-
10.12.2017, 15:32
bitly
#1
Россия и Китай: Воевать будем порознь
10.12.2017г.
Стоит ли нам считать Поднебесную своим боевым союзником?
Министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу заявил, что безусловным приоритетом внешней политики России является всестороннее углубление стратегического взаимодействия с Китаем.
«Особо хочу отметить, что всестороннее углубление стратегического взаимодействия с Китайской Народной Республикой является безусловным приоритетом внешней политики России», — сказал Шойгу на встрече с заместителем председателя Центрального военного совета КНР генерал-полковником Чжан Юся.
Он подчеркнул, что Россия уделяет пристальное внимание реализации договоренностей, достигнутых на высшем уровне. Ранее Шойгу заявил, что военное сотрудничество России и Китая не несёт угрозы другим государствам.
Вместе с тем Китай всегда вёл уклончивую политику в отношении России. Можно ли назвать Поднебесную нашим союзником, и до какой степени может происходить «углубление стратегического взаимодействия»?
— Китай по паритету покупательной способности — самая крупная экономика мира, — говорит старший научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Василий Кашин. — Это наш главный торговый партнёр. У нас тесное сотрудничество в военной сфере, а также во внешней политике по большинству международных проблем. Очевидно, что из этого проистекает приоритетность наших отношений с Китаем. При нынешней международной ситуации нам на таком уровне и сотрудничать больше особенно не с кем. Поэтому заявление Шойгу в ходе встречи с заместителем председателя Центрального военного совета КНР генерал-полковником Чжан Юсем, было вполне ожидаемым и даже дежурным с дипломатической точки зрения.
«СП»: — Да, но всё же при встрече Шойгу с главнокомандующим, скажем Индонезии, заявление о стратегическом сотрудничестве вряд ли бы последовало.
— Да, разумеется, слова министра обороны России отражают масштаб, как самого Китая, так и важности, которую мы придаём отношениям с ним. Например, в военно-технической сфере из крупных дружественных стран лишь Индия, и то отчасти, может сравниться по важности для нас.
«СП»: — А можно ли Китай в полной мере назвать дружественной страной?
— Однозначно. Пекин, например, был главным источником кредитов для России в наиболее сложные для нас 2014—2015 годы. Они нам выдали кредитов, в общей сложности, на 32 миллиарда долларов. Они осуществили довольно крупные инвестиции. В частности, только в «Роснефть» вложили 9 миллиардов долларов. У нас единая позиция по многим международным проблемам. Пекин выступает против антироссийских санкций. Индия и Китай — две наиболее дружественных нам из крупных стран.
«СП»: — Тем не менее, Китай не забывает дружить и с США. Во время визита Дональда Трампа в Китай были подписаны соглашения на огромные суммы…
— Да, в целом на 250 миллиардов долларов. Правда, по большей части это были меморандумы о намерениях. Сколько контрактов реально будет осуществлено — сказать сложно. Но, конечно, Китай вовсе не думает сворачивать сотрудничество с Соединёнными Штатами. Одно другому никак не мешает. В конце концов, Китай не мешает нашим экономическим контактам с другими странами. Они не обязаны влезать в наш конфликт с США, точно так же, как и мы не обязаны влезать в конфликты Китая с такими странами, как Япония, Индия или Вьетнам. Но в принципиальных вопросах международных отношений мы всё-таки координируем свои действия.
«СП»: — А как можно расценить позицию Китая по Украине? Пекин ведь не только нас кредитует, но и Киев. Делает инвестиции…
— Инвестиции в Украину они делают небольшие, поскольку там особенно и инвестировать уже не во что. Конечно, Китай третий по значению торговый партнёр Украины и начал подготовку к заключению договора о зоне свободной торговли. Но повторяю, Китай не влезает в наши отношения, к примеру, с тем же Вьетнамом, которому мы вообще поставляем оружие. А у Пекина и Ханоя отношения довольно напряжённые. Вместе с тем, Китай уже не раз помог нам в противостоянии с Западом из-за украинского кризиса.
Я уже говорил про кредиты. А построить энергомост в Крым без помощи Китая мы вообще не смогли бы. Именно китайцы продали нам кабель требуемой мощности. Мы сами его не производим, Евросоюз или США нам бы его точно не продали. И только благодаря Пекину мы вышли из трудной ситуации. Они не только продали нам этот кабель, но даже судно кабелеукладчик было китайское. И если бы не это, в Крыму до сих пор периодически возникали бы веерные отключения электричества, что, конечно, сильно бы осложняло жизнь полуострова. Разумеется, китайцы никогда не станут действовать в ущерб своим интересам (кстати, как и Россия), но когда они могут, они помогают.
При этом не надо забывать, что американцы проводили большую адресную работу с китайскими компаниями, чьи интересы сильно завязаны на Соединённые Штаты. Их руководителей откровенно шантажировали, убеждая отказаться от сотрудничества с Россией. В результате, с частным китайским бизнесом сейчас нам действительно сложнее договариваться. Но китайские госкомпании с нами работают, как и прежде.
«СП»: — Китаю Россия нужна исключительно как противовес США?
— Это и противовес США, и гарантия безопасности с севера. Кроме того, с прошлого года мы на первом месте по поставкам нефти в Китай. Мы поставляем и многие другие важные для развития китайской экономики и ВПК ресурсы. Опять же Россия и Китай — незаменимые друг для друга партнёры при обсуждении важных политических проблем, особенно в Совбезе ООН. По вопросам, связанным с Ближним Востоком, например, мы почти всегда выступаем вместе. Это позволяет каждой из сторон избегать изоляции.
«СП»: — Нет ли опасности, что укрепляя сотрудничество с экономически неизмеримо более мощной страной, мы рано или поздно попадём от неё в зависимое положение?
— Такой риск есть, конечно. Отчасти мы пытаемся избежать такой зависимости, развивая отношения с другими странами Юго-Восточной Азии. Например, с Японией и Южной Кореей. Эти страны, хоть и входят в число сателлитов США, всё же ведут относительно независимую экономическую политику. Но угроза монополизации наших внешнеполитических связей Китаем реально существует.
«СП»: — В самом Китае насколько устойчивая ситуация? Часть экспертов считает, что Поднебесная стоит перед серьёзными вызовами, в частности, новое поколение китайцев уже не столь работоспособно, поскольку большинство молодых выросло в семьях с единственным ребёнком.
— Да, перед Китаем стоят сейчас проблемы из-за того, что долгое время проводилась политика, направленная на рост экономики любой ценой. В результате резко ухудшилась демография, экология, здоровье населения. Существуют и массовые проблемы психологического характера, о которых вы упомянули. Много детей не получили достаточного воспитания, при этом родители их баловали. В результате происходит замедление роста китайской экономики. Большинство серьёзных прогнозов сходится на том, что замедление роста будет продолжаться. Скорей всего, произойдёт «жёсткая посадка экономики». Однако оснований ожидать внутриполитического кризиса — нет. Исключать нельзя ничего, но, скорей всего, Китай просто переживёт трудный период в ближайшие годы, а потом найдёт новые источники роста. Впрочем, сегодня нет ни одной крупной страны, перед которой бы не стояли серьёзные экономические проблемы. Даже США тут не являются исключением.
— Министр обороны Шойгу говорит, конечно, прежде всего, о военном сотрудничестве, — считает директор Центра стратегической конъюнктуры Иван Коновалов. — А здесь мы пришли к такой стадии, когда китайцам уже мало от нас военного «железа». Им нужны технологии. Последние контракты по покупке российских зенитных систем С-400 и истребителей СУ-35 в какой-то степени подводят черту. Дальше китайцы готовы покупать у нас в основном технологии. Конечно, в чём-то мы можем им пойти навстречу, но многие технологии не можем продать из соображений собственной безопасности. Но есть проекты в смежных отраслях. Например, мы совместно разрабатываем гражданский тяжёлый самолёт, есть совместные проекты в вертолётостроении.
«СП»: — Можно ли сказать, что мы союзники с Китаем?
— Китай всегда в своей истории старался придерживаться стратегии «обезьяны, сидящей на горе, пока тигры дерутся». И сейчас Китай со стороны наблюдает за противостоянием России и США. С другой стороны, есть вопросы, где Китай зависит от России, а есть — наоборот. По той же проблеме Северной Кореи наши позиции близки.
При этом Китай никогда открыто не заявит, что Россия — наш военный союзник. Вспомните, когда Трамп во время визита в Китай объявил лидеру Китая Си Цзиньпину, что его американская авиация атаковала сирийскую базу, где могли находиться российские военные, негодующей реакции не последовало. С другой стороны, в прошлом году два китайских военных корабля участвовали в учениях с нами в Средиземном море. Европа ахнула. Я думаю, что китайцы и дальше будут действовать как-то так.
Источник
Статистика Top 15
Загрузка...
|
Последние сообщения |
|
Загрузка... |
Загрузка...
|
|
|
Ваши права
- Вы не можете создавать новые темы
- Вы не можете отвечать в темах
- Вы не можете прикреплять вложения
- Вы не можете редактировать свои сообщения
-
Правила форума
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов и пользователей сайта
Powered by
vBulletin® Version 4.2.3
Copyright © 2024 vBulletin Solutions, Inc. All rights reserved.
Content Relevant URLs by vBSEO 3.6.0
Перевод:
zCarot
Текущее время: 22:25. Часовой пояс GMT +4.