда любая артиллерия противника будет выбиваться после первого же залпа, системы ПВО вскрываться на раз-два, а за особо хитромудрыми василисами прилетит армейская и фронтовая авиация.

Пока наша промышленность не заработает в сталинских цифрах производства боеприпасов — снарядный голод продолжится, «армейские» будут существовать впроголодь, на суточных жёстких нормативах. А «музыкантам», как круглосуточной штурмовой пехоте, придётся отдавать БК сверх положенного по штатам, такова уникальная специфика их наступательных действий. Уступая в численности, под прикрытием «огневого вала», маневрируя средствами поражения в глубине вражеской обороны — добиваться каждый день результата. Каждый день. Кто-то готов занять их место из недовольных скандалом? Что-то сомневаюсь.


https://telegra.ph/Vagner-VS-Ministerstvo-oborony-RF-02-25