Обозреватель "РГ" Евгений Шестаков.


16.11.2012, 15:55 "Российская газета" - www.rg.ru



Очередная предпринятая на прошлой неделе в Саудовской Аравии попытка ряда влиятельных государств арабского мира уговорить Россию изменить позицию по Сирии не увенчалась успехом.
Находясь с визитом в Эр-Рияде, глава МИД России Сергей Лавров однозначно дал понять собеседникам из стран Персидского залива: обещанием выгодных бизнес-контрактов и политических преференций за отказ от поддержки Дамаска Москву не "купишь". Стороны вежливо выслушали друг друга, но остались при собственном мнении. Впрочем, иного развития событий быть не могло. Россия выступает против дальнейшей милитаризации сирийского конфликта, страны Персидского залива - за. Россия считает, что урегулирование ситуации в Сирии не должно быть напрямую связано с уходом президента Башара Асада, тогда как для шейхов и принцев даже временное сохранение Асадом власти выглядит неприемлемым.
Страны Персидского залива фактически стали заложниками пресловутой "королевской солидарности", когда маленький, но весьма богатый Катар навязал свои взгляды большинству соседей. И теперь даже не согласные с догматично-агрессивным подходом катарцев по сирийской проблеме страны Залива вынуждены молчать, не имея возможности высказать собственное мнение. За разговорами о страданиях сирийского народа и заклинаниями о прекращении кровопролития в Сирии стоят огромные деньги и болезненное самолюбие руководителей государств. Несколько месяцев назад президент США публично заявил о том, что добьется ухода Асада. Так что теперь - хочешь не хочешь - хозяин Белого дома просто обязан выполнять свое обещание. В ходе избирательной кампании нового президента Франции соотечественники упрекали Франсуа Олланда в нерешительной внешней политике. Теперь Олланду есть чем ответить критикам. Он стал первым и пока единственным лидером, который официально признал Национальную коалицию, состоящую из противников Асада, законным представителем сирийского народа. Олланд обещал оказать прямую военную помощь коалиции.
О том, что накачивание оружием оппозиционных группировок будет способствовать завершению гражданской войны в Сирии, как утверждают на Западе, можно говорить только с горькой иронией. Под сурдинку вялотекущих разговоров о мирном урегулировании сирийского конфликта противники официального Дамаска взяли курс исключительно на военную победу над Асадом. В учредительных документах созданной на прошлой неделе Национальной коалиции записано, что ее участники добиваются свержения президента Сирии, отказываются от любых переговоров с нынешним правительством страны и ставят целью уничтожение всех существующих институтов власти. На реализацию этих задач катарские спонсоры не жалеют средств. Одновременно они скупают голоса влиятельных исламских партий в соседних с Сирией странах, обещая им финансовую поддержку за публичную критику сирийского режима .
Государства Персидского залива ждут от России двух принципиальных решений, за которые они готовы щедро заплатить. Во-первых, отказа Москвы от выполнения ранее заключенных с Дамаском военных контрактов. Во-вторых, поддержки в Совете безопасности ООН резолюции, которая сделает легитимным иностранное вторжение в Сирию. Собеседники Лаврова в Саудовской Аравии убеждали его в том, что в интересах Москвы поддержать западный вариант резолюции по Сирии. Но "обработать" министра не удалось. Накал страстей был таков, что глава российского внешнеполитического ведомства демонстративно отказался от ранее запланированного делового ужина с принцами и шейхами, где также планировался обмен мнениями по сирийской проблеме.
Вместе с тем переговоры в Саудовской Аравии показали, что темой Сирии диалог арабского мира с Россией ограничиваться не должен. России есть что предложить партнерам. В середине декабря в Москве пройдет первый форум Россия - Лига арабских государств (ЛАГ). Первоначально арабская сторона собиралась говорить на нем только о Сирии. Но Россия предложила ЛАГ более широкую повестку дня - обсуждение ситуации, связанной с эскалацией палестино-израильского конфликта и перспективы международной конференции о создании на Ближнем востоке зоны, свободной от ядерного оружия.
В то время как значительная часть "арабской улицы" продолжает обвинять Москву в поддержке Асада, более дальновидные арабские политики понимают: расхождения во взглядах на будущее Сирии не должны привести к обрушению российских "акций" на других, не менее важных, чем сирийский, треках. В арабском мире Россия по-прежнему выступает в качестве важного полюса силы, противостоящего по многим вопросам США. Поэтому, несмотря на расхождение во взглядах, страны Персидского залива сочли визит Лаврова в Саудовскую Аравию полезным. Переговоры, в том числе ночные, которые состоялись у главы российского МИДа в Эр-Рияде, продемонстрировали, что его собеседники осознают все предстоящие трудности, связанные с исключительно военным путем решения сирийской проблемы. Но пока в силу внутриполитических причин им приходится молчать.
В интервью одному из российских телеканалов президент Башар Асад объявил, что добровольно в отставку не уйдет и выразил готовность сражаться до победы с оппозицией, которая, по его мнению, состоит из "бандитов и террористов". Это противостояние в западных СМИ все чаще называют гражданской и религиозной войной. Оно может продолжаться долго - у официального Дамаска остается достаточно резервов для сопротивления.
В Саудовской Аравии собеседники Лаврова признали, что внутренняя сирийская оппозиция не вошла в состав новой Национальной коалиции и не одобряет методов, которые та применяет для свержения Асада. Без резолюции Совбеза ООН никто из внешних игроков не готов к вторжению в Сирию. Даже Турция в последние дни "сбавила обороты". В Анкаре понимают: прямое столкновение с Сирией приведет к объединению всех живущих в регионе курдов против турецких военных. Не только местных, но также сирийских, поддержавших Асада, и иракских, занимающих сегодня антиасадовские позиции.
Еще одним фактором, способным в одночасье изменить настроения "арабской улицы" в пользу Асада, могут стать столкновения сирийских войск с израильскими военными на Голанских высотах. Похоже, в Дамаске намерены разыграть эту карту - начались "случайные" обстрелы израильских позиций сирийской армией. Если в ответ Тель-Авив решится на масштабную операцию против сирийцев, это в корне изменит отношение к Асаду в арабском мире и даст возможность официальному Дамаску аппелировать к пресловутой арабской солидарности. А заклятым противникам Асада в странах Персидского залива ничего не останется, кроме как публично заявить о своей солидарности с подвергнувшимися нападению со стороны Израиля сирийцами.
Сирийский кризис еще длительное время будет оставаться в центре всех переговоров России с арабским миром. Но не он один. Противники Асада по инерции и дальше будут пытаться изменить позицию Москвы, поочередно предлагая нам на различных международных форумах "пряник" или угрожая "кнутом". Со своей стороны Россия советует "арабским партнерам" отложить в сторону разногласия по Сирии и работать совместно на тех треках, где наши позиции совпадают. Тогда как в отношении Дамаска Россия считает свою позицию основанной на международном праве и не намерена ее менять в обозримом будущем в угоду кому бы то ни было.