09.07.2022г.
Исторические напёрстки
Хороший вчера день был, долгожданный для служилого и служивого люда, особенно водоплавающего. Передана в состав Военно-морского Флота России атомная подводная лодка (АПЛ) специального назначения «Белгород» проекта 09852. Церемония поднятия Андреевского флага на субмарине прошла на «Севмаше», который витиевато называет аппарат:
«исследовательской подводной лодкой, способной выступать в роли носителя спасательных глубоководных и автономных необитаемых подводных аппаратов».
Без технических подробностей обошлись, правда, что жаль. Поскольку АПЛ «Белгород» анонсировалась, как экспериментальный носитель подводных беспилотников «Посейдон», а вот штатным должна стать АПЛ «Хабаровск» проекта 09851, следом в серии ожидаются ещё три субмарины данного типа. Так, чтобы у Северного и Тихоокеанского флотов было по парочке «аргументов» Апокалипсиса, полностью переворачивающих систему ядерного сдерживания в пользу России. Самый добрый человек на планете Владимир Владимирович вновь ударил Запад по самому больному месту — кошельку и военным бюджетам.
Церемония передачи АПЛ Белгород ВМФ РФ
Говорить в заголовке о «Посейдонах» в терминологии «торпеда», некорректно, конечно. Просто красиво звучит, а правильно следует говорить: автономный необитаемый подводный аппарат (АНПА). С очень необычными характеристиками для такого вида оружия: скорость до 200 км/ч с глубиной погружения в километр и неограниченной дальностью «автономки». Такая вроде бы фантастика стала возможной благодаря уникальной и очень компактной ядерной силовой установке.
Бают, переход между режимами малой (подкрадывание) и большой мощности (крейсерская) происходит в 200 раз быстрее, чем на обычных АПЛ. Это происходит благодаря присутствию в контуре охлаждения жидкого металла, который переносит нагревание без сильного теплового расширения. А циркуляционный магнитогидродинамический насос, не имеющий подвижных частей, делает аппарат бесшумным. Единственное, что способно демаскировать «Посейдон», — рабочее колесо водомёта.
Зачем?
Каждое оружие разрабатывается с какой-то целью. А главной проблемой России (и СССР) всегда была перманентная угроза от «морских держав», имеющих мощные флоты и располагающихся очень далеко от наших рубежей. Угрожать всерьёз своими военно-морскими силами Америке, Великобритании, Канаде, Франции, Италии, Японии и так далее по списку — очень трудно, невозможно без ядерного оружия. Но эти страны очень уязвимы, поскольку большая часть их промышленного потенциала и населения плотно сконцентрированы поблизости от побережий.
Там расположены военно-морские базы и порты, ключевые города-мегаполисы, на которые завязаны вся транспортная, энергетическая, коммуникационная и военная инфраструктуры. Для торговли и процветания — великое благо, но с точки зрения стратегической безопасности — страшное проклятье. Нанесение ущерба всему этому прибрежному благолепию отбрасывает «морские державы» на несколько веков назад в развитии. А сухопутные страны, типа России, — способны выжить внутриконтинентальной коммуникацией.
Но сложившаяся геополитическая и напряжённая ситуация говорит даже людям без диплома Академии Генштаба: потенциальный противник способен намертво запечатать своими военно-морскими силами Санкт-Петербург, Мурманск, Севастополь, Новороссийск и Владивосток, отрезать нас от морей и океанов. Так было всегда, на протяжении столетий, во всех конфликтах. Сидеть и ждать на редутах высадки десантов? Ну уж нет, ответный удар владычицам морским можно нанести такой силы, что они в один миг теряют от 60 до 100% своих экономик.
Именно для этих целей служат «Посейдоны», в корне меняющие тактику и стратегию современной войны. А неспособность что-то им противопоставить в обозримом будущем, ставит великих наглецов перед горькой истиной: флоты стран НАТО теряют своё преимущество, беззащитны перед новым русским оружием. Даже апокалиптический сценарий можно придумать, когда волной цунами высотой в десятки метров смывается Восточное побережье США. Это не так, конечно.
Угадайка.
Итак, ТТХ «Посейдонов» — величайшая государственная тайна, но не для людей, которые что-то понимают в военно-морской тематике. Вполне достаточно официальных данных, умноженных на известность многих технических решений и прежних разработок. По скупым фото и видео — «Посейдон» является массогабаритным аналогом торпеды Т-15 (24 метра длинны, диаметр 1,6 м, водоизмещение 40 тонн). Должен быть оснащён водомётным движителем с колесом большого диаметра, кормовыми горизонтальными и вертикальными рулями.
Размеры вполне позволяют разместить компактный ядерный реактор, боевую часть и балластную цистерну. Дальше начинается обычная физика, раздел гидродинамика: заявленная максимальная скорость в 100 узлов (185 км/ч) «Посейдон» достигается только на глубине 1000 и более метров, потому что только там давление воды препятствует развитию кавитации на лопастях движителя.
«Кавитация — физический процесс образования пузырьков (пустот) в жидких средах, с последующим их схлопыванием и высвобождением большого количества энергии. Схлопыванием «кавитационных пузырей» образуются места повышенной температуры на кромке лопастей винтов, возникают ударные волны, которые являются источниками шума и приводят к разрушению металла. Шум от кавитации считается проблемой подводных лодок, главным демаскирующим фактором на крейсерских скоростях».
Так, теперь дальше пытаемся отгадать характеристики «Посейдона». Без научной зауми, получим скорость аппарата около поверхности воды (без кавитации) — стандартные 50 узлов. Скорость малошумного движения — чуть меньше 20 узлов, «скорость подкрадывания» — 10 узлов. Чтобы добиться таких уже озвученных показателей, требуется максимальная мощность силовой установки «Посейдона» в 10 МВт, минимальная «подкрадывания» — 100 КВт.
Остальное оборудование необитаемого подводного дрона должно быть стандартным: информационно-управляющая система; инерциальная система навигации с гироскопом; гидроакустический комплекс с электронной картой рельефа дна; гравиметр с электронной картой неоднородностей поля тяготения Земли; средства гидроакустической, низкочастотной радио- и спутниковой связей. Обычный «джентльменский набор», никаких секретов.
Если всё это великолепие разместить в заявленные размеры «Посейдона», остаётся место для боевой части весом до четырёх тонн. Листаем номенклатуру «ядрён-батонов» и находим подходящий: трёхступенчатый термоядерный заряд мощностью 100 Мегатонн. Накидываем неизбежную детонацию топлива ядерного реактора. Жуть…
Дедушка и папа «Посейдона», ядерные торпеды Т-15 и Т-5 Применение.
Итак, что имеем. Подводную лодку размером с торпеду, которая в два раза её бесшумнее. Которую в 30 раз сложнее обнаружить зондирующими импульсами гидролокаторов. Экономичную, с пониженными уровнями шумов водомёта, турбины, редуктора, насосов конденсата. Полная незаметность на скорости подкрадывания, безмолвие всех бортовых механизмов на донной позиции. Скользящая тень глубин.
Единственное, что могут услышать современные средства обнаружения (теоретически), целенаправленно разыскивающие крадущегося «Посейдона», — шум от прокачивания воды рабочим колесом водомёта на низких оборотах. На дальности… 200-300 метров, самыми чуткими гидроакустическими системами боевого противолодочного кораблика. Полноценное обнаружение возможно только при наборе «Посейдоном» крейсерской скорости в 100 узлов.
Есть бравурные доклады экспертов с дивана, что данный аппарат обладает дальностью плавания в 370 тысяч км (такие цифры берутся по способности ядерной силовой установки отработать 2000 эффективных часов). Только незадача: межконтинентальное плавание невозможно в таком режиме, нет эффективных систем позиционирования и ориентирования по рельефу дна, глубины бывают огромные, их не «пробить» имеющимися средствами.
Ошибка счисления инерциальных систем навигации будет составлять 0,05 углового градуса за каждый час движения. Поэтому, отставить влажные фантазии о незаметном выдвижении «Посейдона» из Северодвинска и самостоятельном его появлении ввиду Лос-Анджелеса. Тактика применения совсем другая, не зря же строили АПЛ «Белгород» в качестве носителя, с удлинённым на 30 метров корпусом.
Теоретически, спрятать «Посейдоны» можно в любые надводные корабли и даже рыболовные суда, переоборудованные под носители. Нехитрые инженерные решения напрашиваются, механические захваты для стыковки с подводными аппаратами. Либо сами «Посейдоны» можно оснастить пневматическими приблудами, которые позволят «прилипнуть» к днищу любого кораблика, под любым флагом. Быть доставленным через моря-океаны в зону прямой видимости военно-морских баз. Зная мировой судоходный трафик, отследить пакость хитрость невозможно в принципе.
Если брать Евразию и Африку, то добраться до мест боевого дежурства «Посейдоны» способны самостоятельно по континентальному шельфу, а через несколько лет вернуться на базу для технического обслуживания. Но чтобы пересечь Атлантику или прочие великие Океаны, придётся проехаться на АПЛ-носителе в назначенный район. Там отстыковаться и проследовать по шельфу на заданную донную позицию.
Лучше всего «прижаться» к границам территориальных вод противников, выбрав места с высоким трафиком судоходства. Обычно там дно усеяно бесчисленными обломками кораблекрушений, а средства обнаружения глушатся акустическим фоном от снующих судов. Желательно выбрать сложный рельеф дна с перепадами глубин и гидрологией течений с термоклинами, частыми штормами на поверхности. А после получения кодированного сигнала… 50-100 узлов в зависимости от глубины хода и прости-прощай часть великого морского могущества врага.
Можно рассмотреть тактическое применение против хвалёных Флотов. Нехитрыми средствами слежения «привязывать» наши смертоносные игрушки к авианесущим ударным флотилиям стран НАТО, перемещаясь за ними на любые расстояния, в любые точки мира. А в случае получения сигнала об атаке: стремительный проход в глубину походного ордера или максимально близко к местам стоянки… и здравствуй гарантированная 30-мильная мёртвая зона, где не найти больше подлодок, авианосцев, крейсеров и даже бакланов с треской.
Не исключено, «Посейдоны» будут оснащены аппаратурой для сценария «Мёртвой руки», неотвратимого возмездия агрессорам. Если пропущены несколько сеансов получения кодированного сигнала, либо аппарат сам зарегистрирует сейсмические волны от взрывов ядерных боевых блоков межконтинентальных ракет. Брр-р-рр, хорош фантазировать, на то в Генштабе люди без нервов есть, для написания подобных «сценариев».
Последствия.
Хотя можно спокойно прикинуть самый очевидный: размещение «Посейдонов» вблизи территориальных вод США (6 миль до побережья) или прочих стран НАТО (12 миль). Это означает: баллистические ракеты и не нужны совсем в таком количестве, подводные аппараты на порядок быстрее устроят Армагеддон в стане врага. Ничего с ними не поделаешь, даже если обнаружишь мчащийся снаряд смерти в собственных территориальных водах.
Если ставить на боевое дежурство их парами, с небольшой разницей времени атаки. Вдруг, первый «Посейдон» каким-то невиданным чудом обнаруживают, пытаются атаковать противо-торпедами, глубинными бомбами, подводными дронами, в таком случае он самоподрывается, сносит всю противолодочную оборону и открывает коридор для стартующего чуть позже «коллеги».
Последствия будут катастрофическими: полыхающая пожарами мёртвая зона глубиной в 150 километров. Гарантированное поражение сейсмической волной подземных сооружений — в радиусе 10 км, прямой ударной по надземным объектам — 72 км. Ну и прочие «прелести»: выпадение радиоактивных осадков, заражение продуктами распада плутония/урана в зоне шириной до 300 км и протяжённостью до 2 000 км.
Но риск всё-таки существует, несмотря на всю бесшумность «Посейдона». Поэтому его способность породить цунами на большом отдалении от побережья — неплохой теоретический ход, смыть военно-морские базы. Есть одно «но», туман секретности вокруг проекта. Если «Посейдон» разработан в концепции советской ядерной торпеды Т-15, которая должна была нести «Царь-Бомбу» в 100 Мегатонн, то утопить побережье можно попробовать. А если верить сообщению 2018-го года, что аппарат снабжают припасом «до 2 Мегатонн», — уже нет.
Неясно, каковы были результаты испытаний СССР в 50-х и 60-х годах прошлого века. Но сведущие люди сообщают: волны, вызванные ядерным взрывом, не могут считаться надёжным и эффективным видом оружия. Американцы тоже рассматривали подобный сценарий, зная об уязвимостях «морских держав», их расчёты показали:
«Большая часть энергии волн рассеивается, разбиваясь о континентальный шельф ещё до того, как волны достигнут берега. Это феномен, названный «эффектом ван Дорна», когда гигантские волны постепенно уменьшаются, не успев достичь берега». (Доклад Управления по морским исследованиям США)
Выводы.
А теперь вернёмся в реальность, оставим инженерам потенциальные возможности будущих «Посейдонов 2.0.». Сначала заявлялось: скорость аппарата будет 100 узлов (185 км/час). Никто в мировом сообществе не поверил, как можно мчаться на огромной глубине в два раза быстрее самой современной американской торпеды. Позже ТАСС сообщило: скорость «Посейдона» 130 километров в час, тоже показатель запредельный, даже при наличии ядерной силовой установки. Два года западные «эксперты» потешались над «мультиками Путина», пока не грянул гром с ясного неба: «Посейдон» разгоняется до 200 км/час.
Предположили, в аппарате применяются технологии «супер-кавитации», хорошо знакомые натовским специалистам по нашим сверхбыстрым торпедам «Шквал» и «Хищник», когда снаряд на прямоточном гидро-реактивном движителе фактически мчится внутри заполненной газом полости, достигая 320 км/час. Насколько такое применимо к «Посейдону» на крейсерской скорости? Непонятно, поскольку любые рулевые системы таких нагрузок не перенесут, а малейшее отклонение от прямой делает «супер-кавитацию» невозможной по законам гидродинамики.
Путинская пропаганда, русские врут, «Посейдона» не существует! Так сказали все публичные военные эксперты Запада. На их горькое разочарование в 2016-м вышел доклад Пентагона, в котором наш «подводный дрон» признан существующим образцом вооружения, его некоторые характеристики подтверждены, явно обусловлены некоторыми советскими и российскими разработками прошлых десятилетий:
«Некий подводный беспилотный аппарат с ядерной силовой установкой «Статус-6» был запущен из подводной лодки «Саров» 27 ноября 2016 года. Сама ПЛ «Саров» тоже может быть оснащена малогабаритной ядерной силовой установкой и специально спроектирована и построена с целью подобных испытаний».
Вот и ответ. Уже с 2003-го года начались строительство и разработка наших «Посейдонов», их носителей. А подводная лодка «Саров» не имеет ни ракет, ни торпед, лишь большой люк на месте ракетных установок. Явно не для выхода водолазов. Устраивать такую длительную и затратную показуху или разыгрывать некую военную хитрость обладания «сверх-оружием»… слишком дорогое удовольствие. «Саров» и «Белгород» строили специально под «Посейдоны». А на подходе ещё «Хабаровск». Ну что, повелители морей и морские владычицы, как вам «мультики Путина»?
https://telegra.ph/Ugolok-militarist...alipsisa-07-09