22.06.2022г.

Оглядываясь на недавний материал по теме американских М777А2 и её вероятного продолжения, невольно возникает вопрос – а у нас то с этим что? Неужели 2А65 и всё? Конечно нет и о том, какие работы ведутся в направлении буксируемых гаубиц и вообще перспективно ли оно мы сейчас и расскажем.


Коалиция-СВ - безусловный лидер среди самоходных артиллерийских установок, так как по всем свои параметрам она превосходит конкурентов.


Приветствую на канале!


Начнём с того, что создание буксируемой артиллерии на данный момент сталкивается с очень серьёзным противодействием в армии по той причине, что у неё есть крайне весомый недостаток – это низкая мобильность, что в концепции современных войн попросту недопустимо. Взглянуть на тех же американцев – против кого они применяли «три семерки»? Да против тех, кто не способен организовать контрбатарейную борьбу от слова совсем, а значит менять позиции как можно скорее попросту не нужно – «ответки» не прилетят, да и дальность стрельбы в 40+ километров этому серьёзно способствует.

По этой причине сейчас в нашей армии такой высокий акцент на самоходные образцы по типу Мста-СМ, Коалиции-СВ и многие другие примеры, включая не только гусеничный ход, но и колёсный. Та же картина наблюдается и в более-менее развивающих направление странах, таких как Франция и многие-многие другие. В общем, абсолютное большинство, пожалуй, кроме США и ещё пары тройки стран, делают ставку на высокомобильные артиллерийские системы, но это не значит, что направление буксируемых полностью заброшено, ведь есть у них кое-какие существенные плюсы, игнорировать которые было бы непростительно.


Испытания Д-400. Стоит отметить, что это далеко не окончательный вариант гаубицы - скорее всего она будет выглядеть иначе.


Встречайте – перспективная отечественная гаубица Д-400, которая разрабатывается как альтернатива и противовес американской M777ER, по крайней мере складывается именно такое впечатление. Орудие у неё от Коалиции-СВ, что намекает на довольно высокие возможности, в первую очередь по дальности. Напомним, что самоходная версия способна вести стрельбу на дистанцию свыше 70 километров и на данный момент — это абсолютный рекорд среди серийных образцов, но и на нём останавливаться не планируют. Известно, что в разработке снаряд, который способен пролететь более 100 километров, и это не просто заявка на рекорд – это характеристики, доступные только оперативно-тактическим ракетным комплексам.

Само собой, Д-400 такую «игрушку» тоже получит, что позволит наносить крайне точные и дальнобойные удары без серьёзного риска для расчёта. Собственно, дальность – это единственный схожий параметр между буксируемой и самоходной версией, а дальше идут серьёзные различия и первой по списку идёт скорострельность. Известно, что СВ-версия является одной из самых скорострельных артсистем в мире – у неё этот параметр достигает 16 выстрелов в минуту, оставляя далеко позади абсолютно всех конкурентов. Само собой, это очень и очень весомо, так как у Б-версии он вряд ли достигнет 6, даже при очень хорошем и подготовленном расчёте.


В кадре уже другой и, пожалуй, самый интересный образец - Коалиция-К. По сравнению с гусеничным и буксируемым вариантом эта самая мобильная.


Так в чём же тогда смысл такой гаубицы? Не лучше ли пойти уже по выбранному пути повышения мобильности и огромной огневой мощи? Вопрос тут в цене и скорости производства. Дело в том, что буксируемая артиллерия существенно дешевле и требует на производство значительно меньше времени – на цену одной Коалиции-СВ можно создать штук 5 минимум Д-400, а если возникнет нужда отбросить все компьютерные навороты и корректируемые снаряды, то и все 10-15. Когда такое может пригодится? Ну, это уже область предсказаний, но в случае очень крупного конфликта возможно всё. Кто знает, вдруг понадобится артиллерия, относительно дешёвая и дальнобойная, но в максимально сжатые сроки?

Иными словами, разработка Д-400 – это перестраховка, на всякий случай, да и чтобы не потерять компетенции и составить конкуренцию в направлении. До войск она, скорее всего, доберётся не скоро, да и только в ограниченном количестве – как никак предпочтение уже отдали самоходкам. Но то касается наших, а вот экспорт вполне реален, учитывая аналогичный успех американского аналога. Ключевые технологии останутся в самоходке, а копировать стволы вряд ли есть необходимость, так как у вероятного противника с этим всё в порядке. С другой стороны, такие гаубицы можно смело применять на базах по типу Хмеймима дабы максимально быстро ответить на прилёт кустарного БЛА, дистанции пуска которых как раз укладываются в возможности Д-400.


Д-400 с другого ракурса. Судя по всему весовые характеристики всё же уступают американской М777А2, но по другим параметрам превосходство существенное.


Ну и обслуживание, без него никуда – гусеничные самоходки обладают не таким уж и большим ресурсом, поэтому где можно обойтись без мобильности, как в примере выше, почему бы и нет? В любом случае развитие как самоходной, так и буксируемой артиллерии – это движение вперёд, которое позволит закрыть все, так сказать, бреши и не отставать от конкурентов и противников, а в случае острой необходимости возможность быстро и качественно нарастить возможности собственной артиллерии.


Источник