Sep. 29th, 2012 at 9:06 PM С.Филатов



В этом сессионном сезоне на Генеральной Ассамблее ООН заметно очень интересное многообразие лиц и позиций. Аншлаг мировой политической элиты продолжается уже не первый день, и каждый из них приносит свои запоминающиеся моменты.
На открытии – выступление Барака Обамы.
На следующий день уход Хиллари Клинтон с заседания Совета Безопасности (о чём в кулуарах только и судачат) и жесткая речь иранского президента Ахмадинежада (этот сюжет не сходит с экранов американского телевидения).
А затем отличился премьер-министр Израиля. Такого на кафедре Генеральной Ассамблеи ещё не бывало. Это отныне будут помнить так же, как и хрущевский ботинок!Utyt


Наглядная агитация Биньямина Нетаньяху
Биньямин Нетаньяху устроил сеанс наглядной агитации против иранской ядерной программы, захватив с собой на трибуну плакат с изображением иранской бомбы в разрезе. Почему-то сразу вспомнились рисунки Кукрыниксов, которые вот такой же круглой изображали бомбу в руках мировых империалистов…
В своем долгом выступлении с трибуны 67-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху призвал предотвратить возможность появления у Ирана ядерного оружия. Он предложил определить порог: остановить Иран на уровне 70 процентов обогащения урана.
Сославшись на данные МАГАТЭ, премьер-министр показал на своей схеме черту с отметкой «70%» и заявил, что именно сейчас Иран эту черту преодолевает.
Переход через следующую отметку – 90% обогащения урана – станет прямым доказательство готовности иранской ядерной бомбы. И Иран, по словам Нетаньяху, может преодолеть этот рубеж в обогащении урана уже в ближайшие месяцы.
«Существует только один мирный путь предотвратить изготовление Ираном ядерного оружия - установить «красную линию» на стадии обогащения урана», - заявил Биньямин Нетаньяху.
На отметке «90%» он провел, прямо на трибуне, жирную красную линию захваченным ради этого фломастером.

Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху на трибуне ООН со своим плакатом.
Фото www.newsru.co.il
От этой отметки до момента создания ядерной бомбы, по израильской оценке, останется всего несколько недель.
Биньямин Нетаньяху сказал, что до этого этапа объекты, на которых ведутся работы по обогащению урана, можно обнаружить и держать их «под прицелом».
Затем, когда работы перешагнут за 90%, дальше они могут вестись в каком-нибудь небольшом помещении, вплоть до объекта культового назначения, который будет трудно обнаружить в огромной стране.
Делегаты слушали эту лекцию о деталях производства ядерной бомбы, открыв рты…
Биньямин Нетаньяху между тем заявил, что обладание Ираном ядерным оружием это одно и то же как, если бы ядерным оружием овладела «Аль-Каида».
Он утверждал, что «иранская агрессия опасна и без обладания им ядерного оружия», отметив, что «нынешние действия Ирана в мире сродни террористическим».
Глава израильского правительства подверг резкой критике тех, кто считает возможным считать, что, обзаведясь ядерным оружием, Иран будет рассматривать его, по примеру Советского Союза, как средство сдерживания. Он сказал, что советские лидеры, когда перед ними вставала дилемма: идеология или выживание, выбирали выживание, а у иранских лидеров совершенно иной подход.
Ей Богу, кажется, ни разу за последние двадцать лет Советский Союз на Генеральной Ассамблее не вспоминали. Прямо по знаменитой фразе Виктора Степановича Черномордина: «Ну, никогда такого не было. И вот – опять!»
Касаясь палестинской проблемы, премьер-министр Израиля заявил, что необходимо искать взаимоприемлемого решения путем переговоров, а не путем «пустых заявлений» в ООН и односторонних действий. Что он имел в виду?..
Во время выступления Нетаньяху телекамеры время от времени показывали лицо министра иностранных дел Израиля Авигдора Либермана. На нем был написан ужас. Особенно, когда Нетаньяху начинал жестикулировать и использовать мимику…
В общем, такую вот лекцию про обогащение урана услышали делегаты сессии ГА ООН. Думается, для многих этот ликбез позволил усвоить базовые знания на предложенную тему.

Диалоги, диалоги, диалоги…
Как бы ответом на речь израильского премьера стали два мероприятия, прошедших в тот же день в рамках сессии:
- шестая встреча представителей государств - «друзей» Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ) и
- министерская встреча «шестерки» международных посредников (Россия, Великобритания, Китай, США, Франция и Германия) по иранской ядерной программе (ИЯП) при участии Высокого представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон.
Что касается встречи по ДВЗЯИ, то текст Заявления её участников опубликован, и с ним можно познакомиться на официальном сайте МИД России.
Для справки: Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний был заключен в 1996 году, и 1997 году был открыт для подписания.
На сегодняшний день его подписали 183 государства.
157 государств ратифицировали этот документ.
Однако для вступления Договора в силу необходимо, чтобы его ратифицировали 44 страны, обладающие ядерным потенциалом. Из них это сделали 36 государств.
Из «списка 44» Договор еще не ратифицировали восемь стран — Китай, США, Египет, Израиль, Индия, Иран, Пакистан и КНДР.
При этом Индия, Пакистан и КНДР не поставили и свои подписи под этим важным международно-правовым документом.
А вот что касается встречи «шестерки» по иранской ядерной программе, то стало известно следующее.
«Шестерка» вновь подтвердила единство своей цели – достижение всеобъемлющего и долгосрочного переговорного урегулирования ситуации вокруг иранского ядерного потенциала на принципах поэтапности и взаимности.
Была обсуждена последовательность дальнейших шагов по поступательному развитию диалога с Ираном.
С российской стороны особо подчеркивалась важность сохранения набранной динамики на переговорном треке по линии «шестерка» - Иран, а также интенсификации контактов Тегерана с МАГАТЭ с целью выхода на конкретные согласованные решения по постепенному снятию озабоченностей международного сообщества по поводу иранского ядерного потенциала.
Вот такой своеобразный ответ на озабоченности израильского премьера.
В какой-то степени ответил ему по палестинскому вопросу председатель Палестинской администрации Махмуд Аббас.
Вообще здесь на сессии отчетливо заметен, не заявленный открыто, но реально происходящий по факту, диалог по различным темам и вопросам. Диалог, порой, жесткий, мнения прямо противоположны. Но это все равно лучше, чем открытая вражда и военные действия.
«Худой мир лучше доброй ссоры». Уж пусть на площадке ООН противные друг другу стороны выясняют отношения…
Так вот, Махмуд Аббас, явно полемизируя с Нетаньяху, заявил, что Израиль отказывается прекратить оккупацию и позволить палестинскому народу добиться реализации своих прав и свободы, а также отвергает возможность независимости палестинского государства.
«Израиль обещает палестинскому народу новую катастрофу», - заявил он.
Аббас также сказал, что продолжит добиваться приема Палестины в члены ООН.
Он объявил, что приступил к консультациям по подготовке резолюции о предоставлении Палестине уже на этой сессии статуса «государства - не члена ООН».
«С тем, чтобы повысить шансы на мир, мы будем продолжать наши усилия по получению полноправного членства Палестины в ООН. С той же целью, мы начали интенсивные консультации с различными региональными организациями и государствами-членами с целью принятия резолюции Генеральной Ассамблеи о признании Палестинского государства как государства – не члена ООН уже в ходе этой сессии»,— сказал Махмуд Аббас.
Уместно напомнить, что сейчас Палестина обладает статусом «наблюдателя в Генеральной Ассамблее». При этом по этому поводу не сказано, что этот статус представлен Палестине, как государству. Вот такая казуистика…
В настоящее время в Генеральной Ассамблее есть всего одно государство-наблюдатель. Это – Ватикан.

Встречи, встречи, встречи…
В рамках сессии проходит масса мероприятий и встреч.
Министр иностранных дел России Сергей Лавров проводит беседы с десятками коллег из разных стран мира.
Вот только список государств и международных институтов, которые представляли его собеседники в течение одного рабочего дня сессии: Китай, Хорватия, Дания, Иордания, спецпосланник ООН по Сирии, Нидерланды, Палестина, Высокий представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности/заместитель Председателя Еврокомиссии, Алжир, Бразилия.
А ещё – Мадагаскар, Сербия, министры иностранных дел БРИКС, Франция, «тройка» Движения неприсоединения, американские еврейские организации, Эквадор, Генеральный секретарь ООН, Ливия, Ирландия, Германия, Великобритания, страны Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива, Туркменистан, Замбия, Ливан, Зимбабве, Иран…
«На полях» 67-й сессии Генассамблеи ООН Сергей Лавров встретился и с заместителем председателя Совета министров, министром иностранных дел Сирии В.Муаллемом. Как проинформировали прессу, беседа была сосредоточена на ситуации в Сирии и вокруг неё.
Сергей Лавров подтвердил принципиальную позицию России, основанную на безусловном уважении суверенитета, территориальной целостности и независимости Сирии, а также мирному урегулированию кризиса в этой стране без внешнего вмешательства.
В свою очередь В.Муаллем поддержал тезис о необходимости скорейшего прекращения насилия в САР и запуска межсирийских переговоров без предварительных условий, как это предусмотрено консенсусной международной политико-правовой базой - соответствующими резолюциями СБ ООН, планом бывшего Спецпосланника ООН/ЛАГ по Сирии Кофи Аннана и Женевским коммюнике «Группы действий».
Успехом российской дипломатии можно считать тот факт, что Совет ООН по правам человека в рамках сессии ГА ООН одобрил российский проект резолюции, в которой подчеркивается взаимосвязь между правами человека и традиционными ценностями человечества.
При этом США и Евросоюз проголосовали против этого проекта, принятого большинством голосов.
Состоялась встреча высокого уровня, посвященная ситуации на востоке Демократической Республики Конго (ДРК), где в результате насилия с начала этого года 300 тысяч гражданских лиц стали беженцами.
Восточная часть ДРК, особенно провинции Северный Киву и Южный Киву, охвачены насилием - национальная армия ведет бои с повстанческой группировкой, известной как «М23».
В этой части страны более 260 тысяч человек стали «внутренне перемещенными лицами» и еще 60 тысяч бежали в соседние Руанду и Уганду после начала боевых действий в апреле 2012 года.
Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун призвал к срочному и мирному разрешению кризиса на основе диалога.
«Я глубоко обеспокоен сообщениями, которые подтверждают серьезные нарушения прав человека, совершаемые M23, в том числе, принудительные вербовки сотен детей. Их используют в качестве комбатантов и секс рабов и, в некоторых случаях, убивают. Эти зверства должны быть остановлены», - сказал Генеральный секретарь.
Он подчеркнул, что все виновные в совершении серьезных нарушений прав человека должны быть привлечены к ответственности – переданы в руки правосудия.
Проведена также встреча Группы друзей по Йемену.
Обращаясь к ее участникам, Генеральный секретарь ООН заявил, что народ Йемена встал на путь преобразований и нуждается в поддержке международного общества. Еще год назад Йемен был на грани гражданской войны, а сегодня страна имеет нового избранного президента, правительство национального единства и план экономического восстановления.
Президент Йемена Абда Раббу Мансур Хади пришел к власти в результате февральских выборов 2012 года. До этого в ноябре 2011 года различные политические движения в Йемене подписали соглашение о переходных положениях. Эти договоренности стали результатом массовых протестов «арабской весны», которые охватили страны Ближнего Востока и Северной Африки в 2011 году. Эти протесты в Йемене привели к отставке бывшего президента Али Абдаллы Салеха.
Конституционный процесс в стране должен завершиться принятием нового Основного закона в конце 2013 года.
На февраль 2014 года в Йемене намечены всеобщие выборы.

Сергей Лавров: «Международные отношения испытывают явный дефицит доверия»
Наблюдая за этими многочисленными встречами, мы ждали, когда на трибуну 67-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН поднимется Министр иностранных дел России Сергей Лавров.
Его выступление привлекло очень большое внимание.
Глава российской дипломатии сказал следующее:
«Более полутора лет ситуация на Ближнем Востоке и в Северной Африке остается нервным узлом мировой политики. Глубина перемен, охвативших страны региона, переплетается с ключевыми проблемами современных международных отношений и требует от всех комплексного подхода, отказа от упрощенных и идеологизированных схем и двойных стандартов.
Россия неизменно поддерживает народы в их стремлении самим определить свою судьбу, проложить путь к более эффективным моделям государственного управления.
Считаем особенно важным, чтобы преобразования осуществлялись ненасильственным путем, без вмешательства извне. Убеждены: все члены международного сообщества должны быть заинтересованы в том, чтобы регион БВСА был мирным, стабильным, демократическим, свободным, как от внутренних, так и от межгосударственных конфликтов.
Пока, однако, не удается добиться единства усилий внешних игроков по созданию условий для достижения этих целей.
Особую озабоченность вызывает углубление внутреннего конфликта в Сирии.
Мы последовательно выступаем за то, чтобы консолидированными усилиями международного сообщества заставить правительство и его оппонентов немедленно прекратить насилие, сесть за стол переговоров и выработать компромисс о содержании и темпах реформ, который будет устраивать всех сирийцев и обеспечивать безопасность и права всех этнических и конфессиональных групп. В этом – суть того консенсуса, который воплощен в Женевском коммюнике «Группы действий», согласованном в развитие плана К.Аннана.
Призываем всех участников «Группы действий» в полном объеме подтвердить обязательства, взятые всеми нами в Женеве.
Это – кратчайший путь к тому, чтобы в Сирии перестали гибнуть люди.
Мы предложили принять в Совете Безопасности ООН резолюцию, которая одобряла бы Женевское коммюнике в качестве основы для переговоров о начале переходного периода, но это предложение было заблокировано.
Те, кто противодействуют выполнению Женевского коммюнике, берут на себя огромную ответственность. Настаивая на прекращении огня только правительством и поощряя оппозицию к наращиванию боевых действий, они, по сути, толкают Сирию еще глубже в пучину кровавой междоусобицы.
Продолжается милитаризация конфликта, звучат призывы к открытой интервенции. В Сирии активизировались экстремистские организации, включая «Аль-Каиду», которые осуществляют теракты против мирного населения и гражданской инфраструктуры.
Растет число военных преступлений, которые совершаются и правительственными силами, и оппозицией, что зафиксировано в недавнем докладе комиссии Совета ООН по правам человека.
Решительно осуждая любое насилие, откуда бы оно ни исходило, Россия убеждена, что возможность для коллективных действий есть. Практические шаги к преодолению кризиса нужно начать с всеобщего прекращения огня, освобождения пленных и заложников, доставки дополнительной гуманитарной помощи.
Это создаст условия для налаживания межсирийского диалога.
Рассчитываем, что опыт спрецпредставителя ООН и Лиги арабских государств Л.Брахими поможет согласовать такие договоренности при поддержке международного сообщества.
Россия будет всячески способствовать успеху его миссии.
Трансформации в странах Ближнего Востока не должны уводить на задний план задачу решения палестинской проблемы.
Достижение всеобъемлющего, справедливого и прочного арабо-израильского урегулирования, одним из результатов которого должно стать создание независимого, жизнеспособного и территориально непрерывного палестинского государства, сосуществующего в мире и безопасности с Израилем, стало бы крупным вкладом в нормализацию общерегиональной обстановки.
В полной мере сохраняет свою актуальность Арабская мирная инициатива, и мы поддерживаем усилия Лиги арабских государств по её продвижению.
Хотел бы также подчеркнуть важность выполнения решения о созыве в 2012 году Конференции по созданию на Ближнем Востоке зоны, свободной от оружия массового уничтожения и средств его доставки. Безусловно, необходимо обеспечить участие в Конференции всех государств региона, которые должны сами согласовать между собой ключевые договоренности.
И здесь тоже ЛАГ призвана сыграть важную роль.
В целом мы поддерживаем развитие более тесных связей ООН с региональными структурами.
Говоря о нашей части мира, отмечу, что сегодня подписан меморандум о сотрудничестве между секретариатом ОДКБ и Департаментом операций по поддержанию мира ООН. Уверен, что это будет способствовать эффективности общих усилий по обеспечению безопасности и стабильности.
Все наши действия должны опираться на прочную почву Устава ООН, в котором нет ничего, что давало бы право заниматься сменой режимов. Недопустимо навязывать народам политическое устройство их стран.
Об этом предельно четко говорил Президент России В.В.Путин, выступая в Кремле 26 сентября с.г.
Вся последовательность событий и в арабском мире, да и в других регионах свидетельствует о бесперспективности подобной политики, которая способна привести к опасному накоплению межэтнических, межрелигиозных трений в международных отношениях.
Считаем обязанностью всех государств ограждать от провокаций и надругательств религиозные чувства людей любых конфессий. При этом не может быть оправдания террористическим атакам, независимо от того, где они совершаются – в Ливии, Сирии, Ираке, Йемене или где-либо еще.
Абсолютно неприемлемы нападения на дипломатов и персонал ООН.
В целом мы убеждены в том, что сегодня, когда мир переживает переходный период, характеризующийся нестабильностью в сферах экономики, политики и межцивилизационных отношений, особое значение имеет способность государств-членов ООН опираться на согласованные нормы поведения, договариваться о совместном реагировании на угрозы глобальной стабильности.
Нельзя допустить, чтобы безответственные, продиктованные сиюминутными интересами действия привели к раскачиванию всей системы международного права.
Опасность для миропорядка несет произвольное толкование таких важнейших принципов, как отказ от неприменения силы и угрозы силой, мирное разрешение споров, уважение суверенитета и территориальной целостности государств, невмешательство в их внутренние дела.
Это – ключевые принципы Устава ООН, который возлагает на Совет Безопасности главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности.
Продвигая реформу Организации Объединенных Наций, необходимо сохранить способность Совета Безопасности выполнять эти функции. Их размывание лишило бы международное сообщество важнейшего механизма выработки совместных подходов к урегулированию кризисных ситуаций.
Уместно упомянуть о принудительном инструментарии в распоряжении ООН.
Введение санкций, согласно Уставу, отнесено к исключительной компетенции Совета Безопасности. Решения должны приниматься на коллегиальной основе при понимании, что санкции должны способствовать не изоляции того или иного государства, а побуждению его к диалогу с целью снятия появившихся у членов ООН вопросов. Принципиальный момент: санкции должны быть выверенными и не приносить страдания населению.
В свое время в СБ ООН обсуждался вопрос о гуманитарных пределах санкций, потом дискуссии как-то заглохли. Считаем важным их возобновить.
Назрел разговор в СБ и о том, каковы последствия односторонних санкций, вводимых государством или группой государств в обход ООН для продвижения своих политических целей.
У нас нет сомнений, что такие санкции, да еще и экстерриториального действия, ослабляют единство мирового сообщества, подрывают эффективность его усилий.
Иллюстрацией негативного воздействия односторонних санкций вот уже который год остаются торгово-экономические и финансовые ограничения, введенные США в отношении Кубы.
Россия, как и подавляющее большинство членов мирового сообщества, выступает за скорейшую отмену этой блокады, являющейся реликтом времен «холодной войны».
Отдельного внимания требует вопрос о том, как обеспечить осуществление на практике решений СБ о санкциях в отношении негосударственных игроков и незаконных трансграничных формирований.
В целом события последних лет убедительно показали, что односторонние действия в нарушение международного права, предпринимаемые в обход решений СБ ООН или извращающие суть этих решений, ни к чему хорошему не ведут.
Разумеется, юридические нормы в международных делах будут и далее модернизироваться по мере необходимости. Но к преобразованиям следует подходить предельно ответственно, с полным осознанием связанных с этим серьезных рисков. Критерием здесь может быть только консенсус.
Нельзя допустить, чтобы нарушения международного права выдавались за их «творческое развитие».
Все это относится и к дискуссиям вокруг концепции «ответственности по защите». Её дальнейшее обсуждение следует вести на основе тех подходов, которые были согласованы на саммите ООН в 2005 году и подтвердили необходимость соблюдения принципов Устава в том, что касается реагирования на внутригосударственные конфликты.
Проблема защиты гражданского населения – слишком серьезный вопрос, чтобы использовать его для достижения политических целей.
Пониманию неоднозначности концепции «ответственности по защите» способствуют инициативы, сформулированные Бразилией и рядом других государств, которые могут помочь продвижению к консенсусу.
Не будем забывать о том, что отцы-основатели ООН в своей мудрости согласовали и одобрили Устав Организации, в котором заложены принципы регулирования многополярного мироустройства.
Теперь, когда завершился аномальный биполярный период «холодной войны», когда для всех стало очевидным, что и для однополярности в современном мире не осталось места, и что международная реальность может быть только полицентричной, появился уникальный шанс реализовать изначальный потенциал Устава ООН в полной мере.
Сделать это непросто. Международные отношения испытывают явный дефицит доверия. В этом мы видим главную причину, препятствующую практическому продвижению к утверждению универсальных основ равной и неделимой безопасности – будь то на евроатлантическом пространстве, в Азиатско-Тихоокеанском регионе или в других частях мира.
Такое положение дел находится в явном противоречии как с заложенной в Уставе ООН концепцией коллективной безопасности, так и с глубокой взаимозависимостью современного мира, в котором большинство вызовов и угроз являются общими для всех, носят трансграничный характер.
Укрепление доверия и коллективных начал в международной жизни с упором на переговорный поиск компромиссных развязок помогло бы существенно снизить уровень нестабильности, продвинуться вперед в урегулировании кризисных ситуаций не только на Ближнем Востоке, но также вокруг Ирана, Афганистана, на Корейском полуострове и повсюду в мире.
Конечной целью усилий по урегулированию конфликтов является обеспечение права на жизнь и других основополагающих прав человека: политических, экономических, социальных.
События последних лет подтверждают, что без прочного мира и устойчивого развития соблюдение прав человека невозможно. В свою очередь, забота о правах человека должна служить обеспечению безопасности и развития личности, а не быть предлогом для незаконного вмешательства во внутренние дела государств.
Во Всеобщей Декларации прав человека указано, что каждый человек имеет право на такой международный порядок, при котором его права будут соблюдаться. Те, кто используют военную силу и санкции в обход Устава ООН, занимаются незаконными поставками оружия, выгораживают террористов, грубо нарушают это право.
Россия выступает за выполнение Всеобщей декларации прав человека и уважение традиционных ценностей, на которых основана человеческая цивилизация и которые едины для всех мировых религий.
Это – нравственная основа жизни современного общества, тот «цемент», который скрепляет нации и народы.
В последние годы эти ценности подвергаются испытаниям, связанным с проявлениями безнравственности, экстремизма, расовой нетерпимости.
Не могут не тревожить все более настырные действия тех, кто, ссылаясь на свободу слова, потакает героизации нацистов и их пособников, оскверняет память жертв Второй мировой войны и победителей фашизма.
Подобные действия несовместимы с обязательствами государств по Уставу ООН.
Напомню, что Международный пакт о гражданских и политических правах напрямую запрещает пропаганду войны и разжигание национальной и религиозной розни. Это означает, что свобода слова и собрания не может использоваться в качестве оправдания для пропаганды нацистских и других радикальных и экстремистских взглядов в нарушение базовых принципов и норм международного права.
Вчера Совет ООН по правам человека по предложению России одобрил резолюцию о взаимосвязи прав человека и традиционных ценностей.
Прискорбно, что ряд западных государств проголосовали против этого столь актуального сегодня документа.
Продвижение к подлинному партнерству в международных отношениях возможно лишь на равноправной, взаимоуважительной основе.
Весь ход событий в мире не оставляет всем нам никакой альтернативы объединению усилий для построения устойчивой, справедливой и демократической международной системы.
Сопротивляться этой объективной тенденции, пытаться сохранить старые порядки, наверное, какое-то время можно. Но ценой сопротивления будут лишь все новые жертвы, страдания и разрушения.
Давайте постараемся проявить прозорливость и встать на сторону не истории прошлых веков, а той истории, которая разворачивается сейчас на наших глазах и так нуждается в коллективной государственной мудрости», - завершил своё выступление на 67-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Сергей Лавров.

При выходе из пресс-центра столкнулся лоб в лоб с Пан Ги Муном, который шел по территории ООН, окруженный своими сотрудниками. Достаю фотоаппарат, прошу секунду для съемки. Он улыбнулся и, сославшись на занятость, пошел дальше – каждая минута на счету…

Нью-Йорк, 28 сентября