28.10.2022г.
Исторические напёрстки https://telegra.ph/Kak-ponimat-obyav...Kadyrova-10-28
Глава Чечни последние дни вновь в центре внимания, умеет. Рамзан Кадыров обратился в своем Telegram-канале к землякам и единоверцам:
«Это Джихад! Наши чеченские командиры приняли решение — не обороняться, а только нападать. Уничтожать этих шайтанов, где бы они ни находились и как бы хорошо ни прятались. Так что, ждите хорошие новости. Они будут. И любите свою Родину! Не только на словах любите».
Чтобы освежить память, Рамзан Ахматович напомнил, как миллион чеченцев собрались в Грозном на митинг против карикатур на пророка Мухаммеда во французском «Charlie Hebdo». Теперь вопрос: имеет право Рамзан Кадыров объявлять столь серьёзное мобилизационное мероприятие религиозного толка?
Разные джихады.
С арабского «джихад» — это «усилие», базовое понятие в исламе, некоторыми богословами даже добавляемое в «столпы веры», коих насчитывается всего пять. Некоторые мусульманские богословы считают джихад шестым столпом ислама, наряду с данными Пророком:
- Шахада — свидетельство веры;
- Намаз — ежедневная обязательная молитва, совершаемая пять раз;
- Пост — это воздержание от пищи, питья от рассвета до заката;
- Закят — обязательная благотворительность, предписанная для людей, обладающих определённым достатком;
- Хадж — паломничество в Мекку.
Спор, насколько «джихад» может считаться шестым «столпом ислама», не закончен, поскольку Коран предписывает мусульманину проявлять усердие в утверждении и защите своей веры, расходуя все свои средства и силы. И многие немусульмане серьёзно заблуждаются, считая джихад вооружённой борьбой агрессивных кровопийц-душманов, моджахедов и прочих бармалеев, либо тёмной средневековой отсталостью. Данное понятие не всегда связано с вооружённой борьбой, оно куда шире.
Сам пророк Мухаммед всегда обращал внимание на мирные аспекты джихада, как борьбу с духовными или социальными пороками каждого отдельного мусульманина. В первую очередь джихад «проходит через сердце», ведёт борьбу с внутренним «нафсом» (животная составляющая пороков). Не одержав победы над низменными страстями, мусульманин не имеет права вести борьбу за общее торжество ислама.
Вторая ступень саморазвития — «джихад языка», умение правильно донести свои религиозные убеждения до других людей с «повелением одобряемого и запрещением порицаемого». Третий уровень — «джихад руки», когда мусульманин может пресекать нарушения и преступления против ислама, религиозной общины, человека. Ну и последняя, высшая стадия данного понятия — «джихад меча». Если не сработали все предшествующие рецепты, нужно неограниченное насилие.
Здесь нет единства в мире ислама, «джихад меча» веками трактовался всяко-разно: когда и кем объявляется, как именно применим, каковы условия для наступления-отмены, методы, цели, задачи... всё очень сложно. Обычно берут Коран и на примере жизнеописания пророка Мухаммеда вопрос толкуют. Как он в проповеднической деятельности сначала добивался целей миром, даже когда мусульман подвергали гонениям, угрожали смертью.
Но став главой общины в Медине, Мухаммед столкнулся с прямой угрозой уничтожения первых мусульман, в его речах появляются первые стальные нотки, призыв защищаться от агрессии с оружием в руках. Именно такие ступени проходили религиозные лидеры Востока, когда состоялось вторжение монголо-татар или начался джихад против крестоносцев. Сначала переговоры/увещевания, затем первые поражения и объявление всеобщей мобилизации на борьбу с недругами. Под знаменем «джихада».
Есть и другая классификация явления, часто сбивающая с толку не слишком глубоких адептов ислама, она заключена в хадисах (высказывания пророка Мухаммеда). Там джихад бывает «большой» (духовная борьба) и «малый» (вооружённая борьба). В качестве иллюстрации проводятся строки, когда Мухаммед вернулся из боевого похода и произнёс: «мы вернулись с джихада малого и приступаем к джихаду великому».
Чтобы мусульмане не могли напропалую объявлять джихады по любому поводу, за века была выработана строгая система проведения подобной вооружённой мобилизации: сначала угрозу «умме» (общине) подробно изучают авторитетные богословы и только в случае единодушного консенсуса (иджма) разрешают применить оружие всем мусульманам. На том стоит вообще исламское правоприменение, на единодушии имамов.
Только они способны определить уровень угрозы и назвать способы противодействия, подробно уточнить: как именно бороться, каковы границы применения коллективного насилия, как долго оно должно применяться и какие цели необходимо достигнуть. Но после объявления джихада каждый оповещённый мусульманин принимает в нём участие «в меру своих сил и возможностей». То есть, присутствует чёткое разделение «угроз и агрессий». Но разбираются в них не военачальники или даже великие правители, а только «иджма» богословов. Обычный человек не имеет права объявить вооружённый джихад.
Яркий пример новейшей истории: полковник Муаммар Каддафи, имея статус президента Ливии, призывал к джихаду против… Швейцарии. На что ему в арабском мире высказали громкое «фи» и поставили на место специальной фетвой, прочитанной во всех мечетях. Он может объявить войну, как светский государь. А поскольку данный правитель не является сколь-нибудь признанным религиозным лидером… джихад объявлять не имеет права. То есть, в мире ислама грань между обычной войной, военным походом и джихадом прочерчена чётко и понятно.
Имея различные практики применения, под яростные споры разных мнений исламских учёных, приверженности разным религиозным традициям — право объявления вооружённой борьбы во имя спасения веры… удел только ученых-богословов. Единственный случай, когда не требуется участия высоколобых и седобородых книжников, — прямая агрессия против большой уммы или мусульманского государства, здесь вооружённый джихад наступает по умолчанию.
Соответствия и разночтения…
Итак, первый раз слова о джихаде мы услышали от Рамзана Ахматовича 26-го февраля сего года. Через два дня муфтий Чеченской республики Салах Межиев объявил: чеченские сотрудники Росгвардии и добровольцы, к ним примкнувшие, «пошли на джихад и воюют ради Аллаха». Формально всё юридически выверено, поскольку данный джихад имеет ограниченную цель, предельно чётко обозначенную: «избавить украинский народ от власти шайтанов, киевского режима».
Салах Межиев и Рамзан КадыровТо есть, признанный в мире ислама религиозный деятель воспользовался своим правом и назначил «джихад» — достижение конкретной цели. Светский руководитель (Рамзан Кадыров), управляющий огромной мусульманской общиной чеченского народа, более широко истолковал слова муфтия, напомнил о священной обязанности мусульман включаться в вооружённую борьбу, быть воинами, идти в военкоматы. Либо сбрить бороды и не называть себя мусульманами.
С одной стороны всё верно, глава Чечни опирался на призыв религиозного признанного авторитета: каждый мусульманин получает моральное обоснование участия в боевых действиях, уже оправдан за возможно совершённое кровопролитие, падшие обретают вечное блаженство. С точки зрения исламского богословия придраться не к чему. Но за рамки «ограниченного джихада» последнее обращение всё-таки вышло.
Глава Чечни назвал идейную позицию Запада, который вскормил и поддерживает киевский режим, — «сатанизмом» (оскорбления чувств мусульман однополыми браками и т.д.):
«лучше буду бороться с этим в зародыше там, чем позволю этой мерзости окутать нашу Родину здесь».
Здесь Рамзан Ахматович выступает вне рамок объявленного джихада, поскольку поднять мусульман на священную войну против условного коллективного Запада должны совсем другого уровня религиозные авторитеты. Как положено, обсудить уровень угрозы, признать её прямой агрессией против мира ислама. А лишь потом объявить вооружённый отпор, что становится священной обязанностью каждого, кто поминает Аллаха в молитвах.
Сам Рамзан Кадыров всего лишь возглавляет светскую республику, которую в мире ислама считают «образцовой уммой», что чистая правда. Там наиболее высок уровень социальной солидарности, общего равенства и возможностей. В России об этом мало пишут, но (удивитесь) даже в шиитском Иране Чечню ставят в пример многие богословы. А самую восторженную прессу о личности Рамзана Кадырова, его отце Ахмат-Хаджи можно регулярно находить у саудитов, сирийцев, в Объединённых Арабских Эмиратах или Омане.
Его заявление о «джихаде» именно там нашло самый широкий отклик (строго в светской прессе), что говорит о харизме главы Чечни и его авторитете не только в России. Религиозные издания, уверен, тоже разродятся глубокими статьями о «величайшей эсхатологической битве с враждебными шайтанами», которую объявил «русский чеченской национальности мусульманского вероисповедания, сын почтенного Ахмата-Хаджи, имама, муфтия и проповедника». Дело неспешное, но так устроен мир исламских богословов. Они внимательно разберут ситуацию, попеняют Рамзану Ахматову за горячность и поспешность, но дискуссию о «джихаде» заведут надолго. Глядишь... добровольцы поедут.
Выводы.
Сам ли, или по совету религиозных лидеров Кавказа, но глава Чечни простыми словами сформулировал провокационную для мира суннитов (шииты давно жёстко разговаривают) идею: коллективный Запад олицетворяет собой силы дьявола-шайтана, бороться с ним нужно религиозными категориями всеобщей вооружённой мобилизации. Поскольку «западными ценностями» разрушается сама ткань религиозного сознания большинства населения планеты.
Если тема зайдёт сначала в России, можно будет говорить об очень серьёзном уровне диалога вокруг «национальной идеи». Невнятные «денацификация и демилитаризация» сменятся более высокими метафизическими смыслами, о которых в нашем обществе говорить не особо принято. Ладно, будем посмотреть, насколько верно чувствует народы Кавказа Рамзан Ахматович, его обращение впервые вышло за границы Чечни, проходит богословскую экспертизу на Востоке.
Направлено обращение в конкретную коллективную идентичность, адресовано большим этническим группам. Если отклик будет, государство может опробовать идею «джихада» в среде православных, буддистов, иудеев. Только для этого нужны харизматичные и бесстрашные лидеры, как Рамзан Кадыров. Ставший куда большим и настоящим русским за последние месяцы, нежели многие из нас...