Несмотря на весёлый судебный сюрприз от наших европейских партнёров, Петербургский форум снова продемонстрировал реальный расклад сил. В то время как Россия подтянула пояс на одну дырку и спокойно разворачивается на восток, представители «цивилизованного» мира ждать уже больше не могут: неутомимо гадят под нашим окном в Европу, надеясь, что мы сейчас начнём гоняться за ними по саду с заряженным солью ружьём.
Россия однако может позволить себе потянуть время, сосредоточившись на собственных делах и отгородившись от надвигающейся на долларовый мир финансовой бури. Достаточно сказать, что Петербургский международный экономический форум побил рекорд посещаемости, и что крупных контрактов на нём заключается больше, чем в спокойные домайданные годы.
В первый день форума текущую ситуацию обсудили Алексей Кудрин, Герман Греф и Игорь Шувалов. Кудрин и Греф, матёрые либералы, гнули свою привычную линию: России нужно больше конкуренции и больше международных финансовых воротил. Ничего нового я от них не услышал: за последние 25 лет либеральные рецепты успеха особо не изменились.
А вот технократ Игорь Шувалов, первый вице-премьер России, порадовал весьма интересными новостями. Напомню, что именно Шувалов отвечает в правительстве за экономический блок: информация у него «из первых рук». Вот самые важные тезисы из его выступления.
1. Ситуация развивается по плану. Чуда не произошло, экономика России просела во многих смыслах. Однако правительство было готово и к гораздо более тяжёлому сценарию, поэтому в авральном порядке латать непредвиденные дыры не пришлось:
Шувалов: ситуация в экономике сложная - Газета.Ru | Новости
«Мы должны были рассматривать самые худшие сценарии, жесткие сценарии. По уровню безработицы – мы думали, что она будет значительно выше. По тому, как себя чувствуют предприятия в своих взаимоотношениях с кредиторами, включая крупнейших – Сбербанк, ВТБ и другие. Ситуация не могу сказать, что хорошая, это неправда. Она достаточно сложная. Но она не такая сложная, как мы видели в октябре, ноябре, декабре прошлого года», — заявил Игорь Шувалов.
2. Шувалов дипломатично поправил Кудрина, указав последнему, что «разворот на Восток» – это всего лишь выправление опасного крена. Наш корабль слишком сильно наклонился в западную сторону, поэтому России нужно теперь уделить больше внимания своим азиатским партнёрам.
Однако о какой-то изоляции от Европы речи не идёт. Орёл на нашем гербе отнюдь не случайно имеет две головы: Россия расположена в центре главного континента планеты, и наше расположение не оставляет нам выбора – мы должны сотрудничать как с Востоком, так и с Западом.
Шувалов: разворота на Восток нет - Газета.Ru | Новости
«Даже когда у нас не было санкционного пакета и всей этой риторики, мы не зависели так сильно от одного торгового партнера в лице ЕС. Больше того, в определенное время, особенно начиная с 2005 года, мы слышали, что Евросоюз не хотел так сильно зависеть в торговле с Россией по энергоресурсам. И нам надо было искать другие способы продажи наших товаров. Особенно это ярко проявилось в 2012 году, когда мы вели повестку АТЭС и мы тогда сказали, что мы не хотим разворота на Восток, а хотим с Востоком торговать не меньше, чем с Западом», — сказал Шувалов.
3. Надо, впрочем, помнить, что население одного только Китая почти в три раза больше, чем население всего Евросоюза, при этом Евросоюз испытывает сейчас принципиальные экономические трудности, а Китай по-прежнему находится на подъёме.
Задача построить единое экономическое пространство «от Владивостока до Лиссабона» никуда не ушла – собственно, на форуме сейчас активно заключаются контракты на строительство участков Великого шёлкового пути. Однако надо смотреть правде в глаза – Китай является для России гораздо более важным и перспективным партнёром, чем непостоянная и несамостоятельная Европа.
Шувалов: никакого разворота на Восток нет | ФБА «Экономика сегодня»
«Мы теперь должны отстраивать это общее экономическое пространство – Евразийский союз, Европейский союз. И с другой стороны мы предлагаем КНР и другим партнерам на Востоке также рассматривать не только зону свободной торговли, но и более широкие форматы интеграции. У России и Евразийского союза появляется особая ценность, потому что мы способны объединять разные интеграционные направления», — говорит Шувалов.
4. Правительство очередной раз увеличивает горизонт планирования. В то время как попавшие в когти западных финансистов страны – такие как Греция и Украина – живут неделями, от кредита до кредита, Россия может уже позволить себе планировать не на годы, а на десятилетия вперёд.
Шувалов прямо заявил, что планировать на пять лет вперёд уже недостаточно, нужно смотреть дальше, на 2025-2030 год. Китай, кстати, оправился после тяжелейшего для него периода и стал сверхдержавой именно благодаря тому, что руководители Китая думали десятилетиями.
Западные же страны зашли в тупик не в последнюю очередь из-за демократического института сменяемости власти – из-за временщиков, каждый из которых принимал решения по принципу «досидеть срок, а там пусть сменщик разбирается».
ВЕДОМОСТИ - Греф, Кудрин и Шувалов спрогнозировали, что будет с Россией через год
«Это правда, сейчас основные направления деятельности правительства рассчитаны на три года. У нас был большой горизонт – до 2020 года, но даже сейчас его недостаточно. Нужно по основным структурным, новым линиям построения общества уже договариваться на более отдаленную перспективу – 2025-2030 год. И так выстраивать все механизмы работы».
«Нам не нужен такой рост, который потом усилит все наши накопленные структурные неудачи и приведет к более страшным последствиям. Сейчас нужен качественный рост. Рост, который основан на знаниях. Тема экономики знаний никуда не ушла из правительства».
«Нам нужно выйти из рецессии. Нам нужно стабильно развиваться. Нам нужны амбициозные планы развития. Если их не будет, для нас это очень высокий риск. И нам нужно совместить высокий рост с качеством роста. Если даже не получится и то, и другое, тогда качество на первом месте», — заявил Шувалов.
5. Разумеется, не мог Шувалов справиться с искушением уколоть наших американских друзей и партнёров, которые своими санкциями позволили России сосредоточиться для проведения необходимых реформ.
Пока нефть стоила больше 100 долларов, а кредиты можно было без проблем оформить на Западе, сложно было заставить чиновников и бизнесменов работать в полную силу: им и так было неплохо. Зато сейчас все мобилизовались и, засучив рукава, работают как ломовые лошади на урановых рудниках – а общество, что важно, хорошо понимает причины происходящего и относится к переменам спокойно:
Шувалов рассказал о пользе кризиса и низких цен на нефть: Госэкономика: Финансы: Lenta.ru
«Кризис при благоприятной политической возможности, когда люди не разобщены, а объединены, позволяет решать большие проблемы. Может быть по мелочи тяжело будет, но в отношении крупных проблем можно объединиться и решить их в течение короткой перспективы».
«Когда у вас нефть 100, общество ожидает от правительства решений о расходах. Когда нет нефти 100, тогда появляются возможности для тех, кто создает электромобили, новые системы энергоэффективности. Они становятся заметными, они всплывают».
6. Шувалов указал, что в некоторых регионах губернаторы зачищают политическое поле и практически единолично, игнорируя мнение общества, расставляют своих людей во власти.
Соображение достаточно очевидное, однако важно, что его высказал вслух один из крупнейших федеральных чиновников России. Это уже заявка на перехват у либералов повестки дня. Вообще, ОНФ достигла значительных успехов в борьбе со властным произволом в регионах. Либералы выглядят на фоне ОНФ весьма бледно. Если либералы потеряют контроль над СМИ и у них исчезнет возможность пиарить себя на пустом месте, им, пожалуй, окончательно придётся уйти с политической арены.
http://www.interfax.ru/russia/448198
«Есть информация о том, что губернаторы часто давят любую конкурентную среду в муниципальном руководстве, мешают выдвигаться муниципальным лидерам, выжигают поляну вокруг себя и не оставляют никому шансов быть избранным руководителем региона. Я свое мнение как человек и избиратель смогу оформить во время подготовки предвыборной кампании депутатов Госдумы следующего созыва. Надеюсь, что это будут совсем другие выборы, нежели в декабре 2011 года. Это сложная работа – и законодательная, и фактическая».
7. Отмечу, что наши СМИ сейчас не просто контролируются либералами – либералы местами даже увеличивают своё присутствие в эфире. Так, в последние недели резко вильнули в сторону прозападных идей «Вести-FM» – сейчас радиостанция представляет собой нечто среднее между старыми добрыми «Вестями» и насквозь либеральным «Эхом Москвы».
В печатных же СМИ и вовсе либерал на либерале сидит и либералом погоняет. На этом фоне говорить про отсутствие критики в СМИ смешно. Правильнее говорить о дефиците профессионализма – о реальном биче отечественной журналистики. Сложно отвечать на критику, когда критикующий не просто ошибается в своих построениях, но и принципиально не хочет хотя бы немного подучить матчасть, прежде чем кого-либо обвинять.
«Если критика доводит до такого состояния, что человек отмахивается — от этого никому хорошо не будет. Это просто взвинчивание негатива. Но если тебя критикуют настолько умно, что ты должен задуматься о своих действиях и может быть поправить их, это, конечно, правильно», — заявил Шувалов.
8. Очень важный и неочевидный для многих момент. Даже чиновник уровня Шувалова – а Шувалов, пожалуй, входит в десятку самых влиятельных чиновников России – не является эдаким сержантом из голливудских фильмов, приказы которого ловятся на лету.
Шувалову – также как и жалующимся на беспомощность либералам – приходится договариваться, убеждать, продвигать свои идеи. Особенно когда речь идёт о том, чтобы добиться чего-нибудь от других ветвей власти, типа парламента.
Отмечу, что ровно так происходит и в любимой либералами Америке: там президент тоже вынужден договариваться с Конгрессом. Поэтому когда либерал говорит «я предлагаю дельные вещи, но меня не слушают», он немного лукавит. Все находятся в одинаковом положении, всем приходится с напряжением продвигать свои идеи и проекты. Так устроена власть: как в России, так и в других государствах нашего грешного мира.
Открытие ПМЭФ: Греф, Шувалов и*Кудрин спорили об*экономике — Finparty
«Я в партии не состою, я работаю в правительстве РФ. Назначен на работу президентом. У меня сложные взаимоотношения с парламентом. Меня понуждает весь массив властных взаимоотношений работать с парламентом. Я не могу никому позвонить, ни о чем попросить. Работа так построена за последние годы, что я должен все время убеждать».
Подведу итог
Не хочу показаться чересчур оптимистичным, однако Россия, судя по всему, оставляет в прошлом «спазматический менеджмент» – модель управления, при которой времени и сил хватало только на решение самых срочных задач.
Постепенно мы возвращаемся к той игре в долгую, благодаря которой впечатляющих успехов добились в своё время советские и китайские коммунисты.
Теперь я уже не удивлюсь, если будет частично возрождён и Госплан. Как отметил вчера Владимир Владимирович, хоть старую советскую модель планирования воссоздать в новых условиях и невозможно, но вот про некоторые элементы стратегического планирования вполне можно говорить.
Фриц Моисеевич Морген