12.05.2016г.







Виктор Мараховский



Уважаемые читатели!

Минувшие майские праздники оказались совершенно не похожими на предыдущие в одном. Они прошли без единого скандала.
Предыдущие Дни Победы — по крайней мере с начала десятилетия — непременно сопровождались организацией какого-нибудь «антипраздника». Вы помните: 2012 год — один из центральных каналов показывает на 9 мая художественный фильм о людоедском советском государстве, расстрелявшем истинных победителей фашистов — уголовников. 2013 год — СМИ дают огня на тему «Есть ли нам что праздновать» и «не лучше ли было проиграть», а патриотическая общественность, соответственно, — организовывает массированный ответ. И даже 2015 год — попытка изобразить марш Бессмертного полка чем-то вроде принудиловки, «на которую сгоняли».
Что изменилось в этом году?
Ведь нельзя сказать, что никто не старался повторить прежние успехи. Всё было сделано как положено. Традиционно антигосударственные вип-медиа выдали по пачке авторских колонок:
«Солнечные зайчики скачут по Тверской, девушка в изящном платье делает селфи на фоне ракетного комплекса С-400 и нежно улыбается в камеру телеканала: «Такая мощь. Такая сила. Я горжусь своей страной». Искренне говорит, кажется. И от этого еще страшнее. Вряд ли милая девушка задумывается, что, вполне возможно, именно из этого комплекса наносили ракетные удары по сирийским деревням. Или раньше — по чеченским».
Юный писатель книг про страшное метро призывал перестать уже наконец праздновать и спрятать портреты дедов и прадедов:
«С момента прихода к власти Путина и реваншистов из КГБ мы все более торжественно празднуем День Победы. Мы застряли в той войне, мы вязнем в ее траншеях все глубже; мы надежно обороняем двадцатый век, и пусть остальная Земля уже в двадцать первом. Пока мы не похороним всех поднятых из разрытых нами могил, нам нет дороги в будущее».
В общем, старались все. Включая террористов, пытавшихся устроить в Москве на День Победы париж с брюсселем.
Но подобно тому как правоохранительные органы своевременно пресекли локальный джихад и не дали очередной ячейке террористического интернационала поднять пиара и привлечь спонсоров — общественность так же эффективно пресекла попытки отечественной секты десуверенизаторов попиариться на своём участке.
То есть они всё это писали, заявляли, ретвитили и лайкали между собой.
Но случилось любопытное: общественность перестала на них реагировать. Массовая реакция исчезла даже на уровне «посмотрите, какие сволочи». Граждане Российской Федерации просто праздновали свой главный национальный день — не проявляя интереса к тому, что сектанты празднуют у себя за стенкой.
9 мая прошло без баталий, спокойно. Так же, как спокойно были пережиты все последние разоблачения виолончелей, и стенания по псевдо-лётчице, и прочие некогда работавшие поводы.
Какой мы из этого можем сделать вывод?
Если коротко — то унаследованный от 90-х медиакласс, в течение пары десятилетий более или менее успешно представлявший себя власти и спонсорам в качестве российской общественности, завершил многолетние работы по самоизоляции.
В 2011-12 годах он пытался сымитировать революцию.
В 2013-14 медитировал на «олигархов, которые желают быть частью глобального мира и поэтому снесут возомнившего о себе подполковника КГБ как муху».
Последняя, прошлогодняя надежда была на «Россию, которая надорвётся в новых кровавых войнах и погибнет так же, как погиб СССР, вернувшийся из Афганистана».
Все эти ставки не сработали. У граждан страны оказались свои ценности и заботы, совершенно не рифмующиеся с целями десуверенизаторов.
А поскольку попытка за попыткой усилия медиакласса строились на отторжении интересов гражданского большинства, на ощущении конкуренции с ними («это мы здесь общество, а вовсе не эти быдланы») — то эти годы привели к самоудалению десуверенизаторов из реальной общественной жизни государства.
В результате своих упорных попыток рэкетировать государство — они лишь потеряли имевшиеся у них ещё десять лет назад позиции при грантах и министерствах.
И выстроили собственную Россию, очень слабо связанную с нашей культурно, политически и даже финансово.
То, что мы наблюдаем сейчас — это эмиграция в неё. Всё чаще, кстати, буквальная. Нелепая комедия со старейшей диссиденткой Машей, которая с шумом и помпой (не замеченной никем, кроме любителей жанра) в течение месяцев «покидала Россию снова», — в этом смысле имела серьёзный символический смысл для всей десуверенизаторской клаки.
Эта эпопея сигнализировала целевой аудитории, что поражение признано и пора отступать на подготовленные позиции.
Чтобы понять, насколько они уже усвоили эту позицию, приведём выдержку из ещё одной колонки на российском федеральном ресурсе:
«Вот в пражском кафе Liberal дискутируют видный славист и Лев. Вот издатель подпольного журнала 1970-х и Артемий обсуждают в библиотеке Вацлава Гавела цензуру, «золотые годы самиздата» и наши дни, когда художнику можно все, а куда ни кинь — запрет. Недавний посол Чехии в Москве толкует в Карловом университете с публицистом Александром о «России как проблеме». Соглашаются: решать ее — россиянам, а дело Запада — помочь тем, кто «в России живет в поле европейской культуры». С их выводом «рифмуется» лекция главы фонда ИНДЕМ Георгия…»
Это, смеем предположить, общее настроение: битва проиграна, в ближайшей перспективе нам властью не стать, обсутраиваем быть в Прагах и ждём более благоприятной конъюнктуры.
Кстати, в эмиграции есть ещё один практический плюс. Буквально только что Конгресс США выдал очередную законодательную инициативу о создании при Госдепе чего-то вроде министерства информационной войны с Россией и Китаем под названием «Центр информационного анализа и реагирования».

А это значит, что усилению перебрасываемых в восточную Европу натовских войск войсками информационными — быть. Троекратное увеличение финансирования «сдерживания России» — не может не привести к появлению новых смелых проектов с обжигающей правдой о жизни в путинской сатрапии.


Образуются новые рабочие места, слышно брожение — москвичи нервничают, что все места разберут без них. Т.н. лучшие люди готовятся занимать пражские (вильнюсские, берлинские) квартиры и редакции.


Это не значит, что они нас покинут — они останутся по-прежнему в наших фейсбуках, на доменах зоны ру и даже будут регулярно наполнять авиарейсы на Москву — в столице множество дел.

Но это будет уже окончательно жизнь за стеной.

Блеск и нищета русофобии